призвание

Ракурс вдохновения

Увидев работы Михаила Розанова, понимаешь, что фотография – не просто карточка в альбоме, пиксельное изображение на мониторе, это – произведение искусства

Определение дела всей жизни сводится к скрупулезному изучению литературы, посещению лекций и мастер-классов, обучению в высших учебных заведениях или же к равнению на персонального героя. И здесь важно найти не кумира, а вдохновителя.
Серия "Оксана Фандера". 2011

Серия «Оксана Фандера». 2011

Михаил Розанов относится именно ко второй категории. Увидев его работы, понимаешь, что фотография – не просто карточка в альбоме, пиксельное изображение на мониторе или открытка в рамочке, это – произведение искусства. И хочется дотянуться до него, приблизиться максимально близко. Михаил умеет вдохновлять, просто занимаясь любимым делом. Он так живет, и каждый может подойти, «потрогать искусство на ощупь» и уйти воодушевленным. Правда, если получится один раз «прикоснуться» к его работам, не вернуться к ним просто невозможно.

Михаил, о чем вы мечтали в детстве, кем хотели стать?
Я даже не помню, о чем мечтал. Хотел стать историком. Однако исторический не закончил: ушел раньше, потому что мне там стало скучно. И тогда начал заниматься фотографией.

Что для вас фотография?
Я живу так. У меня ничего другого и нет: каждый день – съемки, или работа в лаборатории, или занятия со студентами, или лекции. Это мой образ жизни.

А как взяли в руки камеру?
Мне было лет 19–20. У меня была девушка, из семьи художников и искусствоведов. Это были высококультурные люди (улыбается) и высокохудожественные, а я таким не был. Мне хотелось производить на нее впечатление. Тогда у меня был фотоаппарат-«мыльница». И я пошел снимать, что могу (смеется). Потом мы разошлись, но фотография осталась.

Как вы смотрите на окружающий вас мир? Будто через объектив?
Наверное, да. Я сразу вижу линии, тени. Это не очень хорошо, потому что не охватываю картину в целом.

Были ли у вас вдохновители?

Ласло Махой-Надь и Александр Родченко, конечно. Но их фотографии меня не очень сильно интересуют, для меня важна теоретическая составляющая. В то время было учение о линеарности – конструировании пространства, где линия, плоскость и свет – первоэлементы. У них были хорошие статьи, и я их много читал. Мне они настолько понравилось, что я решил в них разобраться и в итоге начал сам это все делать.

Вы преподаете в Британской высшей школе дизайна. Почему вдруг захотелось?
Не захотелось – меня позвали. Я с огромным удовольствием преподаю. К тому же у меня очень специальный курс: он основан целиком на принципах живописи и графики, а не на фотографии. Раньше называлось отделение арт-фотографии. Теперь – творческая мастерская Михаила Розанова. Сейчас у меня 17 студентов.

Испытываете гордость за выпускников?
Да, у меня отличнейшие выпускники, которыми я по-настоящему очень горжусь. И по мере возможности я с удовольствием помогаю в том, чтобы они работали с галереями.

А любимчики есть?
Да, был у меня один прекрасный студент, Костя Гребнев. Сейчас с ним вместе работаем: он мой ассистент. И я горжусь им.

Что делает ассистент?

Ассистент очень помогает. Все время держит технику и оптику в порядке – чистит объективы, камеры, помогает мне в замерах, поскольку во время съемки я очень увлечен композиционным построением.
Но самая главная его задача – создавать комфортный психологический климат в работе. Потому что, когда я снимаю, то сильно задумываюсь, и мне иногда нужно что-нибудь говорить. И здесь ассистенту нужно говорить «да» и со всем соглашаться (смеется), а еще лучше – молчать, потому что на самом деле я разговариваю сам с собой. У Константина это отлично получается.

