мастер

Алла Духова: Танцуем любовь

Известный хореограф об открытии собственного Театра танца «Тодес», почему танцевать нужно всем, и когда contemporary станет классикой

DSC_1765Алла Духова вот уже 27 лет делает искусство танца доступным для всех и каждого. Свой тезис «танцуют все» ей удалось осуществить на практике: школы-студии «Тодес» есть почти в каждом районе Москвы и преподают в них обязательно артисты балета. Школа гарантирует, что прошедшие курс научатся владеть своим телом и не потеряются на любой танцевальной площадке. Кроме того, кто-то сможет стать и профессионалом – коллектив растит себе новое поколение талантливых танцовщиков.
«Тодес» начинал с выступлений на подтанцовках у звезд российской эстрады. Сегодня с этим покончено: коллектив твердо держит курс от эстрады в сторону актуального пространства contemporary dance. В этом году Алла Духова открыла собственный Театр танца «Тодес». На новой сценической площадке возле метро «Алексеевская» хореограф планирует создать эксклюзивный авторский танц-театр, аналогов которого в Москве нет. Алла Духова рассказала в интервью Eclectic о том, как собственная площадка развязывает руки, объяснила, почему танцевать нужно всем, и дала прогноз, когда contemporary dance станет классикой.

Алла Владимировна, поздравляем вас с открытием Театра танца «Тодес». Расскажите, что значит для вас собственная площадка? Связываете ли вы открытие своего театра с новым этапом творчества?

Большее спасибо! Безусловно, для нас это очень важный шаг. Прежде всего, мы, наконец, покажем свои программы московскому зрителю, многие из которых столица не видела: сольные выступления случались здесь реже, чем день рождения, – один раз в 3-4 года. Теперь мы меньше будем отвлекаться на гастроли: стационарная площадка «привяжет» нас к столице, позволит работать с масштабными декорациями и реквизитом, у нас появится больше возможностей в оформлении спектаклей, будут другие костюмы. Ведь что можно взять с собой на гастроли, когда приходится каждый день переезжать из города в город? То, что без труда помещается в чемодан и притом не мнется.

Собственная площадка во многом освободит вам руки и, я надеюсь, действительно станет новым этапом творчества. Планируете ли вы создать постоянный репертуар?

Конечно – собственно говоря, над этим мы сейчас и работаем. Пока на наших афишах две постановки: «Attention» и детский мюзикл «Волшебная планета TODES»; в данный момент мы репетируем еще один спектакль, на основе одной из наших концертных программ – «Танцуем любовь». Премьеру планируем в сентябре. Надеюсь, через какое-то время у нас появится приличный репертуар, который будет радовать зрителей.

DSC_17615Вы с самого начала увлеклись contemporary dance. На ваш взгляд, классический и современный балет находятся «по разные стороны баррикад»?

Полагаю, без классики не может существовать ни одно направление contemporary dance. Это основа основ. Наш стиль отличается от академического балета – но это не значит, что наши солисты не могут станцевать па-де-де.
Я считаю, что сначала надо освоить классический танец, а потом можно двигаться дальше в направлении авангарда, пробовать новые техники и так далее. Без владения некой базой невозможен поиск своих авторских интерпретаций. А вообще, на мой взгляд, абсолютно неважно, в каком стиле ты танцуешь – классическом или современном: на языке тела можно передать без слов любые оттенки эмоций, и всем будет понятно, «о чем» ты танцуешь и что ты хочешь сказать. Это как для актера: что бы он ни играл – комедию, драму, трагедию, – ему прежде всего важно быть выразительным и точным. Суть любой хореографии остается неизменной – нести мысль и красоту. Та же Пина Бауш была универсальной танцовщицей, могла станцевать абсолютно все. С другой стороны, современный балет больше отвечает духу времени: он разнообразен, он постоянно изменяется, впитывает новые тенденции… Думаю, когда-нибудь contemporary dance в своих лучших образцах войдет в историю, станет классикой. По сути,«олдскул» брейк-данса – для многих уже классика. Или Майкл Джексон – человек, без сомнений, опередивший время: и в музыке, и в хореографии он создал целое направление. И все, что он делал, будет актуальным еще долго.

