новости

Алла Немодрук: работать по-настоящему — это всегда трудно

Об итогах «Летних балетных сезонов», планах и перспективах, а также о специфике российского балетного «экспорта»

В Москве подходят к концу «Летние балетные сезоны». Ежедневно в течение двух месяцев на сцене Российского академического молодежного театра можно было увидеть шедевры классического балета в исполнении пяти отечественных коллективов, а также солистов парижской Гранд Опера. Всего с 2001 года летний балетный проект в Москве посетило более полумиллиона зрителей

Идея «Сезонов» принадлежит Алле НЕМОДРУК, генеральному директору агентства КонсАрта, занимающегося гастрольной и продюсерской деятельностью. Перед тем как возглавить собственное агентство, Алла Маратовна более 20 лет занималась организацией международных гастролей в Госконцерте. Об итогах «Летних балетных сезонов», планах и перспективах, а также о специфике российского балетного «экспорта» — эксклюзивное интервью Аллы Немодрук журналу ECLECTIC.

Алла Немодрук inВ 90-е годы прошлого века, после падения «железного занавеса», интерес к российской культуре на западе резко возрос. Но уже к концу 90-х он начал падать. Русского классического балета это, фактически, не коснулось: он остается по-прежнему популярным. Как вы думаете, почему?

На самом деле, интерес к российской культуре на западе был всегда. В советское время она была представлена за рубежом достаточно дозированно, при этом за границу вывозили все самое лучшее, нашу культуру представляли коллективы самого высокого уровня. Зрители всегда ожидали от нашей страны чего-то суперкачественного, и эти ожидания были оправданы.

Интерес к концу девяностых начал падать по совершенно конкретной причине, и это коснулось классического балета в том числе. Пока существовала государственная программа гастролей и была такая организация — Госконцерт СССР, через которую проходили все поездки, то в зарубежные страны — как на запад, так и на восток, — посылалось все самое лучшее, самое апробированное. Когда изменились времена и в России возникли рыночные отношения, то появилось много людей, которые в принципе не понимали, как работает этот механизм. Тогда и начались все проблемы. На гастроли стал ездить кто угодно, причем иногда на совершенно невероятных условиях. Как в России, так и за рубежом находились недобросовестные импресарио и промоутеры, которые, например, приглашали коллектив и затем исчезали со всей выручкой. Коллективы оставались под открытым небом, без средств к существованию, и затем наше посольство, наше министерство возвращало их домой… Гастрольный рынок стал абсолютно диким, все это никак не регулировалось. Доходило до того, что в одном городе одновременно гастролировали два театральных, балетных или танцевальных коллектива из России.

Начали появляться и «фальшивые» коллективы, театры-клоны. Например, я своими глазами видела в Сингапуре афишу: балет «Лебединое озеро» в исполнении Мариинского театра. А Мариинский театр в это время был в Австралии! И когда я начала наводить справки, то это оказался какой-то совершенно непонятный коллектив из Санкт-Петербур-га, всего из тридцати человек. Вы можете себе представить «Лебединое озеро» в исполнении коллектива из тридцати человек?!..

Этот совершенно дикий, неконтролируемый рынок, к сожалению, очень сильно опустил планку российского искусства. До сих пор в интернете можно найти объявления: предполагаются гастроли на два месяца туда-то и туда-то, приглашаются артисты балета. Сколоченный на скорую руку коллектив берет какое-то громкое имя и едет выступать… После таких «гастролей» нормальный коллектив привезти уже невозможно. Как в старом анекдоте — ложечку нашли, но осадок остался. Все понимают, что в России есть интересные, высокопрофессиональные коллективы, но, к сожалению, очень много такого вот «спама». Который едет на гастроли «за похлебку», приглашает местных детей за сто долларов… «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поучаствовал в спектакле, платите 100 долларов, и пожалуйста». И такое есть… Если все это рассказывать, то можно, наверное, трехтомник написать.

В первые годы существования в столице «Летних балетных сезонов» никакой альтернативы в июле и августе им не было. А сейчас наши главные балетные театры — Большой и Театр Станиславского — продлили сезон до конца июля. Трудно ли работать в условиях жесткой конкуренции?

