Искусство на вес золота

С 17 по 21 мая 2014 года в Москве пройдет конгресс Всемирной ювелирной конфедерации CIBJO, куда съедутся делегации национальных ассоциаций ювелиров из разных стран мира. Россия впервые выбрана местом проведения Конгресса, где будут приниматься важнейшие для мировой отрасли решения. Активное участие в проведении международного форума принимают Ассоциация «Гильдия ювелиров России» и Национальный фонд развития ювелирного искусства, созданный недавно для поддержки отечественных золотых дел мастеров.

О целях и задачах Национального фонда развития ювелирного искусства, а также о том, почему хватит жить антиквариатом, рассказала Eclectic президент Фонда Галина Ананьина.

ananina2

.
Галина Ананьина, президент Национального фонда развития ювелирного искусства

Галина Васильевна, как на практике осуществляется поддержка русских ювелиров в Национальном фонде развития искусства России?

Прежде всего, наш фонд только создан, поэтому о широкой поддержке пока говорить рано. В этом году мы будем проводить мероприятия, посвященные юбилейным датам известных русских ювелиров Ивана Хлебникова, Алексея Денисова-Уральского, Иосифа Маршака. Что касается поддержки современных мастеров, в данный момент мы создаем галерею «Престиж России», где будут представлены лучшие авторские работы, в том числе лауреаты нынешнего конкурса Гохрана. Эта экспозиция – прообраз будущего Национального музея современного ювелирного искусства. Кроме того, принято решение об учреждении Национальной премии в этой области. Также в планах Фонда – поддержка образовательных программ обучения ювелирному делу.

Президент «Гильдии ювелиров России» Гагик Геворкян на пресс-конференции говорил о том, что ювелирное творчество нужно поднимать. Значит ли это, что сейчас русское ювелирное искусство переживает не лучшие времена?

Нет, говорить об упадке ни в коем случае нельзя. Здесь другая проблема: сто лет назад мы имели плеяду русских ювелиров – Фаберже, Овчинников, Хлебников. Сейчас их работы считаются высокими образцами национального искусства, нашей гордостью и престижем России, но мы забываем, что в то время они были и предпринимателями, как и современные золотых дел мастера. К сожалению, ювелирная отрасль сегодня не представлена в государственных советах по развитию культуры, то есть его даже не относят к понятию культуры – как и сто лет назад, это считается бизнесом, производством. Не хотелось бы ждать еще сто лет, чтобы вклад ювелиров в нашу культуру был наконец оценен.

А как вы относитесь к тому, что ювелирные выставки сегодня превращаются в выставки-продажи?

Действительно, если на первых выставках можно было увидеть многообразие интересных дизайнерских изделий, то сейчас, к сожалению, там практически отсутствуют авторские работы. Разумеется, эта тенденция не идет на пользу современному ювелирному искусству. Одна из задач нашего Фонда – помочь ювелирам экспонировать свои произведения. Выставки тоже нужны, но они должны быть абсолютно другого уровня, потому что очень сложно объединить продажи с профессиональным общением. Мы перестали видеть работы признанных мастеров на выставках, и складывается впечатление, что искусства у нас нет; в магазинах же произведения искусства невозможно как следует представить, а значит и оценить: их рассматривают «сквозь ценник».

Что дает ювелирам участие в конкурсе Гохрана?

В этом году ювелирный конкурс Гохрана проходит при поддержке Министерства культуры РФ. Работа лауреата Гран-при будет представлена в Алмазном фонде России. Более того, награждение в национальном конкурсе дает право принимать участие в международных конкурсах и выставках. Мы также обсуждаем с Министерством культуры возможность приобретения лучших конкурсных работ для передачи в музейный фонд Гохрана – иначе спустя 50 или 100 лет в истории искусства от нашего времени ничего не останется. Несмотря на то, что за последние 20 лет наши ювелиры внесли огромный вклад в развитие ювелирного искусства, в музеях эти шедевры до сих пор не представлены. Существовал бы Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, если бы Вексельберг не выкупил западную коллекцию произведений гения русского ювелирного мастерства?.. Поэтому вопрос о сохранении наследия нашего времени должен подниматься уже сейчас.

А что значит для ювелирного сообщества участие в Международном конгрессе CIBJO?

CIBJO – это организация, объединяющая 40 стран на разных континентах. Для нашей страны принимать гостей со всего мира – большая честь. Конгресс станет площадкой для заседаний отраслевых комиссий по геммологии, по синтетическим алмазам, по драгоценным металлам, по драгоценным камням – то есть это все те направления, в которых работает и наша ювелирная промышленность. Нам впервые представится возможность услышать доклады зарубежных специалистов, что называется, из первых уст, поучаствовать в обсуждении на международном уровне вопросов и проблем, актуальных для нашего ювелирного сообщества. Кроме того, иностранные гости смогут познакомиться с лучшими образцами современного русского ювелирного искусства. Поэтому международный конгресс CIBJO в России – событие поистине уникальное.

