мастер слова

Роман Богословский: «Меня вдохновляют депрессивные книги»

Биограф группы «Агата Кристи», известный своими интервью с деятелями культуры писатель Роман Богословский о скандалах в шоу-бизнесе и правильных литературных вкусах

Редко сегодня в России бывает, чтобы писатель, работающий в «пограничных» жанрах был бы у всех на устах. Роман Богословский разрушает стереотипы, доказывая, что литератор может и должен выходить к широким массам, как это было в начале ХХ века. Богословский считает, что «писатель сегодня – лицо политическое и социальное. Так и должно быть. Альтернатива блесткам и песням про «я хочу от тебя сына» должна существовать. И не просто существовать – а звучать, перебивая ее своим кашлем».

pisatel-roman-bogoslovskij-intervyu-in

Роман, тебе самому какая литература больше по душе – зарубежная или русская?

Чтобы наиболее полно оценить зарубежную литературу, необходимо знать языки. Я, к сожалению, только учусь этому, а посему могу сказать, что мне нравится зарубежная литература, которая, не смотря на «трудности перевода», ярко манифестирует свою надъязыковую действительность. Чем гениальнее произведение, тем меньше трудностей с его пересказом на другом языке – это Кафка, Генри Миллер, Оруэлл, Мирча Элиаде. Никакой системы в чтении зарубежной литературы у меня нет, и новинки я тоже не отслеживаю. Уверен, то, что попадает в руки само, это мне по-настоящему нужно. С русской литературой дело обстоит примерно так же. Мне нравится все яркое, выходящее за рамки понимания, все нестандартное, все нестыкующееся с действительностью, все как бы неправильное. Я как-то зашел в поликлинику, а там, среди кроссвордов и пособий для огородников, лежала книга Романа Сенчина. В нашей удивительной стране такое возможно. Но лучше было бы, чтобы книга Сенчина стояла в центре лотка, а все остальное прилагалось бы к ней в качестве закладок.

Скажи, в чем, по-твоему, разница между литераторами девяностых и поколением «новых реалистов»?

Я уже много говорил – и скажу еще раз: никаких «новых реалистов» не существует. Просто в начале «нулевых» в России вызрело поколение писателей, которые решили, что забвение всего, что происходило до расстрела парламента – оно наигранное, фантомное и пропагандистское. Те, кого вы называете «новыми реалистами» — это просто искренние люди, умеющие, к тому же, ярко и глубоко излагать свои идеи и мысли. Это литературное движение объединяется по принципу ответственности за все, что происходит вокруг, а не по формальному цеховому признаку. Что касается литераторов девяностых, мне трудно говорить. Я еще ребенком был, когда они являли свою силу и славу. Среди них есть много интересных людей, о некоторых из них я даже написал повесть. Но, думаю, отвечать за написанное никто из них не собирается. Хотя – откуда мне знать, кто я такой по сравнению с ними. Но скрытую суть твоего вопроса я понял – нет, я не конформист и не перебежчик, я люблю всех одинаковой любовью, и каждого за свое.

А что за странная история была у тебя с Бари Алибасовым? Я понимаю, ты теперь совсем в другой сфере, по-другому мыслишь, но… «наши павшие, как часовые»…

В этой истории не было ничего странного. Барии Алибасов – обычный плут, вот и все. Человек, который не отвечает за свои слова и действия. Обмануть восемнадцатилетнего подростка – легко. Подросток-то не понимает, что именитый продюсер просто заказывает себе очередную статью в газете с желтым душком, и вовсе не собирается выполнять свои обещания. В то время, когда он нас «отобрал», не было даже никаких намеков на «Фабрику звезд» и прочую хрень. Мы были первыми, но, слава Богу, не срослось. Сейчас я этому очень рад. Обращусь, растрогавшись, через ваш портал: «Спасибо тебе, Бари Каримович, что кинул нас!» Это без иронии.

Ты первый и пока единственный биограф группы «Агата Кристи». Сегодня телеэфир пестрит – скандал, брат подал на брата в суд, брат не выплатил брату деньги. Ты сам-то что думаешь по этому поводу?

