В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась необычная выставка, в экспозиции которой зрителям представят 30 уникальных среднеазиатских халатов и более двух десятков полотен послевоенной абстрактной живописи из Швейцарии, а также произведения из собраний Пушкинского музея и парижского Центра Помпиду.
Жан Базен. Камни деревья и равнины.1952 ADAGP, Paris Fondation Gandur pour lArt, Geneve. Photographer Sandra Pointet
Новая выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина объединит в себе два стратегических направления последних лет, по которым развивается выставочная деятельность музея. Это представление собраний частных коллекционеров, а также демонстрация нового подхода к созданию выставок.
«Восточный джаз / East West Jazz» – экспозиция, в которой зрители увидят более 30 уникальных среднеазиатских халатов и тканей из собрания Александра Клячина и более двух десятков полотен послевоенной абстрактной живописи, собранных швейцарским коллекционером Жаном Клодом Гандюром. Расширив и дополнив экспозицию произведениями из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и парижского Центра Помпиду — Музея современного искусства — Центра промышленного дизайна, кураторы выставки расскажут о взаимодействии восточной и западной культур. Это будет выставка не дидактическая, но философская и созерцательная.
Выставка призвана пробудить зрительские эмоции, с ее помощью появится возможность проникнуть в суть мышления абстракционистов, понять истоки их творчества. Демонстрируя различные композиции, составленные из халатов и тканей, созданных в XIX столетии, и абстрактных полотен западных художников XX века, кураторы говорят о том, как искусство анонимных мастеров Востока явно или косвенно влияло на искусство модернистское и современное.
В начале XX столетия искусство Востока изменило сознание европейских художников, чей глаз был воспитан на канонах красоты греко-римской античности. «Простота – почти до варварства. Сложность почти головокружительная. Изысканность самого утонченного, чувственно замечтавшегося народа. Серьезность, строгость, подчас суровость рисунка как на древних иконах. И мягкая, гибкая, подчас лукавая красота линии», – писал Василий Кандинский. Благодаря колористическим сочетаниям и принципам работы с цветом, иным композиционным построениям пространства и перспективы, свойственным изобразительному искусству Востока, и, самое главное, – абстрактному восприятию действительности – западные художники научились ставить перед собой новые художественные задачи. Каждый решал их индивидуально, открывая в декоративности восточного искусства новые горизонты.
Коллекционеры Александр Клячин и Жан Клод Гандюр пример того, как крупные предприниматели умеют одновременно сочетать таланты выдающихся бизнесменов, меценатов и филантропов.
Помимо упомянутых выше произведений из коллекций Александра Клячина и Жана Клода Гандюра, в экспозиции будут представлены 14 редко экспонируемых листов графической серии Анри Матисса «Джаз», созданной художником в 1947 году, четыре (три графических и одно живописное) произведения Василия Кандинского из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также 14 лучших образцов абстрактного искусства, в том числе работы Александра Колдера, Лучо Фонтаны, Джоан Митчелл, Даниеля Бюрена и Сержа Полякова, которые предоставят на выставку Центр Помпиду — Музей современного искусства — Центр промышленного дизайна и частные французские коллекционеры.
Женское нарядное платье – куртайи пешкушо Бухара. Середина XIX века Шелк шои Собрание Александра Клячина, Москва
Кураторы выставки:
Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина
Патрик Уркад, сокуратор и автор концепции художественного оформления выставки; историк искусства, сценограф, в 1980-х годах – арт-директор французского издания журнала Vogue
Елена Царёва, научный консультант выставки (раздел восточных халатов и тканей); ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН РФ
Анна Клочкова, Николай Молок мл., сотрудники отдела образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина
Михаил Аникст, дизайнер каталога и графический дизайнер выставки; график, иллюстратор, театральный художник, академик московской Академии графического дизайна
1 октября – 15 ноября 2019
Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Адрес: ул. Волхонка, 12 (м. «Кропоткинская»)
Фото: пресс-материалы
Метка выставка, ГМИИ им. А.С. Пушкина
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Танцы народов мира». ГААНТ им. Файзи Гаскарова
11 марта 2025 года в Кремлёвском дворце состоится концерт Государственного академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова с...
-
Римма Юсупова «Триумф света и цвета»
Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...
-
Выставка «Траектории ощущений»
Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.