Интервью с ювелирами

В рамках международного форума состоится выставка ювелирных изделий, представленных на национальном конкурсе «Россия XXI век» Гохрана. Eclectic встретился с одними из самых интересных его участников: генеральным директором Ювелирного дома Argentov Ярославом Аргентовым и с художником-ювелиром Ильгизом Фазулзяновым, директором Ювелирного дома Ilgiz F.

аргентов

Генеральный директор Ювелирного дома Argentov Ярослав Аргентов рассказал Eclectic о том, как совместить бизнес с искусством.

На ювелирный конкурс Гохрана России дизайнеры Дома Argentov представили несколько своих произведений в номинациях «Камнерезное искусство» и «Авторская работа». В то время как в мире все меньше остается мастеров, способных сохранять и развивать искусство глиптики, мастера Argentov виртуозно используют выразительные возможности художественных стилей резьбы по камню: это камеи, имеющие выпуклый рельеф, и инталии – с углубленным рельефом. Все украшения в этих сложных техниках производятся вручную без использования компьютерных технологий, поэтому данные виды камнерезного искусства малых форм сегодня практически не встречаются.
Генеральный директор Ювелирного дома Argentov Ярослав Аргентов рассказал Eclectic о том, как совместить бизнес с искусством.

Ярослав Георгиевич, в чем преимущества малого ювелирного бизнеса?

Мы не можем конкурировать с крупными компаниями, специализирующимися на коллекциях массового производства, но выгодно отличаемся от них индивидуальностью в подходе к созданию ювелирных изделия и работе с клиентом. В нашем салоне домашняя обстановка, где каждый клиент – наш соавтор. Поэтому каждое изделие становиться единственным. Мы не загоняем наших ювелиров в определенные стилистические рамки, а даем им возможность раскрыть индивидуальность каждого камня и найти особенное художественное решение.

А с какими проблемами сталкиваются маленькие компании?

Крупные компании с серьезным рекламным бюджетом имеют возможность информационно заявить о себе. В нашем случае работает «сарафанное радио», когда покупатели рекомендуют Argentov своим знакомым.

Какие тренды в современном ювелирном искусстве вы могли бы отметить?

На мой взгляд, сейчас мы наблюдаем те же тенденции, что и в начале прошлого века: в связи с ростом цен на драгоценные металлы и камни мастера тогда стали творить из более дешевого материала. Правда, в то время своеобразный ювелирный кризис способствовал возникновению нового художественного стиля ар-нуво, а современный дизайн выглядит намного проще.

Достаточно ли в России ювелирных конкурсов и выставок?

Выставок у нас стало много, и, к сожалению, все они в основном превратились в выставки-продажи. На мой взгляд, они должны стать профессиональными – как, например, мировая ювелирная выставка Vicenza Oro, – местом встречи производителей, ретейлеров и представителей розничных сетей, площадкой для обсуждения новых тенденций в ювелирной моде, правовых аспектов. В этом случае розничные сети не будут ощущать спада покупателей во время проведения выставок, а у производителей появятся новые оптовые покупатели. Это мировая практика.

Ювелирный конкурс Гохрана – это первый интерес государства к деятельности ювелиров как к искусству. На самом деле, нельзя сказать, что наши мастера не оценены в мире: российские ювелиры занимали высокие места в престижных международных конкурсах – но чтобы выйти на иностранный рынок, нужна поддержка государства.

В чем сильная сторона русского ювелирного искусства?

Наша страна обладает великими ювелирными традициями. У русских мастеров большой творческий потенциал, стремление к созданию совершенных ювелирных композиций, изделий, представляющих художественную ценность, которые можно отнести к категории семейных реликвий. Многие традиционные ювелирные технологии, как например инталия, сохранены и развиваются в нашей стране. Это сложнейшая и кропотливейшая работа. В других странах я наблюдаю все-таки более формальный подход, производство «узнаваемых» изделий, которые «обозначают статус» их владельцев.

ильгиз

Ильгиз Фазулзянов – единственный в России ювелир, дважды удостоенный Гран-при на Международном конкурсе ювелирного искусства в Гонконге (International Jewelry Design Excellence Award). В 2012 году одно из украшений в коллекции «Маки» было представлено в качестве лота на балу Красного Креста в Женеве. Работы «чемпиона по эмалям» (а именно так его окрестили французские эксперты) по достоинству оценены специалистами ювелирного дома Cartier, аукционных домов Christie’s и Bonhams.

