Идея отказаться от высокотехнологичных благ современного общества (мобильной связи, Интернета и телевидения) приходила в голову многим — интересно ведь проверить, насколько сильно ты попал в зависимость от этих всепроникающих искусов XXI века. Нашу редакцию данная тема также не обошла стороной, ведь в этом номере мы рассуждаем о стойкости. Было рассмотрено несколько вариантов осуществления эксперимента, однако остановились мы на весьма необычном — решили отправить меня на неделю в Рязанскую область, Сапожковский район, село Красное, дабы пожить в семье священника. Там, как мы предполагали, соблазны цивилизации не будут мозолить глаза. Наивные…
С места в карьер
Созвонившись с отцом Георгием и получив от него добро на «погостить недельку», я собрал необходимые вещи, в основном книги, и отправился в пятницу днем в дорогу. От Москвы до места назначения предстояло преодолеть 350 километров. Дорога заняла у меня 7 часов и отняла полкило нервов. Нет, к пробкам я был готов, но на трассе из-за плюсовой температуры было мокро и грязно, дворники не бог весть как справлялись со своей задачей, и в итоге приходилось буквально прилипать носом к лобовому стеклу и выпучивать глаза, чтобы хоть что-то рассмотреть прямо по курсу. Несколько раз я был на грани того, чтобы съехать с дороги и дождаться рассвета, потому как силы стремительно меня покидали. Но отступать еще до начала эксперимента совсем не хотелось, и я плелся дальше.
Уже после поворота на второстепенную дорогу, ведущую к селу Красное, меня ждало еще одно испытание. Под колесами снег со льдом, вокруг леса и поля, над головой робкий месяц, не дающий света, кругом ни души, скорость 70 км/ч. Фары выхватывают из тьмы две черные фигуры, пошатываясь плетущиеся по встречной полосе в одном со мной направлении. В следующее мгновение перед машиной возникает силуэт крупной собаки — думаю, это была кавказская овчарка или алабай. Она бежит ровненько посередине моей полосы, и затормозить я явно не успеваю. Дернув руль влево, чтобы уйти от удара, вспоминаю про двух попутных молодцев и, резко выкрутив вправо, проскакиваю между людьми и собакой. Я не особо надеялся, что машину не закрутит, и уже мысленно прикидывал, где мне сейчас искать трактор, который вызволит из кювета. Но все обошлось. Отделался лишь каплями холодного пота на лбу и громким стуком сердца в ушах.
Первое впечатление
Отец Георгий встретил меня за 10 километров до села, так как боялся, что я заплутаю. Хочу упомянуть, что человек я некрещеный и в церковь не хожу — соответственно, мое впечатление о священнослужителях складывалось благодаря телевидению, Интернету и одной личной встрече, о которой не премину поведать. Случилась она во время службы в армии. Наш командир части не чурался подзаработать на дешевой солдатской силе и часто отправлял личный состав на различные работы — строительство дач, фасовку и погрузку картофеля и т. п. В один летний денек меня и еще троих сослуживцев отправили на КПП для отбытия на очередной такой «наряд». За воротами части нас встретил весьма упитанный батюшка с внушительным крестом желтого металла на груди и посадил в свой «Гелендваген». Мы приехали в богатый особняк, где нас ждал… массивный гроб из красного дерева. Погрузив его в катафалк, а затем перенеся в церковь, мы отправились на кладбище — подготавливать могилу. По окончании погребения священник выдал каждому из нас по тысяче рублей и отвез обратно. Меня тогда изрядно удивила такая обеспеченность церкви, и этот случай прочно засел в голове — почему-то до того момента я представлял себе священников как людей, не заботящихся о благополучии, думающих лишь о служении Господу и наставлении паствы на путь истинный. Видимо, в чем-то я их путал с монахами. Однако встреча с отцом Георгием, служащим с селе Красное в старой церквушке, перевернула мои взгляды с ног на голову.
Цели и средства
Дело в том, что благополучие священника часто зависит от людей в его приходе, от их успешности и верования в Бога. Новоиспеченный батюшка отправляется по распределению епархии в какую-либо церковь, где он должен наладить связь с местным населением и позаботиться о притоке прихожан в храм, который он также обязан поддерживать в надлежащем состоянии. Конечно, это не является главной задачей священника – сие лишь приложенные к его первоначальной миссии – служению Богу и ближним. Самое интересное, что епархия не выделяет священнику никаких денежных средств: его содержат приход – и собственные трудовые мозоли. Получается, что приход является самостоятельной административной единицей (в том числе и в материальном отношении) и существует на средства прихожан и благотворителей (если таковые имеются).
На плечах священника лежит колоссальный труд – помимо богослужений и проведения различных церковных обрядов (треб) он обязан заботиться о храме: как построить или отремонтировать его, защитить от воров, оформить убранство. И при этом нельзя забывать про семью, про хозяйство, забот в котором тоже полон рот… Но священники не сетуют на судьбу и не ропщут: все-таки материальные блага для них никак не цель, а лишь средство служению Господу и людям.
