Вадим Мерлис: Женщина, прости всем, кому должна!

1Молодой и амбициозный, уверенный в себе и своих способностях, обладающий приличным багажом профессиональных знаний и скромностью подмосковного юноши дизайнер Вадим Мерлис считает, что гламур умер.

На руинах, поблескивающих стразами и залитых силиконом, модельер, напоминающий одновременно молодого Готье и зрелого Деппа, строит свою империю. Он знает, как все вращается в мире моды. Пройдя путь от продавца-консультанта до дизайнера в некогда громкой корпорации Sultanna Frantsuzova, выпустив затем три коллекции в доме Сергея Сысоева и став ведущим дизайнером марки InСity, Вадим пришел к собственному детищу – Merlis Atelier. Сейчас, имея несколько корнеров в топовых торговых центрах Москвы, участвуя в различных дизайнерских маркетах, он уверен, что понял, чего хочет женщина.

Вадим, вы мечтали стать дизайнером с детства?

Я рано начал проявлять способности к этой профессии. Рисовал какие-то эскизы, платья принцесс и золушек. Но серьезно не думал, что могу работать дизайнером. Мне казалось, что это нечто неосязаемое. Как в истории с Аллой Пугачевой, которую спросили: «Что ты будешь делать?» Она ответила: «Петь». «А как ты будешь зарабатывать?..» – задали следующий вопрос.

Я был обычным мальчиком из Подмосковья, чьи одноклассники мечтали в «путяге» освоить ремесло автослесаря. Тайком от них я рисовал платья. И даже не надеялся, что это станет моей профессией. Успеваемостью не блистал, потому что не мог сосредоточиться на однообразных цифрах и буквах. Мне интереснее было наблюдать за тем, как осенью за окном кружится, падая, листва или преподавательница выводит на доске мелом какие-то линии. Думал – может, стану юристом. Однако подруга подбила меня пойти в Московский технологический колледж № 14. И как-то у меня дальше все быстро получилось.

Что вам дал опыт работы с известными брендами?

Как все студенты, я начал с должности продавца-консультанта, что очень помогло мне впоследствии лучше понимать клиентов. Некоторые начинают фантазировать и придумывать, не особенно заботясь о клиенте. Цель многих дизайнеров – самореализация и заработок. Покупателю же это совсем не важно. Ему нужно хорошо выглядеть, найти универсальный лук, чтобы «и в пир и в мир», заплатив за это адекватные деньги. Понимая эти потребности с самого начала, я старался их удовлетворить. Мне важно, чтобы вещь хорошо сидела, радовала – и при этом была доступна по цене.

2Как вы решились уйти из крупной сети? Это ведь гораздо сложнее по многим параметрам – быть самостоятельным…

Когда я работал в InСity, мне было чуть больше 24 лет. Мой месячный заработок равнялся примерно трем зарплатам среднестатистического москвича, содержащего семью. Не могу сказать, что теперь я регулярно зарабатываю столько же. Но в удачные месяцы… Хотя, конечно, теперь через меня проходит гораздо большие суммы денег.

Это с финансовой точки зрения, а если говорить о дизайнерских амбициях? Ведь коллекцию InСity носило полстраны – теперь же у вас по корнеру в трех магазинах.

Я хочу расширять аудиторию своих клиентов. Но пока не удается найти инвестора, который адекватно воспринимал бы все тонкости вложений в fashion. Эта отрасль не дает моментального возврата денег. Такой период может занять несколько лет. Инвестиции во многих именитых российских дизайнеров не окупились до сих пор, а некоторые игроки в категории «люкс» находятся в глубоких долгах. Надеюсь, мне это не грозит. Я делаю качественную одежду среднего ценового сегмента. И это позволяет мне чувствовать себя достаточно уверенно.

У вас довольно невысокие цены: скажем, платье может стоить от 2 до 6 тысяч, для российских дизайнеров это совсем немного. Почему такая ценовая политика и как вы умудряетесь держать такие демократичные цены?

Считаю, что молодые дизайнеры не могут продавать вещи по той же цене, что и модные дома со столетней историей. Многие, отучившись в институте и, может быть, поучаствовав в каком-то конкурсе и заняв в нем призовое место, уже считают себя мэтрами. Начинают «творить высокую моду» и реализовать творческие амбиции. Поверьте, чтобы наворотить турнюров, кринолинов и роз, много ума не надо. Нанять несколько швей и арендовать небольшой офис – можно. Но что делать с созданными произведениями швейного искусства? Их себестоимость будет довольно высока. Чтобы ее снизить, нужно уметь работать с фабриками, поставщиками и производителями тканей, с розницей. Понимать, как все эти механизмы действуют, чего хочет покупатель, и вычислить коммерческую модель бизнеса. У меня есть опыт такой работы. Я знаю, чем рискую, выпуская ту или иную модель.