Генеральный директор Ювелирного дома Ilgiz F Ильгиз Фазулзянов поведал Eclectic о том, почему в современном мировом искусстве нет единого стиля и почему он не планирует участвовать в Конгрессе CIBJO.
Что для вас ювелирное дело – бизнес или искусство?

Лично для меня это все-таки искусство. Другое дело, современное общество воспринимает искусство тоже как часть бизнеса, поэтому границы здесь довольно размытые. Я занимаюсь искусством, иначе бы занимался принципиально иными вещами – не для энного числа ценителей, а тем, что имеет более массовый спрос. Я стараюсь создавать красивые вещи – произведения искусства, которые можно надеть. К сожалению, в наших учебных заведения специалистам в области ювелирного дела не преподают дизайн – эти две специальности разделены, то есть автоматически ювелиров готовят непосредственно для работы на массовом производстве, не имеющем ничего общего с искусством. С другой стороны, ювелирные изделия тоже могут быть разные – нельзя сказать, что все они непременно должны быть связаны с искусством. Ведь на самом деле настоящих художников, композиторов, архитекторов всегда было мало – единицы способны внести вклад в мировую культуру.

Какие тенденции существуют в современном ювелирном искусстве?

Сегодня нет ни тенденций, ни направлений, стопроцентно отвечающих духу времени. Даже в индустрии модной одежды каждый художник ищет свое. Мы все в поиске чего-то совершенно нового. К сожалению, на это, возможно, есть особые причины. Дело в том, что мы слишком долго живем в достаточно умиротворенном состоянии, таком равновесии и комфорте, а в истории, как известно, новые направления возникали после каких-то глобальных событий, потрясений – тогда человек начинает смотреть на мир другими глазами. Люди по натуре ленивы, и нам нужен стресс, чтобы мозг выплеснул что-то экстраординарное.

И архитектуру, и музыку, и одежду, и ювелирное искусство начала прошлого века определял один художественный стиль: все было ар-нуво, когда наступило ар-деко – все было ар-деко. А сейчас о каком-то едином направлении не может быть и речи: каждый старается показать то, на что он горазд. Нет никаких хитов сезона. Если всех модельеров соединить, то у каждого будет свой хит: у кого черный, у кого фиолетовый, у кого зеленый.

А как бы вы определили свой стиль?

Мои работы можно привязать к разным стилям. Я постоянно смешиваю и европейский стиль, и азиатский, и восточный – для меня в каждом регионе нашей планеты есть что-то будоражащее воображение. Поэтому мои вещи могут носить и в Азии, и в Европе, и на Востоке – везде они актуальны и всем подходят. Если говорить о технике исполнения, то на сегодняшний день такие эмали, которые я делаю, не делает никто в мире. Эмали причисляют к стилю ар-нуво, но на самом деле это очень современные изделия.

На ваш взгляд, что отличает русский стиль в ювелирном искусстве?

Я бы не сказал, что русский стиль кардинально отличается от других. Даже знаменитый стиль Фаберже нельзя назвать чисто русским – в нем работают и австрийцы, и финны. В чем могут проявляться национальные особенности? На мой взгляд, это орнаментация: у каждого народа есть свои орнаменты, единственные и неповторимые. А техники ювелирного искусства, которые использовались на Руси, в основном были заимствованы у других народов.

Как вы считаете, достаточно ли в России существует конкурсов?

У нас их вообще нет. Сейчас Гохран возобновил ювелирный конкурс, и это здорово. Важно, чтобы конкурс был «долгоиграющим», проводился еще много-много лет, а то у нас уже такая практика – все быстро заканчивается, не успев толком начаться.

Какие у вас ожидания от работы Конгресса CIBJO?

Сложно сказать, потому что я не вижу смысла участия в нем ювелиров‑мастеров. Там будут рассказывать, какая страна сколько переработала золота, в каких объемах оно экспортировалось – разве мне, как художнику, это интересно? Однако вопросы в области зарубежной выставочной деятельности для нас актуальны. Мы несколько раз в год представляем нашу страну на важнейших зарубежных ювелирных мероприятиях, и хотелось бы, чтобы процедура вывоза была каким-то образом упрощена.

Какие проблемы есть в современном ювелирном бизнесе?

Думаю, что все проблемы связаны с законопроектами и с налогами на ювелирную продукцию. То, что сейчас возобновились госпроверки производителей и продавцов, тоже большой минус. Иногда доходит до абсурда: многие производства стало выгодно вывозить в другие страны, потому что там всё намного проще и более лояльное отношение к ювелирному делу. У нас единственная страна, где золото принадлежит государству, поэтому идет общий контроль над перемещениями металла, – и прежде чем экспортировать драгметаллы, мне надо собрать много бумаг, отчитаться по всем пунктам, откуда у меня это золото. Ни в одной стране такого нет.

Беседовала Марина Довгер
Фотографии из архивов героев

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/