Руками, сердцем, головой
Хочу честно сказать, что я был несколько разочарован, узнав, что щупальца цивилизации уже давно дотянулись и прочно обвили дом батюшки. Телевидение? Есть. Интернет? Пожалуйста. Мобильная связь? А то как же! Но я все же помнил первоначальную цель поездки и не подходил к этим гаджетам-искусителям. Это было даже слишком легко, потому как за неделю моего пребывания в гостях батюшка успел рассказать мне столько сюжетов из жизни и из службы, а также из истории Сапожковского района и села Красное, что про дополнительные источники информации я и думать забыл. Словно побывал на недельной лекции, где присутствуют только двое — я и оратор.
В первый же вечер отец Георгий произвел на меня неизгладимое впечатление. Сначала — когда я не мог угнаться за его «Ниссаном Микрой»: никак не ожидал от человека в рясе такой прыти, а затем за ужином, когда он сообщил, что любит хороший русский рок, в частности — Гребенщикова. Да-да, в этот момент предназначение его бороды и длинных волос в моих глазах на секунду переменилось. Я обрадовался тому, что передо мной обычный человек, что некоторые его интересы совпадают с моими — просто он занимается делом, которое я не принимаю или не понимаю. Для меня вера — это попытка людей объяснить и понять то, чего постигнуть они не могут. Точнее — не могли. Почему идет дождь?.. Почему светит солнце?.. Казалось бы, сегодня, когда все природные явления научно объяснены и механизмы чудес природы детям растолковывают еще в школе, вера должна была бы исчезнуть, но — есть тут нечто другое…
Во время общения с батюшкой, да и просто из книг, которые читал до этого, я понял одну важную вещь: люди не могут жить без надежды в душе. Ведь если человек смертельно болен и врачи говорят, что ситуация безвыходная, то разве он смирится с таким диагнозом? Нет, все равно будет надеяться и в тайне молить Господа о чудесном исцелении, хотя до этого ни разу не был ни на службе, ни даже просто в церкви. А потом, когда он вдруг неожиданно поправится, вполне возможно, что забудет о том, кому возносил молитвы, и заживет как прежде. Я не говорю о каждом, но неверующий скорее поверит в ошибочный диагноз трех врачей, нежели в то, что его спасли молитвы.
Интересно, что многие люди, не верящие в Бога, во что-то все-таки верят. В какие-то необъяснимые силы, в пришельцев, в параллельные миры. Им это просто необходимо. Может, страх перед смертью заставляет нас порой задуматься — а что потом, когда я умру? Неужели меня просто не станет? Ведь это почти невозможно осознать…
Троицкая церковь
Но я немного отвлекся, а между тем стоит рассказать о церкви, в которой служит отец Георгий, — ведь, как оказалось, построена она была аж в 1761 году на средства и стараниями графа Федора Андреевича Остермана и имеет богатую историю.
По штату при храме имелись священник, дьякон и псаломщик. В подклети храма, под трапезной, находилась родовая усыпальница графов Остерманов. В 1914 году в селе Красная Слобода насчитывалось 330 дворовых хозяйств, проживало 1195 душ мужского и 1210 душ женского пола. В период гонений храм и общину постигла общая для церкви участь. Священники, регулярно преследуемые и репрессируемые, часто менялись. С ними, как правило, кары настигали и семьи наиболее активных, преданных православию прихожан, которые подвергались арестам, приговаривались к высылке и лагерным работам. В 1922 году имущество Троицкой церкви было изъято для голодающего Поволжья. Окончательное закрытие храма произошло в 1941 году. Уцелевшее к тому времени имущество церкви было окончательно разграблено и уничтожено. Иконы сожгли в печах на колхозном свинарнике, сбросили и вывезли колокола. Чудом уцелели до наших дней венчающие церковные купола кресты. Далее поруганный храм использовался в качестве и сельского клуба, и зернохранилища.
В период хрущевских притеснений при молчаливом попустительстве властей уже разоренная прежде усыпальница графов Остерманов, служившая на тот момент колхозным овощехранилищем, подверглась вторичному осквернению. На этот раз неизвестными были вскрыты и разграблены сами могилы ктиторов храма, поруганы их останки.
В начале 1970‑х здание Троицкой церкви причислили к категории памятников архитектуры регионального значения. Но именно на этот этап выпала «мерзость запустения» поруганной святыни. Были полностью разобраны центральная и боковые паперти, вход в усыпальницу. Обветшание кровли повлекло за собой разрушение белокаменных карнизов. В результате выветривания и разрушения штукатурного слоя сильно пострадали цокольная часть храма и барабаны. Колхоз к этому времени уже имел достаточно складских помещений, и храм, утратив для него хозяйственное значение, оказался брошенным на произвол судьбы.
