Профессионал

Штурман мирового масштаба

О ситуации на российских дорогах, о том, кто в экипаже главный и куда приводит постоянный поиск перемен, рассказал Eclectic Алексей Кузьмич, штурман мирового класса

На его счету – победы в ралли-рейдах на чемпионатах России и этапах Кубка мира, призы ралли-марафона «Дакар». Алексей Кузьмич откровенно поделился с Eclectic мнением о ситуации на российских дорогах, рассказал о том, кто в экипаже главный и куда приводит постоянный поиск перемен.

Все мальчики в детстве если и мечтали ездить на автомобиле, то, конечно, в «Формуле 1». Вы тоже из их числа?

Нет, я всю жизнь мечтал ездить в ралли, потому что с детства знал, что это такое. Ралли-рейды – очень жизненный вид спорта: это вам не то же лакшери-развлекалово «Формула 1», а реальный автоспорт для мужиков. Считаю, что именно ралли-рейды – наша стихия, российская: дорог у нас нет до сих пор, а по полям тоже надо уметь ездить.

В знаменитой песенке поется: «Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка – это флаг корабля». А штурман – это …?

Штурман – мозг экипажа, он должен уметь делать всё. Моя задача: «бежать» по трассе впереди – от ста метров до десятков километров – и направлять пилота. Раздолбаям здесь не место, это однозначно: человек должен быть собранным, дисциплинированным, понимать себя и быть тонким психологом. Задача же пилота, как мы говорим, дубасить. Всё! Больше у него никаких задач нет. Есть такая раллийная шутка: «у пилота нет мозга – у него есть зеркало». Он выполняет все, что ему говорит штурман.

Алексей Кузьмич, штурман

Члены экипажа позволяют себе поболтать на отвлеченные темы во время ралли-рейдов?

На «Дакаре 2012» – я тогда ехал на КамАЗе, и мы, кстати, выиграли 3 место – все понимали, что гонка ответственная, длинная, от позиции до позиции (а это 20 километров) невозможно сидеть молча и думать о своем: так можно потерять контроль над пилотом. Поэтому травили анекдоты, рассказывали о женщинах, истории из жизни. Потом, когда оставался километр до смены курса, пилот, штурман, механик – все замолкли, но как только вышли на новую позицию: «Ну так вот! На чем мы остановились?..»

Наверняка за долгие годы у вас происходили форс-мажорные ситуации, которые запомнились особенно?

Алексей Кузьмич wordsНу, для кого-то форс-мажор – если не дали сосиску на завтрак. (Улыбается.) Мне же вспоминаются несколько страшных аварий… Ну, как страшных – они были и были, и слава богу… Одна из них случилась в 2005 году. Мы с Владимиром Кабановым вылетели в пруд, перевернулись, упали на крышу и стали тонуть. Было страшно, так как мы понимали, что тонем, но не понимали, насколько глубоко. Дверь пилота зажало камнем – пришлось вылезать через мою. В шлемах. А когда уже вынырнули, выдохнули и полезли обратно, мы через ту же дверь «войти в салон» не смогли: то есть как у нас получилось выбраться – вообще непонятно. Видимо, в стрессовой ситуации срабатывает помощь «такой-то матери» (Смеется.) Приехали на утро вытаскивать машину, а она сползла за ночь – торчало только одно колесо. Нам пришлось прыгать в ледяную воду – протягивать тросы через каркас. Было как в кино: мы с пилотом ныряем, смотрим – рыбы плавают по салону! Потом узнали, что это вообще затопленная шахта, и нам повезло, что мы упали в трех метрах от берега: там очень резкий спуск на глубину и все покрыто илом. Теперь под Ростовом-на-Дону есть «пруд имени Кабанова-Кузьмича».

Прозвучит, возможно, излишне философски и сентиментально – но есть ли у вас любимая дорога?