Михаил Розанов

Серия «Набережная». 1998

А что вам ближе – фотография или живопись?
Для меня фотография – только инструмент. Это могла быть и живопись, и графика, и видео. Просто так получилось, что я фотографирую.

Почему все серии ваших работ черно-белые? Нет глубокого подтекста?
Нет, мне так нравится – не отвлекает от главного. Цвет мешает.

Вы практически не снимаете людей, почему?
Мне не очень интересно. Когда снимаешь человека, все внимание – на него, это правило психологии. А мне хотелось наоборот, чтобы это был просто композиционный акцент, не больше. С человеком в кадре это невозможно.

По-моему, у вас получилось… в серии «Набережная».
О, это одна из моих самых любимых серий. Там просто ах! Такой romantic style.
Вообще я не показываю старые работы («Набережная» – год 1998-й), но эта… Даже в большой выставке «Избранное», которую мы готовим совместно с Capital Group и которая пройдет в первой половине февраля в МДФ, будут собраны работы разных лет начиная только с 2006-го. Единственное исключение – серия с набережной, это год 1998-й.

А есть еще серия с Оксаной Фандерой…
Оксана Фандера – моя хорошая приятельница… Мне сильно повезло: когда я преподавал той зимой, рассказывал про фламандский портрет XV века, где была тема «погружение в себя», тогда я позвал Оксану, чтобы попробовать, возможно ли это сделать с помощью камеры, применить принципы высокой живописи в фотографии. Было бы странно, если бы я просил 20-летнюю модель показать, как она может погрузиться в себя, – ну смешно. А Оксана – актриса и очень хорошо понимает поставленную задачу. Работать с ней классно.

У вас много удивительных серий фотографий с высотными зданиями. Не боитесь высоты?
Я люблю такие съемки, поэтому и снимаю для строительных компаний: чуть что – сразу на высоту, на крышу. Мне нравится, там как-то спокойно.

Вы больше с заказами работаете или для себя снимаете?
Мне фантастически повезло, что я начал работать с Айдан галереей. Именно там меня лет 6–7 назад привлекли к имиджевым съемкам: когда большие компании хотели не просто тупо снимать, а как-то представлять свой образ. Capital Group – была первой. Я занялся визуализацией того, что они придумали, снимал вот такую странную рекламу по заказу. Однако как обычно бывает в рекламных съемках: тебе говорят – надо снимать то-то и так-то. Здесь ничего этого не было и нет. Настолько люди знают, что и как я снимаю, что просто показывают: надо снять это здание и то. Все.

В ваших сериях представлено мало фотографий. А за съемку сколько получается кадров?
Немного, кстати. Я начал рассказывать про Родченко и Махой-Надь, они давали километры: сами себе противоречили, потому что очень много снимали. А смысл конструирования серии в том, что ты все придумываешь и продумываешь, поэтому не надо много кадров: серия настолько продумана, что просто идешь и снимаешь.
Расскажу, как мы едем снимать заводы. Например, Саяно-Шушенская ГЭС. Она огромная, высотой со 100-этажный дом – просто что-то невероятное. Сначала мы приехали с ассистентом, осмотрели полностью всю станцию. Потом облазили ее с альпинистами, чтобы все точки знать. Ассистент все снял на «цифру». Потом вечером на компьютере посмотрели, что там вообще происходит. Я выбрал какие-то точки, и мы в сопровождении альпинистов пошли снимать. И все. Поэтому там не так много пленки, не километры.

Используете ли какие-нибудь техники в обработке?
Я вообще ничего не обрабатываю: снимаю сразу так, как есть. Мы печатаем полный кадр, ничего не обрезаем. Считаю, что надо снимать сразу целиком. Это нормально. Чего надеяться? Никаких компьютеров, никаких глупостей.

Какие у вас планы, стремления?
Знаете, я столько снимал в этом году, как никогда много, что сейчас пока не хочу… Я устал.

А что для вас отдых?
Хожу в музеи, кино. Очень много гуляю пешком, слушаю транс: «заряжаю» айпод – и пошел.

