Памяти Юрия Любимова

В память о великом режиссере Eclectic вспомнил несколько важных фактов о Юрии Любимове

Режиссер Юрий Любимов, Москва, 25 января 2008.

Каждая эпоха создает свой театр. В советские годы театр Юрия Любимова стал первым опытом постмодернистской режиссуры и долгожданным глотком свободы. Считая себя наследником традиций К. Станиславского, Е. Вахтангова, Вс. Мейерхольда, Б. Брехта, Юрий Любимов создал собственный авторский метод, который изучают во многих театральных вузах мира.

 

Любимов и Вахтанговкий театр

Юрий Любимов начинал свою карьеру как актер Театра им. Вахтангова. Он играл в легендарной «Принцессе Турандот» Евгения Вахтангова. Интересно, что одним из последних спектаклей, поставленным Юрием Петровичем, стали «Бесы» – тоже на сцене Вахтанговского театра.

Разрушение канонов советского  театра

23 апреля 1964 г. студенческим спектаклем «Добрый человек из Сезуана» в Москве открылся новый театр — Театр на Таганке. Постановка была задумана как дипломная работа на выпускном курсе Щукинского училища, поставленная в традиции «театра улиц»,  предполагающего отказ от декораций и занавеса. Он революционно ушел от распространенных повсеместно в советском искусстве законов психологического реализма и натурализма – «под МХАТ», осободил пьесу от прямолинейности и назидательности, сместив акцент на пластику, пантомиму и музыкальную эксцентрику. Актеры разрушили «четвертую» стену и стали напрямую обращаться к зрителям.

Спектакли мастера

Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке более 100 спектаклей. В текущем репертуаре идут «Антигона», «Медея», «Арабески», «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)», «Владимир Высоцкий», «Горе от ума-Горе уму-Горе ума», «Евгений Онегин», «Живаго (доктор)», «Марат и макиз де Сад», «Мастер и Маргарита», «Театральный роман», «Фауст».

Юрий Любимов ставил спектакли не только на основе пьес, он также делал поэтические представления, например, «Антимиры» (1965) на стихи Андрея Вознесенского, «Павшие и живые» (1965) на стихи и прозаические новеллы разных авторов, «Послушайте!» (1967), куда вошли не только стихи Владимира Маяковского, но и стенограммы его диспутов и выжимки из критических статей, «Десять дней, которые потрясли мир» – спектакль без диалогов и монологов, действие через пантомиму и песни.

Самыми известными «прозаическими» постановками Любимова стали спектакли на основе романов: «Герой нашего времени» Ю. Лермонтова (1964), «Живой» Б. Можаева (1968, 1989), «Мать» М. Горького (1969), «Час пик» Е. Стравинского (1969), «Что делать?» Н. Чернышевского (1970), «А зори здесь тихие…» Б. Васильева (1971), «Деревянные кони» Ф. Абрамова (1974), «Пристегните ремни» Г. Бакланова (1975), «Обмен» (1976)

и «Дом на набережной» (1980) Ю. Трифонова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (1977), «Перекресток» по повестям В. Быкова (1977), «Переступление и наказание» (1979),  «Подросток» (1996), «Братья Карамазовы» (1997), «Бесы» (2002) Ф. Достоевского, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «В круге первом» А. Солженицына (1998).

В 1978 году режиссер поставил спектакль, посвященный Гоголю, в котором собрал фрагменты из разных произведений писателя: «Шинели», «Носа», «Записок сумасшедшего», «Портрета», «Ревизора»,  «Мертвых душ», из драматических отрывков, «Выбранных мест из переписки с друзьями».

Режиссер ставил не только спектакли, но также и оперы, и балеты. В 1975 г. на сцене «Ла Скала» в Милане он поставил свою первую оперу «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно. Всего Юрий Любимов срежиссировал около 30 новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира: Ла Скала, Парижской национальной опере, Ковент-Гардене, Гранд Опера, Будапештской опере, Боннской опере, а также в оперных театрах Гамбурга, Мюнхена, Карлсруэ, Штутгарта, Цюриха, Неаполя, Болоньи, Турина, Флоренции, Чикаго и других.

Актеры Таганки

В начале режиссерской карьеры Любимова упрекали в том, что актеру в постановках выделены второстепенные роли – они словно не очень важны в выражении художественной воли режиссера. Однако из молодой «массовки» выросла плеяда больших артистов – таких, как Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Анатолий Васильев, Алексей Граббе, Вениамин Смехов, Алла Демидова, Зинаида Славина, Иван Дыховичный, Леонид Ярмольник и др. Впоследствии театральные критики отмечали интерес режиссера к актерам как личностям, а как к действующим лицам, часто реальные люди, играющие тех или иных персонажей, становились полноправными героями спектакля.