С 1995 года начался новый этап церковно-приходской жизни. В этот период формируется официальная община верующих, начавшая хлопотать об открытии сельского храма. В 1997 году был освящен Троицкий престол. До сентября 1998 года богослужения в храме совершали насельники рязанского Свято-Троицкого монастыря иеромонахи Игорь и Исаакий, которых сменил священник Георгий Дрокин, продолживший восстановление храма и организацию приходской жизни. В 2000 году наместник Троицкого монастыря архимандрит Андрей (Крехов) освятил в трапезной храма придел в честь новомучеников и исповедников российских, где в настоящее время совершаются богослужения.
При храме построен приходской дом, в котором размещены и содержатся на средства церкви сельский медпункт и библиотека. В настоящее время в приходе, включающем село Красное и деревню Красная Яблонька, проживает порядка 150 человек. Получается, что отец Георгий трудится в храме уже 16 лет, и ему удалось сделать за это время не так мало: покрыть крышу, отремонтировать колокольню, покрасить трапезную и провести туда отопление, чтобы прихожане не мерзли во время службы. Конечно, и тут все упирается в деньги, ведь полностью восстановить церковь на средства, собранные с прихожан, не представляется возможным. Но имея представление о трудолюбии отца Георгия, я верю, что когда-нибудь Троицкая церковь вновь засияет белизной стен и золотом куполов, а по округе будет разноситься затейливый колокольный перезвон.
Деревня против города
В один из дней, когда я помогал батюшке перетаскивать мешки с зерном из гаража в курятник (надо же было как-то отрабатывать постой), он между делом стал рассуждать о том, как сильно отличается менталитет людей, живущих в городе, от мышления живущих в деревне. Мол, если у горожанина какая проблема возникла — скажем, машина не заводится или батареи не топят, — то он сразу думает, куда бы ему позвонить, в то время как сельский житель начинает ломать голову над тем, как бы самому исправить поломку. Было ясно, что батюшке, живущему в селе, непонятна логика горожан, ведь практически все хозяйство он ведет сам. Гараж и курятник построил без посторонней помощи, не имея никакого строительного опыта, завел пасеку и стал качать и продавать мед, чтобы были какие-то средства в доме, возделал (почти по Вольтеру) свой огород, обеспечивающий большую семью всем необходимым из съестного.
Но и этим не ограничивается деятельность трудолюбивого батюшки: летом он проводит «Засеку» — сборы для местных ребят, во время которых они идут в поход в лес, учатся ставить палатки, разводить костры, лазать по деревьям с альпинистским оборудованием и самостоятельно готовить себе пищу. На эти сборы он приглашает то инструктора по рукопашному бою, то скалолаза, и тогда детские глаза сияют от счастья.
Казалось бы — столько забот, не до «Засеки» должно быть. Но для батюшки такие мероприятия только в радость. Я лично видел, как осветилось его лицо после того, как мы расчистили на пруду место под каток и дети заскользили по искристому льду, а мы переводили дух, стоя в сторонке.
Хороший человек
К сожалению, у меня нет возможности подробнее описать свое пребывание в селе Красное, ведь это заняло бы еще не одну страницу — чего стоят рассказы батюшки о роде Остерманов, чья усыпальница находится в подвальном помещении храма, о его работе в иконописной мастерской и о пути к сану священника. За неделю материала набралось на целый проспект. Про свой же эксперимент мне даже вспоминать неудобно — все оказалось слишком просто. Отвыкнуть от мобильной связи и Интернета легче, чем может показаться. Мы просто сами добровольно загнали себя в сети электромагнитных волн и не хотим из них выбираться, хотя вокруг столько всего нового и необыкновенного — смотри! впитывай! удивляйся! Не могу сказать, что я стал по-другому смотреть на религию, но благодаря отцу Георгию взгляд на священников у меня изменился. Может, мне просто попался хороший человек — но буду надеяться, что бóльшая часть священнослужителей похожа на этого крепкого русского батюшку, который не увиливает от работы, не перекладывает обязанности на других и так доброжелательно и душевно относится ко всем встреченным им людям.
Валентин Рогатин
Фотографии автора
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Проблем куча, жизнь – одна
Фонд, о котором мы сегодня расскажем, помогает и маленьким девочкам, и большим мальчикам, и их родителям – семьям, оказавшимся в той или иной сложной жизненной ситуации.
-
7 способов побороть депрессию
Как разорвать порочный круг и избавиться от потока негатива? У журнала Eclectic есть ответ на этот вопрос!
-
Sex Sells. Секс продает
Сексуальная тематика – лучший способ выделить свое рекламное послание, считают маркетологи. Можно вспомнить немало ярких примеров, подтверждающих этот тезис.
Один комментарий на «“7 дней другой жизни”»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Здравствуйте! очень интересно было прочитать и увидеть на фото бабушку мужа:) Спасибо за статью.