Фильм «Дворецкий», идущий на американских экранах с огромным успехом (кассовые сборы превысили 100 млн долларов), рассказывает о дворецком Белого дома, который служил президентам США от Эйзенхауэра до Рейгана с 1957 по 1986 год. Прототипом Сесила Гейнса (Форест Уитакер) стал реальный человек Юджин Аллен, о котором сценарист Дэнни Стронг когда-то прочел статью в газете «Вашингтон Пост».
Глазами семьи чернокожих американцев Гейнсов автор сценария и режиссер Ли Дэниелс наблюдает за волнообразным изменением американской политической ситуации и межрасовых отношений.
О кино и реальной жизни я поговорил с режиссером «Дворецкого» Ли Дэниелсом, известным по фильмам «Бал монстров», «Сокровище», «Газетчик».
Ли, что делает рассказанную вами историю важной для вас и для остального мира?
Когда вы думаете о движении за гражданские права, о расовых отношениях в сегодняшней Америке, первое, что приходит на ум — противопоставление черных людей белым. Я сам происхожу из негритянского гетто и горжусь этим. Но по ходу создания картины я узнал, как много белых приезжали на юг, чтобы помочь афроамериканцам. Многие черные родители не хотели, чтобы дети шли голосовать, потому что их могли убить. У нас в фильме есть сцена на мосту с автобусом, на котором ехали борцы за равноправие. Это реальный мост в Новом Орлеане, в Луизиане, где когда-то линчевали черных людей.
Мой фильм — не просто история отношений отца и сына, это история героев, которые были готовы пожертвовать жизнью за идеалы. Постановка этой картины — самый важный этап моей карьеры в кино. Ставить историческую эпику — труднейшая задача, поскольку хочется добиться абсолютной правды. Я надеюсь, что люди уйдут с фильма под впечатлением того, что реально происходило в нашей стране, и никогда не забудут этого, как и героев, о которых в школе не рассказывают. Благодаря тем событиям стало возможным то, что президентом США сегодня является Обама.
Так ли сейчас все радужно в Америке в плане расовых отношений?
Можете ли вы припомнить какой-нибудь недавний случай, когда вам лично пришлось столкнуться с расистским поведением?
С этим ежедневно приходится иметь дело. Помню, мне было лет пять, я приехал к бабушке в Северную Каролину, и как-то мне захотелось выпить воды из фонтанчика. А папа говорит: «Не пей, этот для белых, тебе надо пить из того, что для цветных». Это было самое раннее столкновение с расовым вопросом. А самое недавнее?.. Расовый вопрос один из самых важных в Америке, его нельзя игнорировать, но мы не затрагиваем его, потому что никто не желает говорить об уродливом. Лучше затолкать его под ковер! Между тем более двухсот лет мой народ убивали, морили на плантациях. Это были настоящие концентрационные лагеря. Мои дети знают из школьной программы про нацистские концлагеря, но им не рассказывают о том, как издевались над их прадедами, как их зверски убивали. С детьми легче говорить о сексе, чем о расе.
Или когда в Нью-Йорке ловят такси, белым это удается быстрее. Что мне ответить сыну, который спрашивает, почему за ним следят в магазине? Я не знаю! Мой отец тоже не мог дать ответ на такие вопросы. Думаю, наш фильм раскрывает и эту проблему тоже.
А как вы себя чувствуете за границей?
У европейцев куда более тонкий взгляд на отношения между расами. К нам относятся как к равным. Вспомните Жозефину Бейкер, Эллу Фитцджеральд, Билли Холлидэй… Этих певиц любили за границей, но не здесь. Европейцам трудно понять, как можно иметь чернокожего президента и такие расовые отношения. В Европе я чувствую себя человеком.
Среди зрителей вашего фильма подавляющее большинство — белые…
Именно поэтому я очень переживаю. Как им понять мою ситуацию? Я воспитываю детей моего брата, который сидит в тюрьме. Многие мои родственники работают в Макдональдсе. Большинство афроамериканцев, которых вы встречаете на улице — безработные. «Они» сносят наши школы и строят вместо них тюрьмы. Даже при том, что у нас чернокожий президент. Я не знаю, насколько понятна вам сложность расовых отношений сегодня, не хочу выглядеть как «обозленный чернокожий». Я не обозлен.
Считаете ли вы себя «черным» кинематографистом, как, например, Спайк Ли?
Кино — это истории. А истории черных людей должны быть рассказаны. И хорошо, если это сделано с точки зрения афроамериканца. Но я не позиционирую себя как черный кинематографист. В первую очередь я просто кинематографист. Среди моих кумиров — Стивен Спилберг и Педро Альмадовар. А я лишь киношник, которому случилось быть чернокожим.
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Эльнар Мухамедьяров: «Хорошо сделанный клип может сильно повлиять на восприятие»
Эльнар Мухамедьяров – один из лучших операторов страны с международным опытом. Он – профи, и ему доверяют снимать клипы самые...
-
Путь в сердца друг друга
Короткометражный фильм «Синее Пламя» покоряет международные кинофестивали.
-
Актер-вундеркинд из Киева – Константин Власенко
На сегодняшний день фильмография Константина Власенко состоит более, чем из ста работ в кино, рамки его актерского амплуа очень широки, как и диапазон технических возможностей.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.