Идея отказаться от высокотехнологичных благ современного общества (мобильной связи, Интернета и телевидения) приходила в голову многим — интересно ведь проверить, насколько сильно ты попал в зависимость от этих всепроникающих искусов XXI века. Нашу редакцию данная тема также не обошла стороной, ведь в этом номере мы рассуждаем о стойкости. Было рассмотрено несколько вариантов осуществления эксперимента, однако остановились мы на весьма необычном — решили отправить меня на неделю в Рязанскую область, Сапожковский район, село Красное, дабы пожить в семье священника. Там, как мы предполагали, соблазны цивилизации не будут мозолить глаза. Наивные…
С места в карьер
Созвонившись с отцом Георгием и получив от него добро на «погостить недельку», я собрал необходимые вещи, в основном книги, и отправился в пятницу днем в дорогу. От Москвы до места назначения предстояло преодолеть 350 километров. Дорога заняла у меня 7 часов и отняла полкило нервов. Нет, к пробкам я был готов, но на трассе из-за плюсовой температуры было мокро и грязно, дворники не бог весть как справлялись со своей задачей, и в итоге приходилось буквально прилипать носом к лобовому стеклу и выпучивать глаза, чтобы хоть что-то рассмотреть прямо по курсу. Несколько раз я был на грани того, чтобы съехать с дороги и дождаться рассвета, потому как силы стремительно меня покидали. Но отступать еще до начала эксперимента совсем не хотелось, и я плелся дальше.
Уже после поворота на второстепенную дорогу, ведущую к селу Красное, меня ждало еще одно испытание. Под колесами снег со льдом, вокруг леса и поля, над головой робкий месяц, не дающий света, кругом ни души, скорость 70 км/ч. Фары выхватывают из тьмы две черные фигуры, пошатываясь плетущиеся по встречной полосе в одном со мной направлении. В следующее мгновение перед машиной возникает силуэт крупной собаки — думаю, это была кавказская овчарка или алабай. Она бежит ровненько посередине моей полосы, и затормозить я явно не успеваю. Дернув руль влево, чтобы уйти от удара, вспоминаю про двух попутных молодцев и, резко выкрутив вправо, проскакиваю между людьми и собакой. Я не особо надеялся, что машину не закрутит, и уже мысленно прикидывал, где мне сейчас искать трактор, который вызволит из кювета. Но все обошлось. Отделался лишь каплями холодного пота на лбу и громким стуком сердца в ушах.
Первое впечатление
Отец Георгий встретил меня за 10 километров до села, так как боялся, что я заплутаю. Хочу упомянуть, что человек я некрещеный и в церковь не хожу — соответственно, мое впечатление о священнослужителях складывалось благодаря телевидению, Интернету и одной личной встрече, о которой не премину поведать. Случилась она во время службы в армии. Наш командир части не чурался подзаработать на дешевой солдатской силе и часто отправлял личный состав на различные работы — строительство дач, фасовку и погрузку картофеля и т. п. В один летний денек меня и еще троих сослуживцев отправили на КПП для отбытия на очередной такой «наряд». За воротами части нас встретил весьма упитанный батюшка с внушительным крестом желтого металла на груди и посадил в свой «Гелендваген». Мы приехали в богатый особняк, где нас ждал… массивный гроб из красного дерева. Погрузив его в катафалк, а затем перенеся в церковь, мы отправились на кладбище — подготавливать могилу. По окончании погребения священник выдал каждому из нас по тысяче рублей и отвез обратно. Меня тогда изрядно удивила такая обеспеченность церкви, и этот случай прочно засел в голове — почему-то до того момента я представлял себе священников как людей, не заботящихся о благополучии, думающих лишь о служении Господу и наставлении паствы на путь истинный. Видимо, в чем-то я их путал с монахами. Однако встреча с отцом Георгием, служащим с селе Красное в старой церквушке, перевернула мои взгляды с ног на голову.
Цели и средства
Дело в том, что благополучие священника часто зависит от людей в его приходе, от их успешности и верования в Бога. Новоиспеченный батюшка отправляется по распределению епархии в какую-либо церковь, где он должен наладить связь с местным населением и позаботиться о притоке прихожан в храм, который он также обязан поддерживать в надлежащем состоянии. Конечно, это не является главной задачей священника – сие лишь приложенные к его первоначальной миссии – служению Богу и ближним. Самое интересное, что епархия не выделяет священнику никаких денежных средств: его содержат приход – и собственные трудовые мозоли. Получается, что приход является самостоятельной административной единицей (в том числе и в материальном отношении) и существует на средства прихожан и благотворителей (если таковые имеются).
На плечах священника лежит колоссальный труд – помимо богослужений и проведения различных церковных обрядов (треб) он обязан заботиться о храме: как построить или отремонтировать его, защитить от воров, оформить убранство. И при этом нельзя забывать про семью, про хозяйство, забот в котором тоже полон рот… Но священники не сетуют на судьбу и не ропщут: все-таки материальные блага для них никак не цель, а лишь средство служению Господу и людям.