Знаете, работать по-настоящему — это всегда трудно. А что касается конкуренции… Если это добросовестная конкуренция, то она заставляет искать новые пути и стараться быть на шаг впереди. Я считаю, что конкуренция — это очень хорошо!

Что касается Большого театра, то мы, естественно, не можем претендовать на какое-то соревнование с ним. Большой — это Большой. У нас с Большим театром разный зритель, разная миссия, разные цены на билеты. В данном случае, я бы не сказала, что это конкуренция. Очень многие, кто приходит к нам, потом идут в Большой. И наоборот — люди, которые приходят в Большой, приходят и к нам на «Летние балетные сезоны». Я бы сказала, что мы очень дружелюбно и мирно сосуществуем. Так же и с Театром Станиславского. Я не считаю, что они наши конкуренты в отрицательном смысле слова, ни в коем случае.

Кто ваш зритель? Кого вы ожидаете увидеть в зале на «Летних балетных сезонах»?

 В начале двухтысячных годов мы создавали этот проект преимущественно для иностранных туристов. Турфирмы просили что-нибудь сделать, потому что некуда было вести вечером людей. А потом оказалось, что наших, российских зрителей, ничуть не меньше, чем иностранцев. И все они тоже хотят куда-то вечером пойти. Так у нас образовалась своя ниша, свой зритель. Причем если вначале были в основном люди старшего возраста, то сейчас у нас очень много молодежи. Приходят даже с маленькими детьми. Совсем грудных мы, конечно, не пускаем, но уже в пять лет можно привести ребенка на спектакль. И у нас просто единичные случаи, когда приходилось просить родителей вывести ребенка из зала. Обычно дети смотрят балет до конца и не хотят уходить. И еще в антракте пытаются танцевать!  

Так что контингент у нас немного меняется… И если раньше бывало так, что люди попадали на наши спектакли, как бы «пробегая мимо», то теперь они покупают билеты заранее, приходят в вечерних платьях, надевают украшения… Не все так делают, конечно, но на это очень приятно смотреть.

На «Летних балетных сезонах» несколько театральных коллективов показывают примерно один и тот же репертуар. Это связано с коммерческими задачами, или здесь есть определенная творческая идея?

 Не могу сказать, что мы не считаем деньги. Естественно, задача первая любого предприятия — получить прибыль, это азы экономики. Но все-таки, наряду с этим, у нас есть важные творческие задачи. На «Сезонах» выступают коллективы, которые, как правило, не имеют своих площадок в Москве. При этом, они существуют уже по двадцать лет. Если коллектив столько лет существует и показывает хороший уровень, то, наверное, этот коллектив чего-то стоит. Вот мы и приглашаем театры, которые вынуждены зарабатывать за рубежом, но очень хотят работать для московского зрителя. Причем они тщательно готовятся к этому, привозят лучшие декорации, даже если у них есть несколько комплектов. Для них московская сцена гораздо более значима, чем те же гастроли в Италии, во Франции, Америке… И они хотят показать в Москве то, чего добились за все эти годы. Несмотря на то, что мы, конечно, не можем платить столько, сколько платят за рубежом.

Мы показываем в основном классические спектакли. Классика в хореографии, постановки Горского, Петипа — это основа основ. Но у каждого художественного руководителя есть свое видение этой классики. И ни в коей мере не нарушая хореографии великих мастеров, каждый коллектив привносит в балетный спектакль что-то свое. Каждая балерина предлагает свое собственное прочтение. Даже у двух солисток в одном коллективе будут два разных балета «Лебединое озеро» или «Щелкунчик». Поэтому достаточно интересно сравнивать постановки нескольких коллективов. Разные эмоции, разное оформление, костюмы, мизансцены… Фактически, это разные спектакли.

Eclectic разделитель4

Некоторые спектакли на «Сезонах» представлены в авторской хореографии — например, «Щелкунчик», «Золушка» и «Ромео и Джульетта» в постановке Виктора Смирнова-Голованова…

 Да, эти спектакли Театра «Смирнов Балет» — абсолютно авторские. Такие работы мы представляли и в прошлые годы — например, привозили «Киев модерн-балет» под руководством Раду Поклитару. Это тоже авторские работы, при этом также основанные на классической хореографии.

