театр

Свежий ветер в «Алых парусах»

9 февраля в Москву возвращается обновленная версия мюзикла «Алые паруса», приуроченная к 70-летию автора постановки Максима Дунаевского

9 февраля в Москву возвращается обновленная версия мюзикла «Алые паруса», приуроченная к 70-летию автора постановки Максима Дунаевского. В преддверии этого события ECLECTIC встретился с продюсером мюзикла Дмитрием Калантаровым и выяснил, какие нововведения появились в спектакле.  

Дмитрий, чем отличается обновленная версия мюзикла «Алые паруса» от предыдущей?

Дмитрий Калантаров

Дмитрий Калантаров

В режиссерскую концепцию, оформление и хореографию внесен ряд изменений. Несмотря на то, что сама идея произведения осталась незыблемой, мюзикл стал, с одной стороны, более театральным, а с другой – более позитивным, светлым и ориентированным на семейную аудиторию. Первая версия «Алых парусов», которая будет идти в Питере, многим кажется немного мрачноватой. Реальность в ней показана довольно жестко. Мы эти моменты нивелировали. Также в обновленном мюзикле упор сделан на актерское и вокальное мастерство, а не масштабность и шоу-составляющую, как это было ранее.

 

Дмитрий, может ли случиться так, что в дальнейшем мы увидим еще одно прочтение «Алых Парусов»?

Я считаю одним из основных достоинств мюзикла «Алые паруса» то, что его можно ставить бесконечно. Гениальность авторов, в нашем случае это Максим Дунаевский, Михаил Бартенев и Андрей Усачев, заключается в том, что они, создав великолепное произведение, дают возможность по-разному его трактовать, интерпретировать. Не знаю, готова ли наша команда к постановке третьей версии спектакля, но теоретически я не исключаю такую возможность. Если появится предложение поставить «Алые паруса» в каком-либо городе, мы обязательно его рассмотрим. Думаю, Москве и Питеру вполне хватит двух версий мюзикла. А в регионах, где еще нет своих – все возможно.

В чем вообще заключается отличие постановки от произведения Александра Грина?

В книге есть два основных направления – жизненные линии Ассоль и Грея. Эти люди параллельно росли, взрослели и в один прекрасный момент встретились. В театре у нас нет возможности резко переместиться, например, из деревушки во дворец, или из одной страны в другую. Поэтому основным действующим лицом в нашей истории стала Ассоль. Через весь мюзикл красной нитью проходит ее жизнь и взаимоотношения с окружающим миром. Грей появляется лишь эпизодически и то ближе к финалу. Но поскольку театр всегда строился на конфликте, нами был усилен персонаж Меннерс-младший, проходящий в фильмах и книге на заднем плане. В нашей версии это человек, который растет вместе с Ассоль и испытывает к ней трепетные чувства. Более того, ради любви он готов на подвиг. В итоге образуется некий любовный треугольник, и Ассоль оказывается перед выбором. Меннерс-младший у нас, конечно, отрицательный персонаж. Но, при этом он вызывает у зрителей противоречивые чувства. По крайней мере, женская аудитория зачастую вступает в полемику, в ходе которой некоторые заявляют, что отдали бы предпочтение Меннерсу. Наверное, так говорят любительницы плохих парней.

Изменился ли в обновленной версии мюзикла актерский состав?

Исполнители главных ролей – те же. В тоже время, мы не так давно провели кастинг для усиления актерского состава. Перед запуском мюзикла в 2013 году мы отсмотрели около полутора тысяч человек. Люди приезжали со всей России, однако на основные роли все равно были взяты профессиональные артисты из московских театров. У нас была надежда найти какой-то алмаз, требующий огранки, однако этого не случилось – решили воспользоваться бриллиантами. На данный момент могу с уверенностью сказать, что у нас сильнейший состав, в который входят люди, принимавшие участие в самых громких мюзиклах. Что касается ансамбля, детей и ролей второго плана, то мы в результате докастинга взяли еще несколько человек. Следующий сезон планируется достаточно активным. Помимо Москвы будут выступления и в других городах. Большой блок спектаклей сыграем в июне-июле в Питере, потом на весь август уедем в Сочи. При таком плотном графике усиление пула актеров просто необходимо.

