В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась необычная выставка, в экспозиции которой зрителям представят 30 уникальных среднеазиатских халатов и более двух десятков полотен послевоенной абстрактной живописи из Швейцарии, а также произведения из собраний Пушкинского музея и парижского Центра Помпиду.
Жан Базен. Камни деревья и равнины.1952 ADAGP, Paris Fondation Gandur pour lArt, Geneve. Photographer Sandra Pointet
Новая выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина объединит в себе два стратегических направления последних лет, по которым развивается выставочная деятельность музея. Это представление собраний частных коллекционеров, а также демонстрация нового подхода к созданию выставок.
«Восточный джаз / East West Jazz» – экспозиция, в которой зрители увидят более 30 уникальных среднеазиатских халатов и тканей из собрания Александра Клячина и более двух десятков полотен послевоенной абстрактной живописи, собранных швейцарским коллекционером Жаном Клодом Гандюром. Расширив и дополнив экспозицию произведениями из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и парижского Центра Помпиду — Музея современного искусства — Центра промышленного дизайна, кураторы выставки расскажут о взаимодействии восточной и западной культур. Это будет выставка не дидактическая, но философская и созерцательная.
Выставка призвана пробудить зрительские эмоции, с ее помощью появится возможность проникнуть в суть мышления абстракционистов, понять истоки их творчества. Демонстрируя различные композиции, составленные из халатов и тканей, созданных в XIX столетии, и абстрактных полотен западных художников XX века, кураторы говорят о том, как искусство анонимных мастеров Востока явно или косвенно влияло на искусство модернистское и современное.
В начале XX столетия искусство Востока изменило сознание европейских художников, чей глаз был воспитан на канонах красоты греко-римской античности. «Простота – почти до варварства. Сложность почти головокружительная. Изысканность самого утонченного, чувственно замечтавшегося народа. Серьезность, строгость, подчас суровость рисунка как на древних иконах. И мягкая, гибкая, подчас лукавая красота линии», – писал Василий Кандинский. Благодаря колористическим сочетаниям и принципам работы с цветом, иным композиционным построениям пространства и перспективы, свойственным изобразительному искусству Востока, и, самое главное, – абстрактному восприятию действительности – западные художники научились ставить перед собой новые художественные задачи. Каждый решал их индивидуально, открывая в декоративности восточного искусства новые горизонты.
Коллекционеры Александр Клячин и Жан Клод Гандюр пример того, как крупные предприниматели умеют одновременно сочетать таланты выдающихся бизнесменов, меценатов и филантропов.
Помимо упомянутых выше произведений из коллекций Александра Клячина и Жана Клода Гандюра, в экспозиции будут представлены 14 редко экспонируемых листов графической серии Анри Матисса «Джаз», созданной художником в 1947 году, четыре (три графических и одно живописное) произведения Василия Кандинского из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также 14 лучших образцов абстрактного искусства, в том числе работы Александра Колдера, Лучо Фонтаны, Джоан Митчелл, Даниеля Бюрена и Сержа Полякова, которые предоставят на выставку Центр Помпиду — Музей современного искусства — Центр промышленного дизайна и частные французские коллекционеры.
Женское нарядное платье – куртайи пешкушо Бухара. Середина XIX века Шелк шои Собрание Александра Клячина, Москва
Кураторы выставки:
Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина
Патрик Уркад, сокуратор и автор концепции художественного оформления выставки; историк искусства, сценограф, в 1980-х годах – арт-директор французского издания журнала Vogue
Елена Царёва, научный консультант выставки (раздел восточных халатов и тканей); ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН РФ
Анна Клочкова, Николай Молок мл., сотрудники отдела образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина
Михаил Аникст, дизайнер каталога и графический дизайнер выставки; график, иллюстратор, театральный художник, академик московской Академии графического дизайна
1 октября – 15 ноября 2019
Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Адрес: ул. Волхонка, 12 (м. «Кропоткинская»)
Фото: пресс-материалы
Метка выставка, ГМИИ им. А.С. Пушкина
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи
Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...
-
Пять вечеров в Театре Пушкина
28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....
-
Иосиф Бродский. Место не хуже любого
В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», посвященная истории отъезда поэта за границу,...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.