МНЕНИЯ

Не черный и не квадрат

Скажи мне, как ты относишься к «Черному квадрату», и я скажу, кто ты.

Шучу? Скорее нет, чем да.

Эклектик_Малевич_черный квадрат_мнения_значениеС того времени, когда я сама «осознала» «Черный квадрат», отношение к этому произведению Малевича стало для меня одним из тех пунктов, по которым каждый из нас составляет для себя представление (не мнение и не суждение) о еще малознакомом человеке, о его мировоззрении. Для примера другие фундаментальные пункты навскидку: вера – атеизм, отношение к матери, любимая музыка, взгляд на современное искусство… Ну, и другие. Но это лично для меня, конечно.

А не для меня лично – вообще – нравится всем и каждому или нет, но Квадрат этот – еще та зажигалка для споров и ломания копий. Пожалуй, и Мона Лиза (прошу прощения за столь дерзкую параллель) не вызывает таких жарких, страстных и порой агрессивных дискуссий. Какие только мнения ни звучат, какие смыслы  ни раскрываются в этой, уж точно бессмертной, картине: от космического, мистическо-религиозного, демонического, философского и даже политического и разных глобально-уму-непостижимых до обычных пояснительно-искусствоведческих, психологически-шизофренических и вообще никаких…

Что такое «Черный квадрат» для меня? С точки зрения художественного образования – это слияние, синтез, конечный пункт передуманности, осмысления и изведанности классических форм искусства. То, что может себе позволить не любой, кто умеет пользоваться краской и кистью, а кто прошел эти пути от ученичества до зрелого мастера. Как точка схождения этих путей. Как в черном цвете сходятся все цвета спектра.

Интересно, что художники, перебрав, перепробовав, пропустив через себя огромную палитру всех цветов и оттенков, в одежде очень часто предпочитают черный цвет. Как-то одну оскароносную голливудскую актрису спросили, какой цвет преобладает в ее гардеробе, на что она ответила: «Конечно же, черный – ведь у меня муж художник!»

С эмоциональной точки зрения «Черный квадрат» для меня – феномен: это страсть, заключенная в совсем нестрастную, суперлаконичную, сжатую форму, цвет и подачу.

А какие мнения и споры вокруг него! Высказываются и известные личности: писательница Татьяна Толстая, например, всезнающий Вассерман и люд простой и неизвестный. Вот пример: моя подруга – администратор одного из сайтов в популярной соцсети (участников – 80 000 человек) еще в 2009 году запустила тему «Что для вас “Черный квадрат” Казимира Малевича?». Обсуждения не утихают по сей день! Мнения обильны, разнообразны, основательны. Что интересно, почти все приемлемы, несмотря на противоположность и противоречивость… А некоторые в своей трактовке просто  гениальны. Ни соглашаться, ни спорить ни с кем не буду, просто приведу некоторые из этих мнений, к сожалению, малую – выбранную почти хаотично – часть.

И что еще подумалось: наверное, есть шедевры тихие, бесспорные, а есть такие вот шумные, бередящие, будоражащие. И как же не признать за этой картиной статус шедевра? Так вот…

Умудренные искусствоведы пишут:

«“Сама по себе форма в супрематизме ввиду ее беспредметности ничего не изображает. Наоборот, она уничтожает вещи и обретает смысл как первоэлемент, который в символическом выражении есть “ноль форм”, “черный квадрат”».

«“Черный квадрат” есть выражение единства противоположных цветов. …Черное и белое могут быть выражены как свет и несвет, как два атрибута Абсолюта, существующие и нераздельно, и неслиянно».

«В романе Крестовского “Тамара Бендавид” описан быт ортодоксальной, богатейшей еврейской семьи, где сказано, что у каждого благочестивого еврея над дверным косяком висел в виде картины или был нарисован на стене черный квадрат. Он обозначал скорбь еврейского народа по рассеянному Израилю. Вот и вся загадка».

 «Для кого-то “Черный квадрат” – бескрайний космос, для других – своеобразный фатализм и символ жизненных рамок, просто повод для размышления, как Сад камней в Японии».

«“Черный квадрат” абсолютно непроницаем для человеческого сознания», – не помню, чьи слова. Сам Малевич так пояснял концепцию «Черного квадрата»: «Квадрат – чувство, белое пространство – пустота за этим чувством».