Дмитрий, насколько на ваш взгляд актуальна история «Алых парусов» сегодня? Может быть нынешняя Ассоль ждет, что принц за ней приедет на Кадиллаке?

Мы проводили фокус-группы, чтобы понять, чем эта история привлекает людей. И в результате пришли к выводу, что Ассоль – несбыточная мечта. Быть такой, как Ассоль не может себе позволить ни одна современная женщина. Вы можете активно работать или тратить чьи-то деньги, воспитывать детей или жить в одиночестве, учиться или искать еще чего-то. В любом случае, каждая девушка, живущая в наше время, что-либо делает для того, чтобы добиться своей цели. Ассоль ничего не делала, кроме того, как свято верила в то, что ее мечта сбудется. И только безграничная вера ей в итоге помогла. Хотя в современной жизни также случаются ситуации, которые никак нельзя разрешить волевыми усилиями или подключением серьезных ресурсов. В такие моменты нам остается только верить и взывать к Всевышнему, что зачастую нас и выручает. Наверняка, многим современным девушкам хотелось бы также как Ассоль красиво сидеть на берегу и ждать. Однако я не уверен, что в двадцать первом веке такое возможно.

Какой эмоциональный отклик вы хотели бы вызвать в сердцах у зрителей?

Дело в том, что Ассоль, как в произведении Грина, так и в нашем мюзикле противостоит всему окружающему миру. Сегодня многие люди живут в достаточно агрессивной реальности, и им приходится бороться с ней. Нам бы хотелось, чтобы мюзикл вселял в зрителей надежду на лучшее. Мы хотим сказать, что не нужно бояться быть последовательными в своих поступках. Необходимо упорно идти к цели, преодолевая все препятствия. Особенно нас порадовал тот факт, что «Алые паруса» смогли достучаться до сердец и мозгов подростков. Поэтому во время предыдущих показов мюзикла мы запустили в Москве и Питере программу театральной педагогики в общеобразовательных школах на основе мюзикла «Алые паруса».

Что она из себя представляет

После того как школьники средних или старших классов подтверждали, что посетят мюзикл, мы отправляли к ним педагогов, которые проводили с ребятами подготовительные занятия, где давали какие-то базовые знания. Например, рассказывали, чем мюзикл отличается от драматического спектакля, а либретто от литературной основы. То есть, нашей задачей было подготовить будущих зрителей. Проблема заключается в том, что сегодняшние дети из-за постоянного воздействия мультиков и компьютерных игр не умеют сопереживать. Они привыкли следить за экшном, за действием, их мозг работает чисто механически. Включится в происходящее эмоционально, как, допустим, предыдущее поколение, они не могут. Однако на всех наших спектаклях подростки сидели с открытыми ртами. У них даже не было мысли отвлечься, чтобы выпить кока-колы или «полазить» в телефоне. Затем, после просмотра мюзикла к ребятам вновь приходили те же преподаватели и разбирали с ними отсмотренный материал. В том числе проводили занятия с элементами актерского мастерства, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя в роли того или иного героя. В общей сложности в программе поучаствовали несколько десятков школ. Был даже такой случай, когда ребята сходили на мюзикл в субботу, а театральный педагог позвонила нам в понедельник и восторженно сообщила, что после просмотра спектакля ребята прочитали за воскресенье «Алые паруса» целиком. В общем, помимо эстетическо-развлекательной функции, наш мюзикл выполняет еще и духовно-образовательную.

Алые паруса in-1
Алые паруса in-5
Алые паруса in-4
Алые паруса in-3
Алые паруса in-2

В последнее время мюзиклы становятся все более и более высокотехнологичными – применяется 3D-графика и другие новшества. Используете ли вы нечто подобное?