Пина Бауш как-то сказала: «Меня интересует не то, как люди двигаются, а что движет ими». На ваш взгляд, что для современной хореографии важнее – трюки, поражающие воображение, или авторская концепция, месседж?

Современный балет настолько многообразен, что сказать «вот это contemporary, а вот это нет» невозможно. Каждый хореограф выражает свое видение, свою точку зрения, взгляды, свой авторский почерк. Для кого-то важны трюки, аттракцион, для кого-то нарочитая концептуальность.
Мы изначально ставили себе задачу делать нечто большее, чем «два притопа, три прихлопа». Да и название обязывает: как известно, тодес – это сложный элемент в парном фигурном катании. С другой стороны, можно научиться делать все, чему мы учим, – но если человек не понимает, для чего он выходит на сцену и что он сообщает зрителю, это будут всего-навсего механические движения под музыку.

_J4A2961Когда вы начинали, о направлении contemporary dance еще никто не слышал – сегодня же таких коллективов становится все больше, в том числе благодаря многочисленным школам «Тодес»…

Мы действительно были первые, поэтому, когда к нам приходили из классического балета, из художественной гимнастики, из на родного танца, мы много времени тратили на то, чтобы переориентировать наших новобранцев на работу в другом направлении. В то время еще не существовало школ современной хореографии и, соответственно, научиться танцевать в нашем стиле было просто не у кого. Тогда и возникла идея создания собственной школы, чтобы самим растить новые кадры. С момента открытия нашей первой студии танцев прошло 17 лет – и сейчас у нас уже 99 филиалов по всей стране.

Школы «Тодес» – это кружок, фитнес или искусство?..

В первую очередь хочется подчеркнуть, что это не сеть, мы не работаем по бизнес-плану. Мы открываем школы, когда видим, что они нужны, – по многочисленным просьбам. На самом деле, к нам приходят с разными целями. Для кого-то это действительно просто танцевальный кружок или альтернатива фитнесу. Тем не менее мы в своих стенах вырастили два поколения нашего основного состава (разумеется, это не значит, что мы не принимаем людей извне: здесь вопрос прежде всего таланта). Кстати, в школах «Тодес» преподают непосредственно артисты нашего балета – им полезно время от времени бывать в шкуре хореографа и самостоятельно ставить номера со студийцами.

IMG_8800К вам в школы приходят в том числе дети, у которых нет способностей к танцу. Как вы считаете – им все равно нужно танцевать?

Танцевать нужно всем – в этом я убеждена, потому что ни один вид спорта так гармонично не развивает тело, как хореография. Мало того, многие приходят к нам зажатыми, закомплексованными, а благодаря магии танца они превращаются в других людей – чувствуют сцену, зрителя, приобретают уверенность в себе и чувство своего тела. Танец – это удивительное искусство, раскрывающее человека. И это нужно абсолютно всем: люди должны уметь управлять своим телом. Поэтому в нашу студию приходят просто чтобы научиться красиво двигаться, почувствовать себя, свою пластику. Чтобы при случае танцевать, а не перетаптываться.

Насколько важен для вас зритель?

Конечно, можно записать себя в андеграунд: мы великое искусство и зритель нам не нужен. Но это едва ли не самообман, потому что перед любым художником всегда стоит вопрос зрительского отклика. Для кого ты это делаешь? Интересно ли это кому-нибудь кроме меня? Уснут ли люди в зале, досидят ли до конца спектакля? Для нас зритель – как лакмусовая бумажка: мы каждый раз сдаем ему экзамен. Слава богу, у нас в зале никто не спит, все уходят в приподнятом настроении, потому что я вообще за позитивное искусство и считаю, что оно должно помогать людям, заряжать энергией и хорошим настроением. Ведь в нашей жизни много всего, что может ввести в депрессию. Иногда для этого достаточно включить телевизор.