Серия "Свет". 2012

Серия «Свет». 2012

Вы много путешествуете?

В этом году очень много ездили. На Южный полюс, Огненную Землю. Недавно были в Северной Атлантике и Ледовитом океане. Также в Гренландии, Исландии, Арктике. У меня есть возможность ходить в научные экспедиции с Институтом океанологии РАН, они меня берут в рейсы, на месяц или больше.
Не хотелось уехать за рубеж?
Нет. Мне и здесь хорошо. К тому же я много езжу и не чувствую, будто здесь меня что-то угнетает. Кто-то кричит, что все плохо. Мне нормально. Делом занимайся – и будет все хорошо, если ты бездельник – тебе везде будет плохо. Мне так кажется.

Вы снимаете заказы, можно сказать, что фотография для вас – это работа?
Нет, я не работаю. Когда снимаю, получаю огромное удовольствие, поэтому делаю это нечасто, а когда хочется. Это то, чему я учу своих студентов: фотография – удовольствие. Потому что когда работаешь, это становится ремеслом, возникают фразы типа «Мне надо пойти снимать». Я так не работаю.

А как вы выбираете ракурс: соблюдаете законы композиции или это подсознание?
Нет, это, наверное, здесь (показывает на голову). Есть вещи, которые я не могу объяснить, и это одна из них.

Серия "Гоби". 2012

Серия «Гоби». 2012

Где искать вдохновение?

Ой, об это меня все время спрашивают ученики. Я очень много беру из живописи. Как объяснить…

Например, читал курс про средневековую китайскую живопись, где много внимания уделяется пустоте и белому. В это вкладывается большой смысл: белое не просто как белое, не бывает незаполненных пространств. Для того чтобы показать, что это возможно в фотографии, я снял серию «Поле» полностью по правилам китайской средневековой живописи.

Потом была серия «Гербарий». Тогда я рассматривал алтари. В XV веке во Фландрии Был такой художник – Хуго ван дер Гус, который писал алтари, очень красивые, расписанные. И были цветы. Я просто рассматривал, как он писал их на створках алтарей: они были настолько готически вытянуты, что мне захотелось снять серию с таким готическим построением, когда тянутся вверх изломанные линии. Так получился «Гербарий». Все идет от живописи.

Еще много – от музыки. Например, когда гуляю, я вхожу в состояние такое – ровно-крейсерское (смеется). И смотрю уже по-другому. Под музыку все иначе воспринимается

Если нет вдохновения, как не опустить руки, где найти мотивацию?
Ну, это от тебя зависит. Важна внутренняя мотивация поступка: зачем что-то делаешь. Этому я пытаюсь учить студентов: зачем ты фотографируешь? Смысл сделанного? Вот я знаю, что я делаю. Могу ответить за все свои фотографические «поступки». Это самодисциплина, самоконтроль. Главное – знание и уверенность в себе. Я в себе уверен.

Есть что-то, что вы хотели бы еще снять, но пока не получилось?
Такого нет. Если что-то хочу, снимаю. У меня есть такая возможность. Сейчас очень сложно снимать на улице, потому что нужны какие-то разрешения, постоянно пристают охранники, они мне портят настроение. Поэтому у меня есть прекрасные location-менеджеры, и мы работаем спокойно.

Как достать звезду с неба? Вы свою достали?
Я не считаю, что достал. Я в процессе (улыбается).

Долго еще, как думаете?

Не знаю, как пойдет. Как говорится: путь не имеет ни начала, ни конца. Так и есть. Нет предела совершенству.

Серия "Здание Capital Group". 2011

Серия «Здание Capital Group». 2011

Беседовала Марина Угальская
Фотографии: Александр Селезнёв
Благодарим фотолабораторию Prolab за помощь в проведении встречи.
Работы Михаила Розанова
можно увидеть на сайте www.aidangallery.ru

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/