Сцена Российского молодежного театра — меньшего размера, чем в Большом театре. Оркестровая яма также довольно маленькая и акустически не приспособлена для большого оркестра. Что вы предпринимаете, чтобы артистам было удобно танцевать, а оркестр хорошо звучал?

Сцена РАМТа как раз совершенно стандартного размера. Это в Большом она огромная, но и здесь ее размеры вполне достаточны для балета. Есть определенные параметры сцены, при уменьшении которых танцевать балет будет невозможно. Скажем, «Баядерку» в полном варианте было бы показать затруднительно, но мы уже думаем, как это сделать. Мы ведь планируем расширять наш репертуар. В этом году впервые на сезонах были показаны «Корсар» Адана и «Эсмеральда» Пуни, в прошлом году у нас был «Мастер и Маргарита» Э. Лазарева. Мы стараемся включать в афишу такие изюминки, которые можно увидеть далеко не в каждом театре.

Что касается оркестровой ямы, то она, действительно, маловата. Мы бы хотели иметь побольше, но это, к сожалению, невозможно. Поэтому приходится использовать различные технические устройства, современные девайсы — для того, чтобы сделать звук сбалансированным.

Вы являетесь кавалером Ордена Сергея Дягилева. Что это за награда, кто ее вручает и кому? Этот орден и внешне необычен…

Орден Сергея Дягилева мне вручил «Дягилевъ Центръ». Это общественная организация, которая вручает награды за вклад в работу в сфере культуры и искусства. Многие деятели культуры получили этот орден. К сожалению, в течение двух последних лет я ничего не слышала о деятельности центра, сказываются кризисные времена… Надеюсь, что центр возродится, потому что программа его деятельности была достаточно интересной.

А орден представляет собой нагрудный знак в форме четырехлистника, который на самом деле является стилизованным двуглавым орлом. В серединке — эмаль, позолоченный медальон, на котором изображена балерина.

Какие коллективы вы планируете пригласить на «Летние балетные сезоны» в будущем году?

У нас появилась идея поработать с российскими регионами. В течение многих лет мы приглашали коллективы из Москвы, а также итальянских и французских танцовщиков. Уже третий год подряд на «Сезонах» выступают солисты парижской Гранд Опера. В этом году должен был приехать и итальянский балет, но в связи с непростой финансовой ситуацией нам пришлось эти гастроли отложить. А потом мы подумали: почему бы не показать в следующем году балетные коллективы из других российских городов? Ведь балет есть не только в Москве и Питере.

В прошлом году мы впервые пригласили балетную труппу Театра оперы и балета из Йошкар-Олы. Очень боялись, что никто не пойдет. Ведь публика в Москве — достаточно избалованная. И знаете, в первые дни у нас действительно был почти полный провал: продавалась где-то четверть зала. А потом, видимо, сработало «сарафанное радио». И через неделю залы были забиты настолько, что мы ставили стулья! В этом году мы снова пригласили Марийский театр. Некоторые зрители, приходя в кассу за билетами, уже спрашивали: «А марийцы будут?». Во второй раз выступления Марийского театра прошли с еще большим успехом. И на следующий год мы думаем пригласить уже не один региональный театр, а два или три.

Беседовала Юлия Дмитрюкова
Фото из архива Аллы Немодрук


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары»

Фестиваль «Виртуозы гитары», который проходит в Москве с 19 по 22 марта, – ярчайшее мировое событие в сфере классической гитары,...

«Вероника решает»: премьера в театре «Модерн»

Юрий Грымов представляет свою версию романа Пауло Коэльо.

XVII Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 25 февраля в Сочи проходит одно из главных культурных событий зимы: XVII Зимний международный фестиваль искусств под...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары»

Фестиваль «Виртуозы гитары», который проходит в Москве с 19 по 22 марта, – ярчайшее мировое событие в сфере классической гитары,...

«Вероника решает»: премьера в театре «Модерн»

Юрий Грымов представляет свою версию романа Пауло Коэльо.

XVII Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 25 февраля в Сочи проходит одно из главных культурных событий зимы: XVII Зимний международный фестиваль искусств под...

«Юрий Розум. 50 лет на сцене»: гала-концерт и фестиваль

22 февраля в Большом зале Московской консерватории состоится гала-концерт «Юрий Розум. 50 лет на сцене», посвященный творческому юбилею и 70-летию...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/