Уже в первой версии постановки декорации на сцене трансформировались. В определенный момент они превращались, то в берег, то в причал, то в море. Механизм работал под воздействием десяти компьютерных лебедок, которых в России всего два комплекта. При этом сама декорация была настолько масштабной, что сравниться она могла разве что с решениями, которые используют в Большом или Мариинском театре. Также немаловажную роль сыграла видеопроекция, дававшая фоновое сопровождение на протяжении всего спектакля. В нынешнюю версию «Алых парусов» мы включили дополнительные эффекты, связанные с компьютерной графикой. Но сразу скажу, выносить на передний план техническую составляющую в этот раз мы не стали. Зрители не дураки, они прекрасно понимают, что не имеет смысл идти в театр, чтобы посмотреть исключительно на какие-то спецэффекты. В качественном продукте все должно быть очень гармонично. Мюзикл должен нравиться зрителю целиком, а не чем-то конкретно. Самым главным в мюзикле всегда будет музыка, сюжет и актерская игра, остальное – лишь приложение к ней.

Существует мнение, что жанр «мюзикл» чужд русскому менталитету. Вы с ним согласны?

Я думаю, что это не так. Мюзикл является очередной ступенью в эволюции музыкального театра. В России достаточно долго существовал жанр водевиль, затем появилась оперетта. Озвученное вами мнение существует потому, что наши зрители, особенно старшее поколение, воспитаны на драматическом театре. Мюзикл по восприятию своему действительно легкий жанр, поэтому его не лучшим образом воспринимают те, кому хочется серьезной драматургии. Есть еще один нюанс. В странах запада мюзикл является неотъемлемой частью туристической инфраструктуры. Когда в Лондоне или Нью-Йорке выходит очередная постановка, на нее только первые два месяца идут жители города. Затем подавляющее большинство аудитории – туристы, для которых мюзикл входит в составляющую культурного ландшафта той или иной столицы. Поэтому приток зрителей не прекращается. Россия, за исключением Санкт-Петербурга, испытывает серьезную нехватку туристского трафика. Кроме того, на сегодняшний день у нас существует только одна компания, успешно занимающаяся мюзиклами. Это «Stage Entertainment». У них в долгосрочной аренде есть кинотеатр «Россия», где они показывают «Красавицу и чудовище» и МДМ, где идет «Призрак оперы». Остальные компании находятся либо в системе репертуарного театра, либо живут за счет спонсорской поддержки, либо рассчитывают на самоокупаемость. Поэтому жанру «мюзикл» приходится в нашей стране очень и очень нелегко. Существует целый комплекс проблем, на решение которых нужно время.

Мюзикл алые паруса_1
Мюзикл алые паруса_3
Мюзикл алые паруса_2

Какова ваша задача, как продюсера, в постановке «Алых парусов»?

Продюсер – это человек, который создает продукт. В плане авторского материала мне повезло. Он практически идеальный по качеству. Многие эксперты даже сравнивают «Алые паруса» с «Юноной и Авось». Кроме того, на мне как на продюсере лежит функция привлечения финансов для реализации проекта, формирование эксплуатационной и постановочной команды, а также дальнейший контроль проката. Могу откровенно сказать, что работать с таким замечательным мюзиклом как «Алые паруса» для меня большая честь и удовольствие.

В этом году исполняется 135 лет со дня рождения Александра Грина, а 15 января свое семидесятилетие встретил Максим Дунаевский. В прошлом году круглые даты отметили Василий Лановой и Анастасия Вертинская, сыгравшие в фильме «Алые паруса» 1961 года. Планируется ли объединить все эти даты в большой праздничный концерт, на который будут приглашены юбиляры и прочие люди, связанные с историей «Алых парусов»?

Я думаю, что мы пригласим этих людей на один из концертов февральского блока. Учитывая, что этот год является для «Алых парусов» знаковым, имеет смысл хорошенько подготовиться и сделать масштабный праздничный вечер, который состоится либо в Питере, либо в Сочи.

Дмитрий Веселов

Фото: Андрей Багрянский, пресс-служба мюзикла «Алые паруса»

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/