В Карелии очень нравится: там дороги интересные, требующие хороших навыков. Собственно – почему финны хорошие спортсмены? Во-первых, у них автоспорт уже 50 лет на государственной поддержке и в каждом городишке с численностью населения 7–10 тысяч человек есть картинг, ралли и профессионально подготовленные трассы – это национальный вид спорта. И второй момент: в Финляндии очень жесткие правила и извилистые дороги, поэтому они ездят 80 км/ч, но везде: гравий, грунт – по барабану. Причем там старушки за 60 лет отжигают так, что нашим молодым и не снилось.      

А автоспорт в России?

А у нас… Давайте не будем об этом – у нас все так грустно, всё в такой заднице…

Уговорили. Как водят гонщики в обычной жизни? Как вы водите?..

Очень спокойно.

Алексей Кузьмич dakarТогда – мнение профессионала: как со стороны вам видится все происходящее на наших дорогах? Коснулся ли ветер перемен культуры вождения?

Что касается вождения в принципе – это тихий ужас. У нас зеркала в машинах почему-то воспринимаются только как часть процесса восстановления макияжа. Повороты проезжать никто не умеет. Люди водят настолько неумело, что как только в Москве дождь, Москва стоит – хотя, казалось бы, какая разница?.. Я сохраняю среднюю скорость круглый год – что зима, что лето, что дождь, что снег, мне вообще все равно. Менять нужно подход к вождению, но это никоим образом не должно отражаться на скорости. Умение пилотировать на грани возможностей автомобиля и своих собственных позволяет в обычной жизни ездить очень спокойно, но при необходимости – перемещаться очень быстро. И если касаться глубин темы, то скорость передвижения по дорогам – которые должны быть хорошими, в достаточном количестве и грамотно построенными, – напрямую влияет на экономику страны. Поскольку если человек не умеет водить и дороги плохие – все встает. Допустим, вчера я три с половиной часа ехал до Лобни – причем я до нее так и не доехал: понял, что опаздываю, и развернулся, а от этого страдает мой бизнес.

Есть еще такой момент: люди не просто не умеют водить – они боятся своей машины как огня. У русского человека менталитет, вообще, какой? «Если машина стоит меньше 2 миллионов – это не машина».  А большинство гаджетов, которые, собственно, влияют на цену – это лишнее: чем проще, тем лучше. Когда погодные условия меняются, я на своем автомобиле выключаю всё – потому что лучше человеческого мозга и навыков ничего не придумано. Но большинство считает: если он купил мегадорогую машину, она за него все сделает, а между тем правило номер один: все, что происходит с машиной, делаешь ты. Если человек говорит «она сама поехала!» или «ее понесло!» – все, разговор окончен, обратно на учебу!..

И как перебороть «чайникам» этот страх перед своим «железным конем»?

Алексей Кузьмич words2

Все дело в подходе. Я это сравниваю с танцем в паре с женщиной. Если мы подходим к женщине на «вы», настоящий танец не состоится – а люди так и делают: подходят к своей машине на «вы» и пытаются ехать. А если мы на «ты» – «танец» получается, потому что я «веду женщину» – управляю машиной: я ее разгоняю, я ее торможу, я ее «закручиваю в танце», но при этом все должно быть комфортно и плавно. Тогда получается красивое вождение и пассажиру,

 который едет рядом со мной, без разницы – что 60, что 160.

Что для вас машина – преимущественно средство передвижения или способ самовыражения?

Машины – как костюмы, не более того. Но к выбору такого «костюма» надо относиться серьезно и  подходить  тщательно, понимая, для каких целей ты его «надеваешь» – покупаешь.

Вам не кажется, что сейчас стирается грань внешней индивидуальности автомобиля?

Стирается. И я объясню почему: на авторынок идет чистой воды ширпотреб. Если раньше машины были все-таки утилитарные (внедорожник – для бездорожья), то сейчас стараются впихнуть всё в одно и человек покупает нечто среднее – ни то ни се, но зато «она клевая, классная и вся такая перламутровая». Проблема в том, что малобюджетные автомобили – да уже и дорогие – превратились в одноразовую игрушку, которая должна быстро сломаться, чтобы ее быстро поменяли. Это неправильно. В той же самой Африке весь французский автопром 80-х – и, с натяжкой, 90-х – ездит и делает это охотно. У нас же борются с так называемым «автохламом».

