Михаил Розанов относится именно ко второй категории. Увидев его работы, понимаешь, что фотография – не просто карточка в альбоме, пиксельное изображение на мониторе или открытка в рамочке, это – произведение искусства. И хочется дотянуться до него, приблизиться максимально близко. Михаил умеет вдохновлять, просто занимаясь любимым делом. Он так живет, и каждый может подойти, «потрогать искусство на ощупь» и уйти воодушевленным. Правда, если получится один раз «прикоснуться» к его работам, не вернуться к ним просто невозможно.
Михаил, о чем вы мечтали в детстве, кем хотели стать?
Я даже не помню, о чем мечтал. Хотел стать историком. Однако исторический не закончил: ушел раньше, потому что мне там стало скучно. И тогда начал заниматься фотографией.
Что для вас фотография?
Я живу так. У меня ничего другого и нет: каждый день – съемки, или работа в лаборатории, или занятия со студентами, или лекции. Это мой образ жизни.
А как взяли в руки камеру?
Мне было лет 19–20. У меня была девушка, из семьи художников и искусствоведов. Это были высококультурные люди (улыбается) и высокохудожественные, а я таким не был. Мне хотелось производить на нее впечатление. Тогда у меня был фотоаппарат-«мыльница». И я пошел снимать, что могу (смеется). Потом мы разошлись, но фотография осталась.
Как вы смотрите на окружающий вас мир? Будто через объектив?
Наверное, да. Я сразу вижу линии, тени. Это не очень хорошо, потому что не охватываю картину в целом.
Были ли у вас вдохновители?
Ласло Махой-Надь и Александр Родченко, конечно. Но их фотографии меня не очень сильно интересуют, для меня важна теоретическая составляющая. В то время было учение о линеарности – конструировании пространства, где линия, плоскость и свет – первоэлементы. У них были хорошие статьи, и я их много читал. Мне они настолько понравилось, что я решил в них разобраться и в итоге начал сам это все делать.
Вы преподаете в Британской высшей школе дизайна. Почему вдруг захотелось?
Не захотелось – меня позвали. Я с огромным удовольствием преподаю. К тому же у меня очень специальный курс: он основан целиком на принципах живописи и графики, а не на фотографии. Раньше называлось отделение арт-фотографии. Теперь – творческая мастерская Михаила Розанова. Сейчас у меня 17 студентов.
Испытываете гордость за выпускников?
Да, у меня отличнейшие выпускники, которыми я по-настоящему очень горжусь. И по мере возможности я с удовольствием помогаю в том, чтобы они работали с галереями.
А любимчики есть?
Да, был у меня один прекрасный студент, Костя Гребнев. Сейчас с ним вместе работаем: он мой ассистент. И я горжусь им.
Что делает ассистент?
Ассистент очень помогает. Все время держит технику и оптику в порядке – чистит объективы, камеры, помогает мне в замерах, поскольку во время съемки я очень увлечен композиционным построением.
Но самая главная его задача – создавать комфортный психологический климат в работе. Потому что, когда я снимаю, то сильно задумываюсь, и мне иногда нужно что-нибудь говорить. И здесь ассистенту нужно говорить «да» и со всем соглашаться (смеется), а еще лучше – молчать, потому что на самом деле я разговариваю сам с собой. У Константина это отлично получается.
А что вам ближе – фотография или живопись?
Для меня фотография – только инструмент. Это могла быть и живопись, и графика, и видео. Просто так получилось, что я фотографирую.
Почему все серии ваших работ черно-белые? Нет глубокого подтекста?
Нет, мне так нравится – не отвлекает от главного. Цвет мешает.
Вы практически не снимаете людей, почему?
Мне не очень интересно. Когда снимаешь человека, все внимание – на него, это правило психологии. А мне хотелось наоборот, чтобы это был просто композиционный акцент, не больше. С человеком в кадре это невозможно.
По-моему, у вас получилось… в серии «Набережная».
О, это одна из моих самых любимых серий. Там просто ах! Такой romantic style.
Вообще я не показываю старые работы («Набережная» – год 1998-й), но эта… Даже в большой выставке «Избранное», которую мы готовим совместно с Capital Group и которая пройдет в первой половине февраля в МДФ, будут собраны работы разных лет начиная только с 2006-го. Единственное исключение – серия с набережной, это год 1998-й.
А есть еще серия с Оксаной Фандерой…
Оксана Фандера – моя хорошая приятельница… Мне сильно повезло: когда я преподавал той зимой, рассказывал про фламандский портрет XV века, где была тема «погружение в себя», тогда я позвал Оксану, чтобы попробовать, возможно ли это сделать с помощью камеры, применить принципы высокой живописи в фотографии. Было бы странно, если бы я просил 20-летнюю модель показать, как она может погрузиться в себя, – ну смешно. А Оксана – актриса и очень хорошо понимает поставленную задачу. Работать с ней классно.
У вас много удивительных серий фотографий с высотными зданиями. Не боитесь высоты?
Я люблю такие съемки, поэтому и снимаю для строительных компаний: чуть что – сразу на высоту, на крышу. Мне нравится, там как-то спокойно.
Вы больше с заказами работаете или для себя снимаете?
Мне фантастически повезло, что я начал работать с Айдан галереей. Именно там меня лет 6–7 назад привлекли к имиджевым съемкам: когда большие компании хотели не просто тупо снимать, а как-то представлять свой образ. Capital Group – была первой. Я занялся визуализацией того, что они придумали, снимал вот такую странную рекламу по заказу. Однако как обычно бывает в рекламных съемках: тебе говорят – надо снимать то-то и так-то. Здесь ничего этого не было и нет. Настолько люди знают, что и как я снимаю, что просто показывают: надо снять это здание и то. Все.