Я не единственный. Совсем недавно вышла книга первого барабанщика «Агаты» Петра Мая. Но она, понятно, только о том периоде, когда Петр был участником группы. Что касается скандала, я верю в правоту Вадима Самойлова. К сожалению, его младший брат Глеб пребывает в каком-то коматозном состоянии в течение нескольких последних лет. Он просто убивает себя. И естественно, многомиллионную сумму ему доверить просто нельзя. И Вадим это понимает. Глебу необходимо основательно подлечиться, иначе его болезнь зайдет слишком далеко. Я большой и давний поклонник «Агаты Кристи» и люблю братьев одинаково, но на последнем «ностальгическом» концерте в Олимпийском Глеб элементарно забывал слова песен. Это никуда не годится. Тебя пришли слушать 25 000 человек, а ты забываешь слова… Так за что платить-то?


pisatel-roman-bogoslovskij-intervyu-1-in

Богословский Роман Сергеевич

Российский писатель, журналист. Пишет для изданий: «Свободная пресса», «Частный корреспондент», «Блог Перемен», «Русская планета», «Липецкая газета», «ОМ-Саратов» и др. Редактирует журнал Рублевка LIP. Произведения выходили в изданиях: «Нижний Новгород», «Literratura», «Окно», «Русское поле», «Новый берег», «Петровский мост», «Вокзал», «Литера-Днепр», «Новая реальность», евразийский литературный портал «Мегалит», в сетевом журнале «MOLOKO», а также в сборниках «Рассказы новых писателей-2011», «Рассказы новых писателей-2012». Лауреат двух литературных премий: премии журнала «Петровский мост» (Липецк) — победил в номинации «Проза и драматургия» (2013г.) и премии им. Демьяна Бедного (Москва) за рассказ «Между окном и барной стойкой» (2014г.) В январе 2013 года в издательстве «Дикси Пресс» вышла дебютная книга автора под названием «Театр морд» (повесть «Мешанина» и десять рассказов). В январе 2015 года в издательстве «Амфора» вышла книга Р.Богословского о культовой рок-группе «Агата Кристи» (в серии «Легенды нашего рока») – это первая авторизованная биография группы. В мае 2016 года в издательстве «Дикси-пресс» вышла третья книга  Богословского – роман «Трубач у врат зари». «Легкая, ироничная, остроумная книжка про юность и суету новейших времен» (так отозвался о книге писатель Захар Прилепин). Ранее активно занимался музыкой. В 1999 году проходит отбор в конкурсе «Путевка в жизнь», объявленном Бари Алибасовым через «Экспресс-газету». Алибасов планировал создать группу «Дубль На-На». Но планам этим было не суждено сбыться – он с основной группой «На-На» едет работать в Америку, и идея «Дубля На-На» остается невоплощенной.


Роман, как ты относишься к тому, что некогда дружившие писатели сорятся по политическим основаниям?

Плохо отношусь. Политические основания могут играть роль только в пьяной драке. В любом другом случае – это всегда договор: я хожу в начищенных ботинках по кабинетам вот этой партии, а ты ходишь в тельняшке по кабинетам вот той, но оба мы понимаем, зачем каждый из нас это делает. И когда мы встречаемся в лесу у костра, мы уже не в тельняшке и не в ботинках, а плечо к плечу. И вот когда эти элементарнейшие правила  этикета литераторами прекращают соблюдаться, из этого рождаются такие чудовища, что ни одно заклинание не может отправить их обратно в ад. Хуже того, что каждый понимает свою роль, знает ее досконально, да еще и репетирует по ходу пьесы.  

Как ты относишься к «Письмам из Донбасса» Прилепина?

Это важная работа. Посмотрите на фотографии Хемингуэя его военного периода. Прилепин по духу на него очень похож. И след оставит похожий, я так думаю. Захар писал мне совсем недавно, цитируя Библию, помнишь, то место где о преступной теплохладности говорится: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откровение 3:15-16). Захар не терпит толерантного центризма. Он предельно радикален в том смысле, что всецело отдал себя на служение социал-патриотической идее. Даже не идее – а способу действий. Он много за это терпит, но не отступает. И даже если он в чем-то не прав, за стойкость и волю его стоит уважать. Определенно, это новый тип человека и писателя. В его лице мы имеем дело с чем-то очень большим и до конца пока непонятным.

А какие произведения Прилепина тебя более всего зацепили?