Руками, сердцем, головой
Хочу честно сказать, что я был несколько разочарован, узнав, что щупальца цивилизации уже давно дотянулись и прочно обвили дом батюшки. Телевидение? Есть. Интернет? Пожалуйста. Мобильная связь? А то как же! Но я все же помнил первоначальную цель поездки и не подходил к этим гаджетам-искусителям. Это было даже слишком легко, потому как за неделю моего пребывания в гостях батюшка успел рассказать мне столько сюжетов из жизни и из службы, а также из истории Сапожковского района и села Красное, что про дополнительные источники информации я и думать забыл. Словно побывал на недельной лекции, где присутствуют только двое — я и оратор.
В первый же вечер отец Георгий произвел на меня неизгладимое впечатление. Сначала — когда я не мог угнаться за его «Ниссаном Микрой»: никак не ожидал от человека в рясе такой прыти, а затем за ужином, когда он сообщил, что любит хороший русский рок, в частности — Гребенщикова. Да-да, в этот момент предназначение его бороды и длинных волос в моих глазах на секунду переменилось. Я обрадовался тому, что передо мной обычный человек, что некоторые его интересы совпадают с моими — просто он занимается делом, которое я не принимаю или не понимаю. Для меня вера — это попытка людей объяснить и понять то, чего постигнуть они не могут. Точнее — не могли. Почему идет дождь?.. Почему светит солнце?.. Казалось бы, сегодня, когда все природные явления научно объяснены и механизмы чудес природы детям растолковывают еще в школе, вера должна была бы исчезнуть, но — есть тут нечто другое…
Во время общения с батюшкой, да и просто из книг, которые читал до этого, я понял одну важную вещь: люди не могут жить без надежды в душе. Ведь если человек смертельно болен и врачи говорят, что ситуация безвыходная, то разве он смирится с таким диагнозом? Нет, все равно будет надеяться и в тайне молить Господа о чудесном исцелении, хотя до этого ни разу не был ни на службе, ни даже просто в церкви. А потом, когда он вдруг неожиданно поправится, вполне возможно, что забудет о том, кому возносил молитвы, и заживет как прежде. Я не говорю о каждом, но неверующий скорее поверит в ошибочный диагноз трех врачей, нежели в то, что его спасли молитвы.
Интересно, что многие люди, не верящие в Бога, во что-то все-таки верят. В какие-то необъяснимые силы, в пришельцев, в параллельные миры. Им это просто необходимо. Может, страх перед смертью заставляет нас порой задуматься — а что потом, когда я умру? Неужели меня просто не станет? Ведь это почти невозможно осознать…
Троицкая церковь
Но я немного отвлекся, а между тем стоит рассказать о церкви, в которой служит отец Георгий, — ведь, как оказалось, построена она была аж в 1761 году на средства и стараниями графа Федора Андреевича Остермана и имеет богатую историю.
По штату при храме имелись священник, дьякон и псаломщик. В подклети храма, под трапезной, находилась родовая усыпальница графов Остерманов. В 1914 году в селе Красная Слобода насчитывалось 330 дворовых хозяйств, проживало 1195 душ мужского и 1210 душ женского пола. В период гонений храм и общину постигла общая для церкви участь. Священники, регулярно преследуемые и репрессируемые, часто менялись. С ними, как правило, кары настигали и семьи наиболее активных, преданных православию прихожан, которые подвергались арестам, приговаривались к высылке и лагерным работам. В 1922 году имущество Троицкой церкви было изъято для голодающего Поволжья. Окончательное закрытие храма произошло в 1941 году. Уцелевшее к тому времени имущество церкви было окончательно разграблено и уничтожено. Иконы сожгли в печах на колхозном свинарнике, сбросили и вывезли колокола. Чудом уцелели до наших дней венчающие церковные купола кресты. Далее поруганный храм использовался в качестве и сельского клуба, и зернохранилища.
В период хрущевских притеснений при молчаливом попустительстве властей уже разоренная прежде усыпальница графов Остерманов, служившая на тот момент колхозным овощехранилищем, подверглась вторичному осквернению. На этот раз неизвестными были вскрыты и разграблены сами могилы ктиторов храма, поруганы их останки.
В начале 1970‑х здание Троицкой церкви причислили к категории памятников архитектуры регионального значения. Но именно на этот этап выпала «мерзость запустения» поруганной святыни. Были полностью разобраны центральная и боковые паперти, вход в усыпальницу. Обветшание кровли повлекло за собой разрушение белокаменных карнизов. В результате выветривания и разрушения штукатурного слоя сильно пострадали цокольная часть храма и барабаны. Колхоз к этому времени уже имел достаточно складских помещений, и храм, утратив для него хозяйственное значение, оказался брошенным на произвол судьбы.