«“Черный квадрат” несет концепцию деградации страны. Именно это и сказал художник».

«Если звезды помогут кому-то стать известным, то можно творить, чего душе угодно! Можно поставить кистью лишь единую точку на куске полотна, а остальное домыслят зрители! “Написать” такой же квадрат сможет каждый (нет ничего проще!). Загадки нет, просто Малевич первый закрасил полотно черной краской и выставил его на наш суд. Если бы на двери подъезда дома какой-нибудь сантехник повесил такой же свой “шедевр”, уверена – эмоций было бы ноль! А вот Малевич, имеющий имя, – гений».

«Гениальность К. Малевича в том, что удалось внушить всему миру, что “Черный квадрат” – это шедевр!»

«“Черный квадрат” – это окно в вечность. Страх перед неизведанным, штора, опущенная на душу…».

«“Черный квадрат” Казимира Малевича – это точка отсчета. Начало и конец. Бесконечность».

«“Черный квадрат” – это тот самый монитор компьютера, в который я заглядываю каждый день».

«Малевич – прекрасный рисовальщик, академически образованный художник. Ему стало тесно в этих рамках, он стал иначе видеть мир. Смешно, когда Вася Пупкин, который и кошку не нарисует, заявляет: “А, почеркушки! Я тоже так могу!”».

«Времена, когда он был сотворен, не располагали к шуткам, скорее, к отчаянию…»

«Искусство вырастает на муках творчества, на поисках некоего идеала, любое произведение искусства – в некоторой степени новый манифест, и художник что-то хочет своим произведением сказать миру. Мысль материальна, и зритель, смутно или отчетливо, ее чувствует. Когда же этой мысли нет, то и чувств ответных нет».

«Особенно веселят версии конспирологическая – заговор галерейщиков (“И как это они так дружно сговорились? И почему именно об этой картине?”) и вульгарно-превосходственная (“Подумаешь, я тоже так могу”). Как вообще можно “внушить” что-то миру? Научите и меня!»

«А вот, может, он для того и написал, чтоб мы сто лет голову ломали?»

«Ой, сколько тут знатоков искусства! Вам, наверное, нравятся пейзажи? А какой, скажите, в них смысл? Срисовал похоже? Мне вообще это кажется глупым.

В эпоху Возрождения, конечно, этот квадрат не прокатил бы!

А тогда был такой период. Исходя из этого рисунка мы можем понять, что чувствовали тогда люди».

«Супрематизм Малевича стал итогом развития его как художника и развития искусства в целом. Это было время научных открытий, бурных общественных изменений, освоения новых горизонтов. Основу живописи, развившейся в XX веке в искусство дизайна, активно изучал авангард художников начала XX  века. Супрематизм Малевича – идея возвращения к началам, основам изобразительного искусства, его первичным элементам, словно атомам в химии. 

В композиции из простых геометрических фигур он вкладывал абстрактный образ вселенной. …“Черный квадрат” – как бы “нуль в живописи”, конечная ее граница, за которой нет ничего, дойти до которой искусство должно было на пути своего развития…»

«Это не искусство, а философия. Чуть от того, чуть от этого».

«Историки установили происхождение картины Малевича “Черный квадрат”: картина писалась с натуры. Натурой послужил выключенный телевизор))».

«Но на самом деле Малевич уже тогда подумывал о создании “Фотошопа”, и за первооснову взял черный фон =)».

«Не квадрат и не черный: углы-то не прямые и файл с картиной содержит около 18 000 цветов…»

Есть еще и такие мнения:

«– акт самоутверждения бесовского начала, предвестие тьмы, поглотившей Россию с 1917 года;

– предвосхищение появления ЧК (Чрезвычайной комиссии);

– заговор галерейщиков и аукционщиков, которые, дуря нас, стригут бабло;

– эффект голого короля: стыдно сказать “Это фигня” – засмеют, что не понимаешь супрематизма;

– автор хотел написать лошадку, а она не получилась, он ее и закрасил (было много желающих соскоблить и посмотреть, но галерейщики не дают);

– и, наконец, предположение какого-то юного веб-дизайнера: это один черный пиксель, только большой».

Малевич не первым написал черный квадрат!