Алексей Кузьмич dakarЕсли вы занимаетесь автоспортом, значит вам постоянно необходимо движение. Получается – вы всегда находитесь в некоем поиске перемен?

Конечно. Моя поговорка: «Если ты считаешь, что всего добился, – ты деградируешь». Многие же думают: вот ты купил дачу, машину, дом – и всё, жизнь удалась. Ничего подобного – это всего лишь этап: надо двигаться дальше, надо развиваться. И суть не в том, чтобы покупать себе новое ненужное барахло, которое стоит и ржавеет, а развиваться прежде всего внутри себя, менять самого себя.

Елена Новикова

Фото: из личного архива Алексея Кузьмича

Еще на эту тему
Ольга Орлова, Лена Летучая, Евгений Кривенко, стилист

Евгений Кривенко hair-стилист для покладистых звезд

Ольга Орлова, Лена Летучая и другие звезды обязаны ему своей безупречной укладкой

Александр Половиткин, Fitness Holding

Ёжик – птица гордая!

Президент компании Fitness Holding Александр Половиткин – об успешных и неудачных стартапах, бизнесе в Украине, эмоциях и лени.

Чужие звезды ближе

Недавно он создал свою туристическую компанию «Клуб путешествий Михаила Кожухова» : авторские, «вручную» собранные маршруты под предводительством самого телеведущего


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Музыка и наука на фестивале Skolkovo Jazz Science

26 августа 2017 года второй музыкальный фестиваль Skolkovo Jazz Science, объединяющий науку и музыку пройдет в инновационном центре «Сколково». Приглашенными...

Солисты парижской Opera Garnier на «Летних балетных сезонах»

28 и 29 июля в спектаклях «Летних балетных сезонов» на сцене Российского академического молодежного театра вновь участвуют солисты Национальной парижской...

Легенды итальянского кино

29 июля в Саду «Эрмитаж» состоится концерт «Легенды итальянского кино», который завершит летний музыкальный фестиваль «Популярная классика». Летом 2017 года...

Туристический поход по зеленой Москве

24 июля пройдет экскурсия по «Зеленому кольцу» Москвы, во время которой гости смогут обойти столицу, практически не выходя из леса. Походы проводятся...

Танцевальный витамин

Сейчас MONATIK готов поделиться визуализацией, в которой главную роль играет фирменный танцевальный микроэлемент – Витамин D. Именно его, как признается...

Филармония в смартфоне

Московская государственная академическая филармония выпустила собственное мобильное приложение для iOS.

Квест под звуки джаза

Небольшой куб с головоломками, движущимися механизмами и загадочно мигающим светом собрал очередь из желающих испытать свои силы в замкнутом пространстве.

Олдтаймеры приехали к князю

25 июня 2017 года от стен московского Кремля в шестой раз стартовало ралли старинных автомобилей Bosch Moskau Klassik.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Музыка и наука на фестивале Skolkovo Jazz Science

26 августа 2017 года второй музыкальный фестиваль Skolkovo Jazz Science, объединяющий науку и музыку пройдет в инновационном центре «Сколково». Приглашенными...

Солисты парижской Opera Garnier на «Летних балетных сезонах»

28 и 29 июля в спектаклях «Летних балетных сезонов» на сцене Российского академического молодежного театра вновь участвуют солисты Национальной парижской...

Легенды итальянского кино

29 июля в Саду «Эрмитаж» состоится концерт «Легенды итальянского кино», который завершит летний музыкальный фестиваль «Популярная классика». Летом 2017 года...

Туристический поход по зеленой Москве

24 июля пройдет экскурсия по «Зеленому кольцу» Москвы, во время которой гости смогут обойти столицу, практически не выходя из леса. Походы проводятся...

Сергей Шутов. Живопись и графика

20 июля в Krokin Gallery открывается выставка «Сердце» Сергея Шутова, известного художника, скульптора, графика, фотографа и автора инсталляций. Искусство Сергея Шутова...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/