С 1995 года начался новый этап церковно-приходской жизни. В этот период формируется официальная община верующих, начавшая хлопотать об открытии сельского храма. В 1997 году был освящен Троицкий престол. До сентября 1998 года богослужения в храме совершали насельники рязанского Свято-Троицкого монастыря иеромонахи Игорь и Исаакий, которых сменил священник Георгий Дрокин, продолживший восстановление храма и организацию приходской жизни. В 2000 году наместник Троицкого монастыря архимандрит Андрей (Крехов) освятил в трапезной храма придел в честь новомучеников и исповедников российских, где в настоящее время совершаются богослужения.
При храме построен приходской дом, в котором размещены и содержатся на средства церкви сельский медпункт и библиотека. В настоящее время в приходе, включающем село Красное и деревню Красная Яблонька, проживает порядка 150 человек. Получается, что отец Георгий трудится в храме уже 16 лет, и ему удалось сделать за это время не так мало: покрыть крышу, отремонтировать колокольню, покрасить трапезную и провести туда отопление, чтобы прихожане не мерзли во время службы. Конечно, и тут все упирается в деньги, ведь полностью восстановить церковь на средства, собранные с прихожан, не представляется возможным. Но имея представление о трудолюбии отца Георгия, я верю, что когда-нибудь Троицкая церковь вновь засияет белизной стен и золотом куполов, а по округе будет разноситься затейливый колокольный перезвон.
Деревня против города
В один из дней, когда я помогал батюшке перетаскивать мешки с зерном из гаража в курятник (надо же было как-то отрабатывать постой), он между делом стал рассуждать о том, как сильно отличается менталитет людей, живущих в городе, от мышления живущих в деревне. Мол, если у горожанина какая проблема возникла — скажем, машина не заводится или батареи не топят, — то он сразу думает, куда бы ему позвонить, в то время как сельский житель начинает ломать голову над тем, как бы самому исправить поломку. Было ясно, что батюшке, живущему в селе, непонятна логика горожан, ведь практически все хозяйство он ведет сам. Гараж и курятник построил без посторонней помощи, не имея никакого строительного опыта, завел пасеку и стал качать и продавать мед, чтобы были какие-то средства в доме, возделал (почти по Вольтеру) свой огород, обеспечивающий большую семью всем необходимым из съестного.
Но и этим не ограничивается деятельность трудолюбивого батюшки: летом он проводит «Засеку» — сборы для местных ребят, во время которых они идут в поход в лес, учатся ставить палатки, разводить костры, лазать по деревьям с альпинистским оборудованием и самостоятельно готовить себе пищу. На эти сборы он приглашает то инструктора по рукопашному бою, то скалолаза, и тогда детские глаза сияют от счастья.
Казалось бы — столько забот, не до «Засеки» должно быть. Но для батюшки такие мероприятия только в радость. Я лично видел, как осветилось его лицо после того, как мы расчистили на пруду место под каток и дети заскользили по искристому льду, а мы переводили дух, стоя в сторонке.
Хороший человек
К сожалению, у меня нет возможности подробнее описать свое пребывание в селе Красное, ведь это заняло бы еще не одну страницу — чего стоят рассказы батюшки о роде Остерманов, чья усыпальница находится в подвальном помещении храма, о его работе в иконописной мастерской и о пути к сану священника. За неделю материала набралось на целый проспект. Про свой же эксперимент мне даже вспоминать неудобно — все оказалось слишком просто. Отвыкнуть от мобильной связи и Интернета легче, чем может показаться. Мы просто сами добровольно загнали себя в сети электромагнитных волн и не хотим из них выбираться, хотя вокруг столько всего нового и необыкновенного — смотри! впитывай! удивляйся! Не могу сказать, что я стал по-другому смотреть на религию, но благодаря отцу Георгию взгляд на священников у меня изменился. Может, мне просто попался хороший человек — но буду надеяться, что бóльшая часть священнослужителей похожа на этого крепкого русского батюшку, который не увиливает от работы, не перекладывает обязанности на других и так доброжелательно и душевно относится ко всем встреченным им людям.
Валентин Рогатин
Фотографии автора
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Алёна Анисимкова: «Я не раздаю советы, я даю инструменты»
Чему учат в онлайн-школе нумерологии? Что дают полученные знания ученикам?
-
Проблем куча, жизнь – одна
Фонд, о котором мы сегодня расскажем, помогает и маленьким девочкам, и большим мальчикам, и их родителям – семьям, оказавшимся в той или иной сложной жизненной ситуации.
-
Игры с реальностью
Шорт-лист лучших квестов Москвы
Один комментарий на «“7 дней другой жизни”»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Здравствуйте! очень интересно было прочитать и увидеть на фото бабушку мужа:) Спасибо за статью.