МНЕНИЯ

Не черный и не квадрат

Скажи мне, как ты относишься к «Черному квадрату», и я скажу, кто ты.

Шучу? Скорее нет, чем да.

Эклектик_Малевич_черный квадрат_мнения_значениеС того времени, когда я сама «осознала» «Черный квадрат», отношение к этому произведению Малевича стало для меня одним из тех пунктов, по которым каждый из нас составляет для себя представление (не мнение и не суждение) о еще малознакомом человеке, о его мировоззрении. Для примера другие фундаментальные пункты навскидку: вера – атеизм, отношение к матери, любимая музыка, взгляд на современное искусство… Ну, и другие. Но это лично для меня, конечно.

А не для меня лично – вообще – нравится всем и каждому или нет, но Квадрат этот – еще та зажигалка для споров и ломания копий. Пожалуй, и Мона Лиза (прошу прощения за столь дерзкую параллель) не вызывает таких жарких, страстных и порой агрессивных дискуссий. Какие только мнения ни звучат, какие смыслы  ни раскрываются в этой, уж точно бессмертной, картине: от космического, мистическо-религиозного, демонического, философского и даже политического и разных глобально-уму-непостижимых до обычных пояснительно-искусствоведческих, психологически-шизофренических и вообще никаких…

Что такое «Черный квадрат» для меня? С точки зрения художественного образования – это слияние, синтез, конечный пункт передуманности, осмысления и изведанности классических форм искусства. То, что может себе позволить не любой, кто умеет пользоваться краской и кистью, а кто прошел эти пути от ученичества до зрелого мастера. Как точка схождения этих путей. Как в черном цвете сходятся все цвета спектра.

Интересно, что художники, перебрав, перепробовав, пропустив через себя огромную палитру всех цветов и оттенков, в одежде очень часто предпочитают черный цвет. Как-то одну оскароносную голливудскую актрису спросили, какой цвет преобладает в ее гардеробе, на что она ответила: «Конечно же, черный – ведь у меня муж художник!»

С эмоциональной точки зрения «Черный квадрат» для меня – феномен: это страсть, заключенная в совсем нестрастную, суперлаконичную, сжатую форму, цвет и подачу.

А какие мнения и споры вокруг него! Высказываются и известные личности: писательница Татьяна Толстая, например, всезнающий Вассерман и люд простой и неизвестный. Вот пример: моя подруга – администратор одного из сайтов в популярной соцсети (участников – 80 000 человек) еще в 2009 году запустила тему «Что для вас “Черный квадрат” Казимира Малевича?». Обсуждения не утихают по сей день! Мнения обильны, разнообразны, основательны. Что интересно, почти все приемлемы, несмотря на противоположность и противоречивость… А некоторые в своей трактовке просто  гениальны. Ни соглашаться, ни спорить ни с кем не буду, просто приведу некоторые из этих мнений, к сожалению, малую – выбранную почти хаотично – часть.

И что еще подумалось: наверное, есть шедевры тихие, бесспорные, а есть такие вот шумные, бередящие, будоражащие. И как же не признать за этой картиной статус шедевра? Так вот…

Умудренные искусствоведы пишут:

«“Сама по себе форма в супрематизме ввиду ее беспредметности ничего не изображает. Наоборот, она уничтожает вещи и обретает смысл как первоэлемент, который в символическом выражении есть “ноль форм”, “черный квадрат”».

«“Черный квадрат” есть выражение единства противоположных цветов. …Черное и белое могут быть выражены как свет и несвет, как два атрибута Абсолюта, существующие и нераздельно, и неслиянно».

«В романе Крестовского “Тамара Бендавид” описан быт ортодоксальной, богатейшей еврейской семьи, где сказано, что у каждого благочестивого еврея над дверным косяком висел в виде картины или был нарисован на стене черный квадрат. Он обозначал скорбь еврейского народа по рассеянному Израилю. Вот и вся загадка».

 «Для кого-то “Черный квадрат” – бескрайний космос, для других – своеобразный фатализм и символ жизненных рамок, просто повод для размышления, как Сад камней в Японии».

«“Черный квадрат” абсолютно непроницаем для человеческого сознания», – не помню, чьи слова. Сам Малевич так пояснял концепцию «Черного квадрата»: «Квадрат – чувство, белое пространство – пустота за этим чувством».

«“Черный квадрат” несет концепцию деградации страны. Именно это и сказал художник».