«Обитель», наверное. Большой во всех смыслах роман – страшный, надрывный, гениальный. «Санькя», само собой очень впечатлил. Частично «Черная обезьяна», частично рассказы разных лет. «Восьмерка» прекрасна. «Патологии» нравятся чуть меньше, так как я не милитаризированный человек, но, тем не менее, оценить могу. Написано замечательно.

А какая литература тебя вдохновляет? Не просто нравится, а именно меняет что-то в тебе, заставляет жить?

Пример из последнего: я не большой поклонник Григория Чхартишвили, но вот попала мне в руки его книга «Писатель и самоубийство», в которой раскрывается тема суицида среди литераторов. Казалось бы – пограничная, жуткая тема, но меня книга чрезвычайно вдохновила. Как-то от обратного сработала. И в целом эта тенденция всегда была в моей жизни: какие-то депрессивные произведения типа «Тошноты» Сартра или «И узре ослица ангела Божия» Ника Кейва во мне вызывали самые радужные эмоции.

Беседовал Олег Второй
Фото: из архива героя

Еще на эту тему

Между хорошим читателем и хорошим писателем

Крисс Меррилл - современный американский поэт, журналист, переводчик, бывший военный корреспондент о мире на краю гибели и Бродском

Поэзия – смысл и звуки

Что значит для поэта «живое слово» рассказывает Андрей Родионов – литератор и ведущий поэтических слэм-конкурсов в Москве

Ах Астахова, стихи, поэзия, интервью

Ах Астахова: сердце, которое не бывает пустым

Стихи Ирины – лишь страницы ее поэтического дневника. Поэтому мы говорили о любви, верности, свободе, саморазвитии, стихах, ритмах, музыке и немного о Бродском. Обо всем, что волнует и саму Ирину, и большинство из нас


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Музыка и наука на фестивале Skolkovo Jazz Science

26 августа 2017 года второй музыкальный фестиваль Skolkovo Jazz Science, объединяющий науку и музыку пройдет в инновационном центре «Сколково». Приглашенными...

Солисты парижской Opera Garnier на «Летних балетных сезонах»

28 и 29 июля в спектаклях «Летних балетных сезонов» на сцене Российского академического молодежного театра вновь участвуют солисты Национальной парижской...

Легенды итальянского кино

29 июля в Саду «Эрмитаж» состоится концерт «Легенды итальянского кино», который завершит летний музыкальный фестиваль «Популярная классика». Летом 2017 года...

Туристический поход по зеленой Москве

24 июля пройдет экскурсия по «Зеленому кольцу» Москвы, во время которой гости смогут обойти столицу, практически не выходя из леса. Походы проводятся...

Танцевальный витамин

Сейчас MONATIK готов поделиться визуализацией, в которой главную роль играет фирменный танцевальный микроэлемент – Витамин D. Именно его, как признается...

Филармония в смартфоне

Московская государственная академическая филармония выпустила собственное мобильное приложение для iOS.

Квест под звуки джаза

Небольшой куб с головоломками, движущимися механизмами и загадочно мигающим светом собрал очередь из желающих испытать свои силы в замкнутом пространстве.

Олдтаймеры приехали к князю

25 июня 2017 года от стен московского Кремля в шестой раз стартовало ралли старинных автомобилей Bosch Moskau Klassik.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Музыка и наука на фестивале Skolkovo Jazz Science

26 августа 2017 года второй музыкальный фестиваль Skolkovo Jazz Science, объединяющий науку и музыку пройдет в инновационном центре «Сколково». Приглашенными...

Солисты парижской Opera Garnier на «Летних балетных сезонах»

28 и 29 июля в спектаклях «Летних балетных сезонов» на сцене Российского академического молодежного театра вновь участвуют солисты Национальной парижской...

Легенды итальянского кино

29 июля в Саду «Эрмитаж» состоится концерт «Легенды итальянского кино», который завершит летний музыкальный фестиваль «Популярная классика». Летом 2017 года...

Туристический поход по зеленой Москве

24 июля пройдет экскурсия по «Зеленому кольцу» Москвы, во время которой гости смогут обойти столицу, практически не выходя из леса. Походы проводятся...

Сергей Шутов. Живопись и графика

20 июля в Krokin Gallery открывается выставка «Сердце» Сергея Шутова, известного художника, скульптора, графика, фотографа и автора инсталляций. Искусство Сергея Шутова...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/