…Они пришли, чтобы не моргнув глазом бросить вызов мировому злу и несправедливости: спасти планету от надвигающейся глобальной катастрофы, войны, ядерной угрозы и вывести злодеев и преступников на чистую воду.
Бэтмен, Человек-паук, Джеймс Бонд, агент Скайфолл, Терминатор, Робокоп, Рэмбо – супермены и просто крутые парни породили отдельный жанр в кинематографе. Вихрь событий киноаттракциона непременно закручивается вокруг их персон.
Александр Невский – первый российский актер-бодибилдер, сыгравший хорошего мускулистого парня в высокобюджетном экшен-фильме «Московская жара» Джеффа Челентано. Роли бандитов и шпионов (а именно такие обычно достаются русским в западном кинематографе) актер принципиально отказывается играть.
Перед интервью он показывает свою фотографию 25‑летней давности – тощий подросток без намека на сколь бы то ни было значимые мышцы. Пожалуй, жизнь Александра напоминает сюжет голливудского кино: много лет назад простой советский мальчик мечтал стать Конаном-варваром, а сегодня его собственный боевик «Черная роза» выходит в прокат одновременно с «Саботажем» со Шварценеггером. По примеру кумира своей юности русский супермен не только накачал мышцы, но и усвоил философию self-made man: добиваться своего вопреки всем трудностям, а не ныть, опускать руки и во всем винить судьбу.
Накануне выхода в прокат фильма «Черная роза» Александр Невский рассказал Eclectic о добре с кулаками, о своем экшен-герое, сыгранном по системе Станиславского, и о том, почему отказался сниматься у Ван Дамма.
Александр, в «Черной розе» вы выступили в качестве режиссера, актера и продюсера. Как вам удалось совместить решение творческих задач с работой по организации съемок, постпродакшену и продвижению фильма?
Действительно, в «Черной розе» я взвалил на себя почти непосильную ношу, и в том, что я ее все-таки вытянул, большая заслуга команды. В первую очередь благодаря потрясающим актерам: это Кристанна Локен, Эдриан Пол, Маттиас Хьюз, Роберт Дави – который сразу после наших съемок снялся в «Неудержимых‑3» в роли антагониста Сталлоне. С российской стороны у нас также были замечательные актеры: Эммануил Виторган, Оксана Сидоренко, Ольга Родионова. Кроме того, меня подстраховывал продюсер Шелдон Леттич, сценарист и режиссер фильмов с Ван Даммом, Сталлоне, Лундгреном – он был на площадке, говорил, что и как нужно делать. Несмотря на все трудности, это был интересный опыт. Я старался сделать кино, которое с удовольствием смотрел бы сам.
Вы изучали актерское мастерство в Институте театра и кино Ли Страсберга. На ваш взгляд, в чем суть американской системы обучения актеров?
Считается, что метод Ли Страсберга – американская версия системы Станиславского. Страсберг в 1930‑е годы приезжал в СССР и действительно учился у великого театрального реформатора. Вернувшись в Америку, он стал преподавать актерское мастерство в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, через его школу прошли ведущие голливудские актеры, такие как Мэрилин Монро, Марлон Брандо, Роберт Де Ниро, Джейн Фонда, Алек Болдуин, Аль Пачино. Учиться там было одно удовольствие: со второго урока мы уже играли на сцене эпизоды из «Рокки», «Трамвая “Желание”», много импровизировали, нам подробно объясняли, как работает лицо, как вытаскивать из себя эмоции. Мне сразу дали дополнительные классы по коррекции акцента, чтобы не бросалось в глаза, что я из Восточной Европы. Преподаватели старались помочь каждому проявить свои сильные стороны, определиться с амплуа. Я честно признался: не уверен, что смогу сыграть Гамлета, но хотел бы стать хорошим актером для экшен-жанра. Мне сказали: «Выходи и делай!», «Забыл текст – импровизируй, говори от себя!» Что еще важно: на занятиях нам рассказывали про маркетинг, объясняли, как работает кинобизнес. У нас же надо «любить не себя в искусстве, а искусство в себе» и ни в коем случае не думать о том, как себя продвигать. А ведь актеры – незащищенные творческие натуры, и чтобы у них было меньше иллюзий и «холостых выстрелов», им необходимо понимание, что делать после выпуска фильма в прокат.
