В преддверии концерта Стива Вая, который состоится 26 апреля в московском ГЛАВCLUB, журналу Eclectic удалось пообщаться с этим всемирно известным американским гитаристом, композитором и продюсером.
Ученик Фрэнка Заппы и Джо Сатриани, постоянный участник туров G3, необыкновенный виртуоз гитарного звучания, трехкратный лауреат «Грэмми» смог уделить нам нам на интервью всего 10 минут.
Однако мы успели задать ему несколько интересных вопросов и, в частности, выяснить, почему Стив подумывает о клонировании самого себя в будущем…
Многие люди не знают, кем хотят стать, лет до 18, а кто-то и дольше – они словно дети, потерявшиеся в лесу и ищущие нужную тропу. Стив, как вы нашли свою «тропу» успешного гитариста и композитора?
Я отлично понимаю молодых людей, которым нелегко разобраться в том, чем они хотят заниматься в жизни. В юном возрасте это часто сопровождается тревогами и сомнениями. Я бы посоветовал им не волноваться на этот счет, не впадать в депрессивное состояние, а постараться понять, что их действительно интересует. И пускай увлечений будет много – совершенно не обязательно заниматься чем-то одним. Лично меня интересовало множество вещей в юности – хотя, признаться, ничто и рядом не стояло с увлечением музыкой и игрой на гитаре. В возрасте 5 лет я уже точно знал, что именно музыка будет моей жизнью. Я, конечно, не думал такими высокими фразами – просто отлично сознавал, что мне нравилось в тот момент. Музыка делала меня счастливым, и каким-то образом в моей голове ясно возникла идея и концепция ее создания. Слыша музыку, я мог как бы и видеть ее. Поэтому у меня не было никаких тревог и сомнений по поводу своего будущего – хотя и не было каких-то определенных целей: например, стать рок-звездой или сделать карьеру музыканта. Я просто плыл по течению, зная, что обожаю музыку и люблю ей заниматься; просто хотел научиться играть очередную композицию, освоить новую технику, разучить какую-то песню. И так одно событие вело ко второму, второе – к третьему и так далее: для меня это было словно красивое волшебное путешествие в увлекательный мир нот и аккордов.
Значит, вы из тех счастливчиков, чье хобби становится их карьерой?
Да, так случилось, и все это до сих пор со мной происходит.
Стив, а насколько различаются ощущения от сольного выступления и игры с оркестром или группой?
Разница огромна. Игра с рок-группой предполагает специфическое взаимодействие между участниками, есть возможность контакта музыкантов друг с другом, там свой процесс достижения ритма. Игра с оркестром также имеет особенности: музыка течет более плавно, чем у рок-группы, более органично. Понимание того, каким должен быть ритм, у дирижера сильно разнится с видением барабанщика группы. Поэтому, когда я играю с оркестром, стараюсь просто находиться со всеми на одной волне и следовать за движениями дирижера. В рок-группе все ориентируются на меня или слушают барабанщика – но в оркестре надо полностью сосредоточиться на взмахах дирижерской палочки.
Я знаю, что вы занимаетесь пчеловодством. Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы использовать жужжание ваших пчел в качестве бэк-«вокала» к очередному треку?
У меня есть композиция под названием “Bangkok” с альбома “Fire Garden”, и она начинается как раз с жужжания пчел.
Надо будет обязательно послушать. Стив, едва ли не самая лестная похвала для русского человека – когда ему сообщают, что он превзошел своего учителя. А что люди говорят на данный счет о вас и вашем наставнике – Джо Сатриани? Вы превзошли его?
Знаете, я не смотрю на это с указанной вами точки зрения. Применительно к музыке нельзя говорить об объективных критериях, по которым кто-то кого-то может превзойти. Это же искусство. И я никогда не стану спорить и что-то доказывать тем, кто полагает, что гитаристы, у которых не такая техника, как у меня, чем-то лучше. Например, мне постоянно присылают ссылки на видео с YouTube, и недавно я посмотрел ролик, где 12-летняя девочка играет несколько сложных отрывков из композиций Эдварда Ван Халена, моих и других именитых исполнителей. Действительно, это поражает, и в каком-то смысле ее техника даже превосходит мою – но в то же время является ли она лучшим музыкантом, чем я? Мне кажется, невозможно судить о таких вещах. Для меня Джо всегда будет моим наставником, тем человеком, на которого я равняюсь, вдохновителем в музыке и, более того, настоящим близким другом.
Стив, правда ли, что вы использовали собственную кровь для росписи одной из гитар? В чем была фишка?
Я сотрудничаю с компанией Ibanez, для которой создавал дизайн гитары JEM. Руководство Ibanez хотело приурочить нечто необычное и уникальное к рубежу тысячелетий, совершить новый виток в гитарной истории. Они предложили использовать мою кровь для покраски гитар в стиле свирлинг (swirling) – это когда в бочке смешиваются краски нескольких цветов, туда окунается гитара и в итоге получается красивый и уникальный разноцветный узор. Я сначала немного опешил – предложение выглядело странновато, но все-таки решил: а почему бы и нет? Отправился в клинику, где у меня взяли довольно много крови, затем ее перемешали с краской и нанесли на гитары. Всего сделали несколько сотен. И, глядя на них, я мог различить разводы, оставленные моей кровью. Гитары получили название VAI2KDNA – это суперограниченная серия, и стоят они очень дорого. За ними ведется настоящая охота – хотя я думаю, что не из-за использования моей крови при покраске, а потому, что это действительно очень хорошие инструменты.
Получается, если в будущем человечество станет клонировать людей и через пару сотен лет кто-то найдет одну из этих гитар с моей ДНК, то, возможно, появится новый Стив Вай. И, может, хотя бы он наконец поймет, как сделать так, чтобы его музыку стали крутить на радио. (Смеется.)
Беседовал Валентин Рогатин
Метка Steve Vai, ГЛАВCLUB, Интервью, рок-музыка, Стив Вай
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Константин Грачев: «Отец с детства аккуратно направлял меня»
Константин, с чего начался ваш путь к микрофону? Вы любили петь в детстве? Я любил петь, но сам не видел...
-
Поп-рок, который вышел из гаража и стал интеллигентным
Российский певец, теле- и радиоведущий Владислав Крутских о жизни после «Героев», сольном проекте и поиске вдохновения на островах Индонезии.
-
Инструментальный концерт XX столетия
В рамках Третьего зимнего международного фестиваля искусств в Москве под руководством маэстро Юрия Башмета в модном зале «Зарядье» прошел концерт прошлого века.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.