Признаюсь, я немного ввела вас в заблуждение, но разве что слегка. В центре дизайна ArtPlay проходит мультимедийная выставка-спектакль «Я – Айвазовский». Проект посвящен 200-летнему юбилею со дня рождения знаменитого мариниста. В изображении водной стихии Айвазовскому нет равных – море перетекло на его полотна, не иначе.
Открывает выставку-спектакль «Я – Айвазовский» видеоинсталляции, где Лянка Грыу примерила на себя образ журналиста, а Сергей Гармаш – самого художника. Актеры в формате интервью рассказывают интересные сведения о жизни и творчестве Айвазовского, проявляют грани его личности и характера. В основу сценария легли документальные материалы, письма и воспоминания современников крупнейшего русского мариниста XIX века.
Говорят, настоящий художник находит свою тему в творчестве и на протяжении всей своей жизни в искусстве придерживается только ее. Иван Константинович – из числа настоящих, верный одной теме. Догадывайтесь, какой? И это неудивительно: он родился в Крыму, в Феодосии, много времени проводил на берегах Черного моря, любуясь прибоем и величественными кораблями. И навсегда влюбился в море. Как, пожалуй, многие из нас. Помните, из фильма «Достучаться до небес»: «На тебе только и разговоров, что о море»?
После изучения биографии художника вы попадаете в зал с пространственными мультимедиа – на огромных экранах транслируется движения живых стихий. Действо строится на сложной сценической драматургии, что позволяет смотреть картины, сменяющие друг друга, как кадры захватывающего фильма. Мы слышим всплески волн, раскат грома, порывы шквалистого ветра, видим разбушевавшуюся водную стихию, сверкание молнии, сломанные мачты…
Кроме восхитительных сюжетов Айвазовского здесь также представлены работы других художников-маринистов. Так что, море здесь действительно представлено во всех красках.
Мультимедийный формат выставки заставил меня задуматься: в чем мастерство художника? В том, что его полотна дышат, они живые. Живописец стремится создать иллюзию глубины, пространства и времени на плоской поверхности холста. Как бы мы ни противились прогрессу, мультимедийные экспозиции как раз решают проблему изображения объема на плоскости. Сюжеты одновременно транслируются на несколько экранов различной величины, важные фрагменты приближаются для более детального рассмотрения. Это распространение на мультиэкраны не разбивает пространство картины, скорее, наоборот, помогает глубже уйти внутрь ее, увидеть не только объекты переднего плана, но и то, что находится вдали.
Отдельного упоминания заслуживают картины разбушевавшейся стихии – небо, над которым нависли грозовые тучи, и мощные волны. Красиво и страшно.
Несколько слов про невыносимую легкость восприятия. Интеллигенты брюзжат. То тончайшее чувство прекрасного, которое им прививалось годами, сегодня общедоступно. Да, действительно, не всем хватает воображения – чтобы оживить статичные образы, и, тем более, художественной зоркости – чтобы увидеть динамику благодаря игре оттенков света, перспективе. Мультимедийная выставка делает искусство доступным не только для избранных, но и для неискушенного зрителя. Любой смертный способен получить эстетическое наслаждение от зрелища величественной морской стихии и бескрайнего простора волн. Уверена, после этой выставки многие откроют для себя Айвазовского – особенно те, кто знал художника исключительно по картине «Девятый вал». Искусство в который раз стало демократичным, преодолело рамки и барьеры. Для тех, кто не согласен, напоминаю, в Третьяковской галерее сейчас представлены оригинальные полотна И.К. Айвазовского – без наворотов и спецэффектов.
Новый формат погружения в мир художника становится для зрителя глубоким эмоциональным переживанием. На оживших полотнах пространство становится выразительнее, объемнее, а значит, реалистичнее. Глядя на море понимаешь, что это образ мира – бесконечного и изменчивого. В него невозможно не влюбиться.
Мария Дударенко
Фото: пресс-материалы
[fb-like-button]
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Американские гастроли русского извозчика
«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» открылась в музее русского импрессионизма.
-
Дюрер в историческом контексте: от ощущений к осознанию
Это одна из немногих выставок, на которых мне удалось побывать за последнее время, что меня поразила, и впечатления от которой, живы и сильны до сих пор.
-
Жить в реальности Самата Гильметдинова
В настоящее время в Галерее Классической фотографии экспонируются пейзажи Александра Гильметдинова «Русский Север: четыре сезона» из осенней экспедиции по Русскому Северу.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.