Вы так уверенно и обоснованно размышляете о деловой части. Бизнес-составляющая проекта Merlis Atelier тоже на вас?

Да. Свой первый опыт в организации производства я получил еще в компании Sultanna Frantsuzova. Окончив колледж, я практически пошел ва-банк, сказав, что знаю и умею всё. На самом деле – учился по ходу дела. Многие специалисты компании – финансовый и коммерческий директора по рознице и другие – помогли мне, научили рассчитывать ассортиментные матрицы, технико-экономическое обоснование и так далее. Я очень много узнал в тот период.

3С чего вы начинаете работать? Рождается некий манящий образ дамы?..

Одежда очень тесно связана с психологией. Ее цвет очень влияет как на окружающих, так и на самого человека. Я обычно начинаю подробно расспрашивать: какое планируется мероприятие, кто гости, какое впечатление вы хотите произвести, с кем планируете идти. Стараюсь понять, в чем человеку будет максимально комфортно. И уже после того как проведу анализ и сделаю выводы, вношу предложения, рисую эскизы.

Интересно разрабатывать луки для артистов – скажем, для какого-то гастрольного тура. В этом случае перед дизайнером открывается прекрасная возможность реализовать себя, продемонстрировать талант, даже сделать себе имя. Именно работая со звездами, многие дизайнеры зарабатывали и себе «звездный» статус. Мне повезло сотрудничать с несколькими из них. Так, я придумал наряд для Юлии Ковальчук, в котором она была на праздновании своего дня рождения. И могу смело сказать, что он привлек много внимания – как гостей, так и прессы. Мне приходилось работать с Эвелиной Блёданс, Анфисой Чеховой и другими известными дамами.

Клиентки, особенно «звездные», не капризничают? Ведь они обычно «точно знают», как хотят выглядеть…

Есть дизайнеры, которые давят на клиента, навязывая свое мнение. И тем самым разрушают личное пространство человека – и доверие к себе. Я умудряюсь быть таким мальчиком-зайчиком, легким ветерком, который никак не допускает этого, но всегда находит с клиентом общий язык и помогает подобрать то, что сделает его особенным. Бойтесь застенчивых – они владеют миром!

Как по-вашему, из чего складывается идеальный образ женщины?

Нельзя утверждать, что он для всех одинаков. Главное – он должен быть идеальным для конкретного человека. По-моему, тем, кто говорит, что женщина должна ходить на каблуках, носить узкое короткое платье и так далее, надо дать по башке. Всем, кому она «должна», она должна простить. У нее только одна обязанность: получать удовольствие от жизни. Идеальная женщина та, которая реализует себя в полной мере и так, как ей нравится. Хочет – рожает детей, не хочет – не рожает. Хочет – выходит замуж, не хочет – остается свободной. Нравится – сидит дома у мужа «за пазухой», а нет – гоняет на джипе и руководит толпой мужиков. Это только ее дело.

Из чего складывается образ вашей героини?

Она интеллектуальная и творческая. Никогда не будет иметь карнавальный вид. Не будет кричаще-броской, привлекающей к себе внимание каким-то вульгарным способом. Не наденет одежду, которая будет ярче ее самой. Не станет маскировать себя слишком эффектной помадой, слишком белым цветом волос, платьем, которое сделает из нее упакованную куклу. Никогда не будет чересчур глянцевой и идеальной. По-моему, это плоско.

В моей девушке главное не одежда, а она сама. Платья же должны выделять достоинства своей обладательницы и делать ее жизнь более удобной, комфортной. Она, конечно, женственна. Но не в понимании туго затянутого корсета, высоченных каблуков и накладных ногтей. Она естественна. Ее волосы могут быть слега растрепанны, она может быть в очках, сандалиях на плоской подошве… Я одену ее в «летящее» платье хорошего кроя из натуральных тканей. Она станет выглядеть не хуже, чем на ковровой дорожке, но ей это будет по карману.

А какие внешние составляющие у понятия «женственность»? Что делает женщину – женщиной?

На мой взгляд, прежде всего – платье. Элегантное, легкое платье летящего, мягкого кроя. Кому-то для женственности необходим каблук, чтобы раскрепостить бедра или добавить роста. Мне кажется, что эта деталь – совсем не “must-have”. Кому-то каблук не нужен совершенно. Время «каблучных», начесанных кукол прошло.

