С 9 июня по 2 октября Музей русского импрессионизма представит выставку «Точки зрения». Через сопоставление автопортретов и портретов художников кураторы расскажут о развитии жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX–XX веков. В экспозицию войдут работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Владимира Татлина, Зинаиды Серебряковой, Наталии Гончаровой и других.
Бродский Исаак. Автопортрет с дочерью. 1911.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Зрители смогут проследить, как изображали себя сами мастера и какими их видели современники — живописцы, графики, скульпторы. Реалисты и новаторы, участники «Мира искусства» и «Голубой розы», школы Павла Филонова и «Бубнового валета» пишут автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения».
В экспозиции встретятся реалистическая традиция психологизма, импрессионистический лиризм, символистская театральность и кубистический эксперимент. Если некоторые пары автопортретов и портретов оказываются практически идентичны по стилистике — как, например, практически беспредметные образы Александра Родченко и Варвары Степановой, то другие обыгрывают разницу манер — это автопортрет Михаила Ларионова парижского периода и его портрет кисти Наталии Гончаровой.
В портретных образах находят отражение личные взаимоотношения художников: профессиональные, как у Ильи Репина и Исаака Бродского; дружеские, как у Бориса Кустодиева и Ивана Куликова; семейные, как у четы Фаворских или Кардовских. В начале века в портретах появляются и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картины-в-картине, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.
Гончарова Наталия. Автопортрет в старинном костюме. 1907–1908.
Государственная Третьяковская галерея
Выставка будет сопровождаться рядом открытий. Впервые будут экспонироваться «Автопортрет с неизвестной» Михаила Ларионова из собрания Государственной Третьяковской галереи, а также работа Роберта Фалька «Лиза в голубой шали» из коллекции Орловского музея изобразительных искусств, ранее не представленная в Москве. Широкая публика познакомится с малоизвестными именами, среди которых Виктор Барт — соратник Михаила Ларионова, Лев Зевин — ученик Роберта Фалька и Владимир Бехтеев — участник объединения «Синий всадник».
Посетители увидят произведения из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ряда федеральных и региональных российских музеев, а также частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Автопортреты и портреты будут дополнены архивными фотографиями, которые позволят провести параллели
с реальным обликом художника и его артистическими интерпретациями.
В каталог выставки «Точки зрения» вошли статьи искусствоведов Софьи Багдасаровой об эволюции жанра портрета в мировом искусстве и Елены Якимович о русском фотопортрете. Выставка будет сопровождаться просветительской программой для детей и взрослых.
«Точки зрения: Фёдор Шаляпин»
Спецпроект на третьем этаже музея предлагает посмотреть на Фёдора Шаляпина собственными глазами артиста и глазами его современников. Знаменитый певец покорял публику по обе стороны океана, а в свободное от театра время увлекался живописью, графикой и скульптурой. На выставке будут представлены автопортреты, фотографии, сценические костюмы, а также произведения его друзей-художников.
Обладая незаурядными внешними данными и ярким характером, Шаляпин зачастую становился моделью для талантливейших мастеров эпохи, изображавших его в жизни и на сцене. Посетители увидят работы Константина Коровина, Александра Головина, последний прижизненный портрет артиста, выполненный Василием Шухаевым, и бронзовый бюст работы Паоло Трубецкого.
Беляшин Василий. Автопортрет с самоваром. 1922.
Собрание Р. Д. Бабичева, Москва
Выставка также познакомит с Фёдором Шаляпиным — мастером перевоплощения, убедительно исполняющим на сцене разные роли и партии. Знаменитые образы Ивана Грозного и Бориса Годунова, Демона и Фарлафа, Дона Базилио и Дон Кихота, созданные оперным певцом, будут соседствовать в экспозиции с масштабным живописным портретом кисти Бориса Кустодиева, пожалуй, самым узнаваемым изображением артиста.
Благодаря театру Фёдор Шаляпин всегда был тесно связан с художественным миром. Он брал уроки лепки у скульптора Ильи Гинцбурга, пробовал свои силы в живописи и графике, экспериментировал с различными техниками и материалами. Дополнят впечатление об артисте-художнике архивные фотографии и аудиозаписи его выступлений.
Произведения из фондов Государственного академического Большого театра России, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Российского национального музея музыки и других государственных и частных собраний составят многогранный образ Фёдора Шаляпина — легендарной фигуры начала ХХ века.
Фото: пресс-материалы
Метка выставка, Музей русского импрессионизма
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Великие в кино
Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ
-
Театр Наций открыл театральный сезон
5 сентября в Новом Пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2024-2025 гг., а следом на Основной сцене прошла VI церемония...
-
Театр «МОСТ»: открытие юбилейного сезона
Что подготовил для взрослых и маленьких зрителей Театр «МОСТ» в свой 25-й театральный сезон – в материале ECLECTIC. В афише...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.