В 1893 году художник Альфонс Алле выставил совершенно черное квадратное полотно под названием «Битва негров в пещере глубокой ночью». Его же кисти принадлежат: абсолютно чистый белый лист бумаги, названный “Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору”, пейзаж “Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами”, представляющий собой ярко-красный прямоугольник, а также еще синяя, зеленая и серая картины. В 1897 году Алле издал книгу из семи таких картин Album primo-avrilesque («Первоапрельский альбом»).

Интересные ссылки на тему

Элла Лацис

 

Еще на эту тему

Алкоголизм — прогрессирующее хроническое заболевание

Дмитрий Вашкин, главный врач «Клиники Маршака» о постыдных болезнях, может ли себя взять в руки Энтони Хопкинс, и том, стоит ли прижигать центры удовольствия, чтобы победить алкоголизм.

Бумеранг, или опасная игра Армена Джигарханяна

Страсти вокруг личной драмы всенародного любимца, кумира Армена Джигарханяна продолжаются.

Дмитрий Иванов, kamikadze_d, интервью

Настоящий камикадзе

Блогер Дмитрий Иванов – для тех, кого задолбало


Поделиться:

Автор:

Добавить комментарий

афиша
новости

Маркес. Без слов

27 ноября 2017 года театр С.А.Д. представит премьеру — спектакль «Маркес. Без слов». Режиссером постановки выступил Валерий Ушаков, артист театра...

Конкурс корпоративных СМИ «МЕДИАЛИДЕР-2017»

01 декабря 2017 года состоится церемония награждения победителей конкурса корпоративных СМИ «МЕДИАЛИДЕР-2017».   Жюри международного конкурса «МЕДИАЛИДЕР-2017» подвело итоги и...

Обладатель премии Астрид Линдгрен Исоль в Москве

29 ноября в Центральном доме художника откроется 19-я международная ярмарка интеллектуальной литературы Non-fictioN19. В этом году, самым титулованным гостем ярмарки...

Лучшие рапсодии мира

Фабио Мастранджело, Московская государственная консерватория, Musica Viva, Сергей Плюснин,Василиса Бержанская, Бадрал Чулуунбаатар
2 декабря 2017 в Большом зале Консерватории прозвучат «Лучшие рапсодии мира» в исполнении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». Дирижер Фабио...

«Треугольник» — гол в ворота мужчин-предателей

Николай - крупный бизнесмен и крупный предатель. А еще он - убийца солнечной девушки Натальи.

В добрый путь проект «Бесконечная любовь»

Дизайнер Екатерина Кормич продавала на благотворительном аукционе свои роскошные наряды из последней коллекции за смешные деньги. Этот аукцион - только начало проекта за возвращение детей к родителям «Бессмертная любовь».

Поднебесье Ирины Терновской в музее Art Deco

Описать красоту ее картин разного размера невозможно - это нужно видеть своими глазами. Приходите, смотрите, загадывайте желания - и они обязательно сбудутся.

Красота плюс доброта спасут мир

Участники благотворительной акции верят в то, что красота и доброта спасут мир. Сегодня только в таком тандеме можно бороться за счастье, любовь и веру.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Маркес. Без слов

27 ноября 2017 года театр С.А.Д. представит премьеру — спектакль «Маркес. Без слов». Режиссером постановки выступил Валерий Ушаков, артист театра...

Конкурс корпоративных СМИ «МЕДИАЛИДЕР-2017»

01 декабря 2017 года состоится церемония награждения победителей конкурса корпоративных СМИ «МЕДИАЛИДЕР-2017».   Жюри международного конкурса «МЕДИАЛИДЕР-2017» подвело итоги и...

Обладатель премии Астрид Линдгрен Исоль в Москве

29 ноября в Центральном доме художника откроется 19-я международная ярмарка интеллектуальной литературы Non-fictioN19. В этом году, самым титулованным гостем ярмарки...
Фабио Мастранджело, Московская государственная консерватория, Musica Viva, Сергей Плюснин,Василиса Бержанская, Бадрал Чулуунбаатар

Лучшие рапсодии мира

2 декабря 2017 в Большом зале Консерватории прозвучат «Лучшие рапсодии мира» в исполнении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». Дирижер Фабио...

Антуанетта фон Саурма. Топография травмы

Московский музей современного искусства представляет первую в России персональную выставку немецкой художницы Антуанетты фон Саурмы – «Топография травмы». На выставке...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/