Я всегда сравниваю актуальный дизайн одежды с актуальным в это же время дизайном средств передвижения. Если в Средние века люди ездили на роскошных каретах, качающихся на кочках и поскрипывающих рессорами, украшенных сусальным золотом, с вензелями, отделанными дорогими породами дерева и бархатом, то и дамы, путешествовавшие в них, были утянуты в корсеты, украшены перьями и турнюрами, обмахивались веерами. Сейчас жизнь другая. Идеальное средство передвижения – автомобиль. С низкой посадкой и обтекаемыми формами, благодаря которым он может развивать высокую скорость. Это и есть эталон современной красоты. Чем меньше у женщины будет каблуков, «вау-вау-наворотов», складок, роз, корсетов и шляп, тем ей будет удобнее, практичнее и современнее. Все перечисленные аксессуары – атрибутика светских мероприятий, где нужно привлечь к себе внимание. Поэтому если в качестве вдохновения дизайнеры отталкиваются от тенденций прошлых лет и веков, то их нужно адаптировать к современным реалиям.

Кто для вас является «иконами стиля»?

Если говорить о мужчинах, то это Джонни Депп. Из женщин – Рената Литвинова. Она хороша и в «глянцевом формате», когда у нее «волосинка к волосинке», строгие платья и красная помада, – и в более «жизненном» варианте, который ближе к моей эстетике, когда она слегка растрепанна, как будто только что куда-то выбежала по срочным делам.

4На каких звезд вы ориентируетесь, когда создаете образы своим клиенткам?

Мы все говорим, что мы – за индивидуальность, и стремимся быть собой, но продажи диктуют совсем другое. Мода – это же «традиционализм в квадрате»: быть как все, но при этом впереди всех.

Я анализирую, что носят звезды. Особенно когда создаю образы для светских мероприятий, свадеб, выпускных. Девочки хотят выглядеть как артисты на красных ковровых дорожках. Дизайнер вообще должен ориентироваться во всем: от искусства до политики и экономики. Все это очень сильно влияет на то, что носят люди.

Получается, политика и экономика влияют на дизайн?

Безусловно! Простой пример: когда начиналась Вторая мировая война, дамская мода быстро потеряла женственный вид. Появились объемные формы, большие плечи, резаный крой и так далее. Женщины «пахали» на фабриках и заводах, работали вместо мужчин, что немедленно отразилось на их внешнем виде. После войны появился Dior, который снова позволил женщине стать собой. Появились корсеты, чулки, каблуки и шляпы. То же самое можно заметить и сейчас. В мире неспокойно – и это отражается на витринах: посмотрите, сколько одежды в стиле милитари предлагают различные марки. Равно как и экономика: дизайнеры стараются добиться экономии на производстве и сокращают количество швов. И сразу появляются незамысловатые силуэты, с минималистским кроем, простые ткани и немаркие цвета.

Какие тенденции в женской моде актуальны сейчас?

По-прежнему моден спортивный стиль. Практически всё можно носить с кроссовками. Вместо шифонов становится актуальна сетка, похожая на подкладку в мужских спортивных шортах. Она часто стала использоваться как вставки в одежду. Более основательно выделилась линия плеча. Одежда должна быть достаточно зажигательна и остроумна по цвету, что очень напоминает 80–90-е годы. Также актуален интеллектуальный, целомудренный стиль, отсылающий нас к 70-м годам, что и для меня ближе. Мне нравится что-то более «вечное», ведь я стараюсь подарить девушке мечту. За приемлемые деньги!

Беседовал Александр Стрига
Фотографии: Михаил Бучин


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Город сад и новое искусство

В Центре современного искусства М’АРС проходят две футуристические выставки: «Город Сад: Мультивселенные» — о проектировании утопических миров и культуре будущего...

Театр «Модерн»: спектакли, соединившие историю и современность

Театр «Модерн» приглашает зрителей на спектакли, связанные с историческими именами, событиями и местами: трагедия «Юлий Цезарь Live», драма «На дне»...

Фестиваль Башмета в Ярославле и городах Ярославской области

С 1 по 9 мая 2024 года в Ярославле и городах Ярославской области пройдет одно из главных культурных событий весны...

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Город сад и новое искусство

В Центре современного искусства М’АРС проходят две футуристические выставки: «Город Сад: Мультивселенные» — о проектировании утопических миров и культуре будущего...

Театр «Модерн»: спектакли, соединившие историю и современность

Театр «Модерн» приглашает зрителей на спектакли, связанные с историческими именами, событиями и местами: трагедия «Юлий Цезарь Live», драма «На дне»...

Фестиваль Башмета в Ярославле и городах Ярославской области

С 1 по 9 мая 2024 года в Ярославле и городах Ярославской области пройдет одно из главных культурных событий весны...

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/