«Если звезды помогут кому-то стать известным, то можно творить, чего душе угодно! Можно поставить кистью лишь единую точку на куске полотна, а остальное домыслят зрители! “Написать” такой же квадрат сможет каждый (нет ничего проще!). Загадки нет, просто Малевич первый закрасил полотно черной краской и выставил его на наш суд. Если бы на двери подъезда дома какой-нибудь сантехник повесил такой же свой “шедевр”, уверена – эмоций было бы ноль! А вот Малевич, имеющий имя, – гений».

«Гениальность К. Малевича в том, что удалось внушить всему миру, что “Черный квадрат” – это шедевр!»

«“Черный квадрат” – это окно в вечность. Страх перед неизведанным, штора, опущенная на душу…».

«“Черный квадрат” Казимира Малевича – это точка отсчета. Начало и конец. Бесконечность».

«“Черный квадрат” – это тот самый монитор компьютера, в который я заглядываю каждый день».

«Малевич – прекрасный рисовальщик, академически образованный художник. Ему стало тесно в этих рамках, он стал иначе видеть мир. Смешно, когда Вася Пупкин, который и кошку не нарисует, заявляет: “А, почеркушки! Я тоже так могу!”».

«Времена, когда он был сотворен, не располагали к шуткам, скорее, к отчаянию…»

«Искусство вырастает на муках творчества, на поисках некоего идеала, любое произведение искусства – в некоторой степени новый манифест, и художник что-то хочет своим произведением сказать миру. Мысль материальна, и зритель, смутно или отчетливо, ее чувствует. Когда же этой мысли нет, то и чувств ответных нет».

«Особенно веселят версии конспирологическая – заговор галерейщиков (“И как это они так дружно сговорились? И почему именно об этой картине?”) и вульгарно-превосходственная (“Подумаешь, я тоже так могу”). Как вообще можно “внушить” что-то миру? Научите и меня!»

«А вот, может, он для того и написал, чтоб мы сто лет голову ломали?»

«Ой, сколько тут знатоков искусства! Вам, наверное, нравятся пейзажи? А какой, скажите, в них смысл? Срисовал похоже? Мне вообще это кажется глупым.

В эпоху Возрождения, конечно, этот квадрат не прокатил бы!

А тогда был такой период. Исходя из этого рисунка мы можем понять, что чувствовали тогда люди».

«Супрематизм Малевича стал итогом развития его как художника и развития искусства в целом. Это было время научных открытий, бурных общественных изменений, освоения новых горизонтов. Основу живописи, развившейся в XX веке в искусство дизайна, активно изучал авангард художников начала XX  века. Супрематизм Малевича – идея возвращения к началам, основам изобразительного искусства, его первичным элементам, словно атомам в химии. 

В композиции из простых геометрических фигур он вкладывал абстрактный образ вселенной. …“Черный квадрат” – как бы “нуль в живописи”, конечная ее граница, за которой нет ничего, дойти до которой искусство должно было на пути своего развития…»

«Это не искусство, а философия. Чуть от того, чуть от этого».

«Историки установили происхождение картины Малевича “Черный квадрат”: картина писалась с натуры. Натурой послужил выключенный телевизор))».

«Но на самом деле Малевич уже тогда подумывал о создании “Фотошопа”, и за первооснову взял черный фон =)».

«Не квадрат и не черный: углы-то не прямые и файл с картиной содержит около 18 000 цветов…»

Есть еще и такие мнения:

«– акт самоутверждения бесовского начала, предвестие тьмы, поглотившей Россию с 1917 года;

– предвосхищение появления ЧК (Чрезвычайной комиссии);

– заговор галерейщиков и аукционщиков, которые, дуря нас, стригут бабло;

– эффект голого короля: стыдно сказать “Это фигня” – засмеют, что не понимаешь супрематизма;

– автор хотел написать лошадку, а она не получилась, он ее и закрасил (было много желающих соскоблить и посмотреть, но галерейщики не дают);

– и, наконец, предположение какого-то юного веб-дизайнера: это один черный пиксель, только большой».

Малевич не первым написал черный квадрат!

В 1893 году художник Альфонс Алле выставил совершенно черное квадратное полотно под названием «Битва негров в пещере глубокой ночью». Его же кисти принадлежат: абсолютно чистый белый лист бумаги, названный “Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору”, пейзаж “Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами”, представляющий собой ярко-красный прямоугольник, а также еще синяя, зеленая и серая картины. В 1897 году Алле издал книгу из семи таких картин Album primo-avrilesque («Первоапрельский альбом»).

Интересные ссылки на тему

http://www.youtube.com/watch?v=v7hJM4umox8

Элла Лацис

 

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/