Многие годами ждут счастливого мгновения – случая, который решит их судьбу. Вы о своем успехе как-то сказали: «Когда время подошло, мы были готовы»…

Вы знаете, в жизни все закономерно – даже то, что кажется случайным. Все бы, наверное, желали, чтобы все получалось само собой. Но так не бывает: никто на блюдечке тебе ничего не принесет, даже если ты наследник какого-то безумного богатства – надо уметь грамотно распорядиться этим наследием, в любом случае – вложить много труда. Как добиться успеха? Здесь нет никакой догмы, нужно просто заниматься любимым делом и много в него вкладывать, не жалея себя. Я не завидую тем людям, которые всю неделю ждут выходных. Как проходит их жизнь?.. Зато когда ты занимаешься своим делом с удовольствием, тебе эти формальные выходные вообще не нужны. Успех придет, если много работать. Иначе не бывает. Просто кому-то нужно больше времени, а кому-то меньше.

Беседовала Марина Довгер
Фотографии: Владимир Мухаметчин;
предоставлены пресс-службой «Тодес»

Еще на эту тему

Человек и его метаморфозы

Главный персонаж фотографий Ольги Володиной – человек. Ее работы завораживают и вызывают споры. У нее всегда есть «особое» мнение и скрывать его она не умеет. Фотография для нее – это своеобразный диалог с социумом. Она любит экспериментировать и устраивать перформансы.

Алексей Гуськов, актер, Пингвин нашего времени, новый фильм, интервью

Пингвин или не пингвин?

Актер и продюсер Алексей Гуськов о солнечных идиотах, работе с Бегбедером, и желании снять фильм «Веселые ребята»

Георгий Свиридов, Владимир Шкуровский, оркестр душа россии, Максим пастер, Татьяна Куинджи, геликон опера, большой театр, московская консерватория, отчалившая русь, сергей есенин

Душа музыки

От чего рвутся струны и стачиваются медиаторы, в чем смысл музыки, и что такое  патриотизм - мы поговорили с Владимиром Шкуровским, художественным руководителем и главным дирижером Русского народного оркестра Российской академии музыки им. Гнесиных «Душа России».


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове

С 14 ноября по 16 декабря 2018 в галерее-мастерской «ГРАУНД Песчаная» Объединения «Выставочные залы Москвы» будет представлен междисциплинарный проект «Арт-Кавказ....

ABBA: золотые хиты

17 ноября 2018 в Московский доме музыки пройдут 2 концерта, посвященных  45-летию создания культовой группе ABBA. Прозвучат золотые хиты легендарной...

День рождения Еврейского музея

11 ноября Еврейский музей и центр толерантности празднует День рождения — шесть лет. Музей приглашаем посетителей провести этот день вместе:...

Микки Маус вдохновляет мир

В Центре дизайна Artplay открылась новая мультимедийная выставка «Микки Маус. Вдохновляя мир». Проект станет центральным событием юбилея Микки в России...

Чем старше, тем новее

В Москве создали пространство свободы для новых старших - Young Old

Белки в городе: познакомиться ближе!

Где в парках Москвы можно увидеть и покормить белок?

«Северяне»: авторский проект о настоящих людях и автомобилях

«Северяне» — это авторский документальный проект режиссера Ильи Поволоцкого, созданный при поддержке Toyota и посвященный сильным духом людям Севера. Действие...

«День рождения Марины» — с женщинами, о женщинах

Сборник прозы Юлии Басовой наполнен позитивными чувствами, хотя историй со счастливым концом немного. Эпиграф «История, способная исцелить душу» подходит к каждому произведению сборника.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове

С 14 ноября по 16 декабря 2018 в галерее-мастерской «ГРАУНД Песчаная» Объединения «Выставочные залы Москвы» будет представлен междисциплинарный проект «Арт-Кавказ....

ABBA: золотые хиты

17 ноября 2018 в Московский доме музыки пройдут 2 концерта, посвященных  45-летию создания культовой группе ABBA. Прозвучат золотые хиты легендарной...

День рождения Еврейского музея

11 ноября Еврейский музей и центр толерантности празднует День рождения — шесть лет. Музей приглашаем посетителей провести этот день вместе:...

Микки Маус вдохновляет мир

В Центре дизайна Artplay открылась новая мультимедийная выставка «Микки Маус. Вдохновляя мир». Проект станет центральным событием юбилея Микки в России...

«Т Фестиваль» в Новой Третьяковке

С 15 сентября по 24 ноября в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу проходит международный «Т Фестиваль» — фестиваль, объединяющий...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/