Получается, вы играете крутого парня из России по системе Станиславского?
Ну, по крайней мере – стараюсь. В этом образе я во многом иду от себя: я тоже считаю, что добро должно быть с кулаками – причем еще бóльшими, чем у зла. Из этого образа не хочется и не стоит выходить: думаю, и в жизни надо действовать совершенно бесстрашно, когда нужно защищать слабых. Сюжет фильма – не фантастический, такое вполне может произойти: в Лос-Анджелесе совершаются убийства русских иммигранток, местная полиция не может найти преступника, и приглашают помочь расследовать это дело офицера Московского уголовного розыска.
Разве это возможно?
Почему нет? Это инициатива начальника полиции, но, конечно, весь участок настроен против чужака. У нас работали консультанты с американской и с российской сторон, потому что снимали в Лос-Анджелесе и в Москве. Мы во всем их слушались – кроме одного момента, когда я намеренно пошел против правды жизни. Мой герой прилетает в Соединенные Штаты при полном параде: форма, фуражка, галстук – и на этом мы разошлись во мнениях с российскими консультантами. Они говорили, что майору следует лететь в джинсах, рубашке и никогда – при полном параде. Но я посчитал, что герой должен спуститься по трапу самолета в форме: это эффектно.
На ваш взгляд, почему в России мало хороших экшен-фильмов?
Я считаю, что хорошие остросюжетные фильмы у нас есть. Тимур Бекмамбетов своей картиной «Особо опасен», снятой в Голливуде, бесспорно доказал, что и наши режиссеры способны создавать высокобюджетное кино с мощными спецэффектами. Другое дело – у нас пока нет самой культуры экшен-кино. Должны быть звезды, на которых люди пойдут. Но я уверен, что русские ван даммы, сигалы, сталлоне, лиамы нисоны – вопрос времени.
Должно поменяться отношение к самому жанру. Конечно, это не те картины, которые получают награды на самых престижных кинофестивалях. Но мальчишкам нужны такие фильмы – как девушкам нужны мелодрамы. Пусть там все утрировано, пусть это все сказки, но из кинотеатра зритель выходит в приподнятом настроении.
В одном интервью вы сказали, что у кино три функции: развлекать, заставлять человека задуматься и вдохновлять на изменения в лучшую сторону. А вам не кажется, что «развлекать» и «заставлять задуматься» – это разные вещи?
Фильм «Конан-разрушитель» – сказка про могучего воина, который пытается спасти девушку. Казалось бы, одно сплошное развлечение – о чем тут задумываться? Тем не менее много лет назад я вышел из кинотеатра после просмотра с точным пониманием, что я буду делать дальше. Думаю, блокбастеры с Арнольдом Шварценеггером, которые, по идее, должны были только развлекать, подняли миллионы людей – они оторвались от диванов и стали что-то делать. Не все дошли до титулов, но определенно изменили свою жизнь. Поэтому я считаю, что вполне возможно развлекать и при этом давать какой-то мощный энергетический заряд, мотивировать человека на действия. Конечно, вы не можете накачать за меня мышцы, а я не могу что-то сделать за вас, но мы однозначно можем мотивировать друг друга.
В чем заключаются ваши обязанности в должности советника по спорту губернатора Тульской области?
Несмотря на то, что это должность на общественных началах, я отношусь к ней предельно серьезно. Когда я в России, раз в неделю езжу в тульские школы и встречаюсь с мальчишками, провожу мастер-классы по здоровому образу жизни, делюсь опытом. Неоднократно приезжал в детские дома для детей с ограниченными возможностями. Однажды они вытащили скамейку для жима лежа и стали показывать мне, как тренируются, что умеют. После этого я сказал ребятам, что это они на самом деле мои герои!