В ваших сериях представлено мало фотографий. А за съемку сколько получается кадров?
Немного, кстати. Я начал рассказывать про Родченко и Махой-Надь, они давали километры: сами себе противоречили, потому что очень много снимали. А смысл конструирования серии в том, что ты все придумываешь и продумываешь, поэтому не надо много кадров: серия настолько продумана, что просто идешь и снимаешь.
Расскажу, как мы едем снимать заводы. Например, Саяно-Шушенская ГЭС. Она огромная, высотой со 100-этажный дом – просто что-то невероятное. Сначала мы приехали с ассистентом, осмотрели полностью всю станцию. Потом облазили ее с альпинистами, чтобы все точки знать. Ассистент все снял на «цифру». Потом вечером на компьютере посмотрели, что там вообще происходит. Я выбрал какие-то точки, и мы в сопровождении альпинистов пошли снимать. И все. Поэтому там не так много пленки, не километры.
Используете ли какие-нибудь техники в обработке?
Я вообще ничего не обрабатываю: снимаю сразу так, как есть. Мы печатаем полный кадр, ничего не обрезаем. Считаю, что надо снимать сразу целиком. Это нормально. Чего надеяться? Никаких компьютеров, никаких глупостей.
Какие у вас планы, стремления?
Знаете, я столько снимал в этом году, как никогда много, что сейчас пока не хочу… Я устал.
А что для вас отдых?
Хожу в музеи, кино. Очень много гуляю пешком, слушаю транс: «заряжаю» айпод – и пошел.
Вы много путешествуете?
В этом году очень много ездили. На Южный полюс, Огненную Землю. Недавно были в Северной Атлантике и Ледовитом океане. Также в Гренландии, Исландии, Арктике. У меня есть возможность ходить в научные экспедиции с Институтом океанологии РАН, они меня берут в рейсы, на месяц или больше.
Не хотелось уехать за рубеж?
Нет. Мне и здесь хорошо. К тому же я много езжу и не чувствую, будто здесь меня что-то угнетает. Кто-то кричит, что все плохо. Мне нормально. Делом занимайся – и будет все хорошо, если ты бездельник – тебе везде будет плохо. Мне так кажется.
Вы снимаете заказы, можно сказать, что фотография для вас – это работа?
Нет, я не работаю. Когда снимаю, получаю огромное удовольствие, поэтому делаю это нечасто, а когда хочется. Это то, чему я учу своих студентов: фотография – удовольствие. Потому что когда работаешь, это становится ремеслом, возникают фразы типа «Мне надо пойти снимать». Я так не работаю.
А как вы выбираете ракурс: соблюдаете законы композиции или это подсознание?
Нет, это, наверное, здесь (показывает на голову). Есть вещи, которые я не могу объяснить, и это одна из них.
Где искать вдохновение?
Ой, об это меня все время спрашивают ученики. Я очень много беру из живописи. Как объяснить…
Например, читал курс про средневековую китайскую живопись, где много внимания уделяется пустоте и белому. В это вкладывается большой смысл: белое не просто как белое, не бывает незаполненных пространств. Для того чтобы показать, что это возможно в фотографии, я снял серию «Поле» полностью по правилам китайской средневековой живописи.
Потом была серия «Гербарий». Тогда я рассматривал алтари. В XV веке во Фландрии Был такой художник – Хуго ван дер Гус, который писал алтари, очень красивые, расписанные. И были цветы. Я просто рассматривал, как он писал их на створках алтарей: они были настолько готически вытянуты, что мне захотелось снять серию с таким готическим построением, когда тянутся вверх изломанные линии. Так получился «Гербарий». Все идет от живописи.
Еще много – от музыки. Например, когда гуляю, я вхожу в состояние такое – ровно-крейсерское (смеется). И смотрю уже по-другому. Под музыку все иначе воспринимается
Если нет вдохновения, как не опустить руки, где найти мотивацию?
Ну, это от тебя зависит. Важна внутренняя мотивация поступка: зачем что-то делаешь. Этому я пытаюсь учить студентов: зачем ты фотографируешь? Смысл сделанного? Вот я знаю, что я делаю. Могу ответить за все свои фотографические «поступки». Это самодисциплина, самоконтроль. Главное – знание и уверенность в себе. Я в себе уверен.
Есть что-то, что вы хотели бы еще снять, но пока не получилось?
Такого нет. Если что-то хочу, снимаю. У меня есть такая возможность. Сейчас очень сложно снимать на улице, потому что нужны какие-то разрешения, постоянно пристают охранники, они мне портят настроение. Поэтому у меня есть прекрасные location-менеджеры, и мы работаем спокойно.
Как достать звезду с неба? Вы свою достали?
Я не считаю, что достал. Я в процессе (улыбается).
Долго еще, как думаете?
Не знаю, как пойдет. Как говорится: путь не имеет ни начала, ни конца. Так и есть. Нет предела совершенству.
Беседовала Марина Угальская
Фотографии: Александр Селезнёв
Благодарим фотолабораторию Prolab за помощь в проведении встречи.
Работы Михаила Розанова
можно увидеть на сайте www.aidangallery.ru
Метка Фотография
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
“Баланс” и вайб большого города
Курбан Муртазалиев – предприниматель, основатель сети кофеин. Он поставил себе задачу: научить целый регион любить кофе. И справился с ней.
-
Одеваю красиво и легко
Работа стилиста — это идти на несколько шагов впереди по актуальности, функциональности и сочетаемости вещей. Выбирать то, что не решился позволить сам клиент для себя.
-
Современные проблемы современного художника
Как человек, чьё имя уже стало узнаваемым, создаёт свои работы в это непростое время, и есть ли будущее у такого искусства?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.