В 1975 году про актеров театра на Таганке писали: «Сегодня актер на Таганке должен  уметь (и умеет!), во-первых, владеть голосом… Во-вторых, пластика.  Должен  быть готовым ко всему: к скульптурной неподвижности памятника и эксцентрическому танцу, к пантомиме и цирковому трюку. Он должен уметь прочесть монолог, стоя на голове, и сохранить при этом нормальное дыхание (как это делает в «Жизни Галилея» В.  Высоцкий), в буквальном смысле слова «ходить по стене» (как ходит в «Часе пик» В. Смехов),  скользить вниз и вверх по наклонной плоскости (как Б. Галкин и В. Иванов в «Бенефисе»)… Он  должен  чувствовать  сеья равно  свободным и в центре зрительного зала, и на колосниках, и в ествественных, и в выходящих из ряда вон обстоятельствах».

Композиторы

Важную роли в спектаклях Любимова играла музыка. Он работал с такими композиторами, как Дмитрий Шостакович, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, Андрей Волконский, Юрий Буцко, Николай Сидельников.

Прямая речь

(из опубликованных высказываний Юрия Петровича Любимова во время репетиций):

 

«Я человек озорной, и часто специально говорю хулиганские вещи, грубо говорю, привожу современные ассоциации, нам близкие, чтобы вас задело»

«Театр – это формотворчество»

 

«Я склоняюсь к тому, что драму надо ставить, как балет»

 

«Не заботьтесь о чувствах – они сами придут. Когда начинаешь красить слова эмоциями, то из сцены уходит смысл»

 

«Не демонстрируйте свое мастерство»

 

«Найдите в себе мужество свободно играть, не заботиться о чувстве. Не хлопочите о нем.

Оно может вообще не посетить вас в данную репетицию или спектакль. Но вы можете играть верно, если будете идти по мысли»

 

«Нужно все время идти по мысли, а ты идешь по эмоциям. Это неверно. Эмоции будут, если будешь если будешь верно идти по действию»

 

«Тут нельзя так в себе, внутри переживать, ковыряться. Тогда не идет мысль, драматургия. Сцена останавливается… Вы подъодите к поэзии, как к психологической пьесе… Без пауз не прочтешь строфы, какое бы чувство ни было. Наоборот, оно даже вам помешает. Все равно, как если певца начнут душить настоящие рыдания во время арии»

«Тут очень важно наполнение слов мыслью и энергией»

 

«Ведите мысль, и тогда действие будет стремительно развиваться»

 

«Скажите просто, только мысль скажите. Думайте о мысли»

 

«Надо идти по ритму, тогда возникает и нужный смысл, и нужное самочувствие»

 

«И темперамент появится – от мысли, от течения стиха»

 

«Спектакль девятнадцать лет играем. Целая жизнь! Это и надо играть. Спектакль служит радаром — слышат артисты время или нет. А не музейная реликвия. Здесь сразу видно, кто играет сегодня, а кто повторяет»

«На сцене должна быть вечна Русь в персонажах»

 

«Что может успокоить человека в наш бессовестный век? Ведь это очень важно»

 

«У народа положение тяжелое, неизвестно, что будет»

 

«Вот какой народ! Для них не устои, а слово царское важно»

 

«Годунов проиграл потому, что народ такой. Не служат, а делают вид. И Гришку проворонили. Только поборы интересуют»

 

«Народ – всякий, прохиндействует, и скорбит, и плачет. Бывают моменты великого подъема – тогда народ творит чудеса. Было у нас такое чудо, когда была выиграна война. Был  героизм, но было и предательство массовое. Сотни тысяч предавали. Народ-то всякий. Бывают люди-звери. Превращения людей в животных делают на праздниках  в деревнях: волчьи морды одевают и клички дают»

Марина Довгер

Фото: Кирилл Зыков/FOTODOM Agency


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Город сад и новое искусство

В Центре современного искусства М’АРС проходят две футуристические выставки: «Город Сад: Мультивселенные» — о проектировании утопических миров и культуре будущего...

Театр «Модерн»: спектакли, соединившие историю и современность

Театр «Модерн» приглашает зрителей на спектакли, связанные с историческими именами, событиями и местами: трагедия «Юлий Цезарь Live», драма «На дне»...

Фестиваль Башмета в Ярославле и городах Ярославской области

С 1 по 9 мая 2024 года в Ярославле и городах Ярославской области пройдет одно из главных культурных событий весны...

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Город сад и новое искусство

В Центре современного искусства М’АРС проходят две футуристические выставки: «Город Сад: Мультивселенные» — о проектировании утопических миров и культуре будущего...

Театр «Модерн»: спектакли, соединившие историю и современность

Театр «Модерн» приглашает зрителей на спектакли, связанные с историческими именами, событиями и местами: трагедия «Юлий Цезарь Live», драма «На дне»...

Фестиваль Башмета в Ярославле и городах Ярославской области

С 1 по 9 мая 2024 года в Ярославле и городах Ярославской области пройдет одно из главных культурных событий весны...

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/