Возможно, во время именно этих трогательных моментов у меня возникло желание снимать, продюсировать не только боевики, но и драмы, поднимать в кино более серьезные темы. Для меня вопрос о том, как менять жизнь людей к лучшему, совершенно не праздный. В марте этого года мы с Марком Дакаскосом запустили проект «Меняя жизни», где я выступил только в качестве продюсера, а Марк – как режиссер и исполнитель главной роли. Широкой аудитории он известен как звезда боевиков («Братство волка», «От колыбели до могилы», «Плачущий убийца»). На самом деле он потрясающий драматический актер – например, в данный момент Марк просматривается в Королевский Шекспировский театр, через который прошли Джуди Денч, Лиам Нисон, Кейт Уинслет. Так что это точно не тот фильм, который вы ждете от меня или Марка Дакаскоса. Ломаем стереотипы.
На ваш взгляд, что для продюсера самое главное?
Хороший продюсер знает, какую из историй довести до экрана, какой материал имеет бóльшие шансы на отклик у зрителя и что будет с картиной дальше. Он понимает все этапы: кастинг, производство, постпродакшен, кинорынок – весь «пазл», а не только какие-то отдельные его кусочки. На мой взгляд, без таланта продюсер не может состояться как профессионал, сколько бы у него ни было знаний, логики и упорства. И еще он должен получать удовольствие от всех составляющих процесса создания кино, а не только любить на площадке курить сигары со звездами и ходить по красной дорожке.
Вы считаете себя человеком self-made?
Думаю, вполне так и есть. Главное – не оставаться односторонним: мне многие говорят, что я чемпион по контрастам – например, из-за того, что я знаком с поэзией Ахматовой и Мандельштама. В этом плане для меня всегда был примером Шерлок Холмс: когда к этому интеллектуалу заявляется злодей и сгибает кочергу со словами «Посмотрите, что будет с вами!», после его ухода мистер Холмс встает и эту кочергу разгибает – что сделать значительно сложнее.
Вы знаете, моя мама работала в химчистке по три смены, чтобы меня и сестру прокормить, жила чрезвычайно тяжело. Но при этом она каждый день говорила мне, что можно добиться всего на свете, что все зависит от самого тебя, а не от везения – нужно настраиваться на тяжелый труд и долгую дорогу. Все дело в том, готовы ли вы биться за свою цель, на сколько вас хватит.
Многие актеры, приехавшие в Голливуд, в начале своего пути идут на какие-то компромиссы, чтобы потом иметь возможность выбирать самим. Почему вы отказались от предложения Ван Дамма сняться c ним в фильме «Тайна ордена»?
Потому что считаю, что возможность выбора есть даже в самом начале карьеры. Я не играю русских бандитов и отморозков в Америке: не хочу работать на стереотип. Многие актеры, которые чем-то поступались для того, чтобы пробиться, потом об этом жалели. В частности, Сильвестр Сталлоне никак не выкупит все права на порнографический фильм «Итальянский жеребец», где он снимался до «Рокки». Вообще говоря, я не против компромиссов, но не тогда, когда нужно «наступать на себя» и предавать то, во что веришь. Прогибаться – точно не надо.
Беседовала Марина Довгер
Фотографии: Алексей Лерер
Метка Актерское мастерство, Александр Невский, Голливуд
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Николай Богачёв: «В кино важно всё»
Николай Богачёв – известный кинооператор. Он работал на самых интересных отечественных проектах последних лет: снимал такие сериалы как «Метод», «Триггер»,...
-
Оператор — элита кинематографа
Денис Рудченко — востребованный оператор в России, США и в Европе. Любопытно, что по первому образованию Денис — бакалавр по...
-
Марина Штода: из московского театра на фестивали Лос-Анджелеса
В интервью нашему онлайн-журналу Eclectic актриса, продюсер и режиссер рассказывает о том, что Голливуд – не такая уж невозможная мечта для молодых, дерзких и, главное, талантливых.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.