Мы привыкли считать, что «Бог создал женщину из ребра Адама». Но вот уже озвучена новая, «хромосомная» теория о том, что как раз мужчина является «производной»
от женщины…
И вроде бы заведено думать, что начиная с Евы, которая преступила заветную черту (за что все человечество по сию пору расплачивается), за всяким значительным событием в истории стоит искать женский след – “сherchez la femme”. Но в то же время есть поговорка «Чего хочет женщина, того хочет Бог»… Что-то не стыкуется в женском вопросе…
Кому, как не актрисе, воплотившей множество женских образов и снявшей фильм «Одна война» о нетипичных даже для военного времени судьбах женщин, матери троих детей и (трудно поверить!) бабушке, видеть женскую тему с разных ракурсов?
О том, каковы на самом деле положение и роль женщины в мире, ее декларируемая и истинная степень влияния на происходящее, мы поговорили с актрисой театра и кино, сценаристом, режиссером и продюсером народной артисткой России Верой Глаголевой.
Вера Витальевна, с мужчинами все понятно: они суть «сильное плечо», «доминирующая» половина. А с женщинами не так однозначно, даже противоречиво: вроде они «слабая половина» – но тем не менее на их плечи ложится трудностей не меньше, чем на мужские; с одной стороны – “сherchez la femme” и почти глобальная ответственность за все, а с другой – «Чего хочет женщина…». Не устарели ли мифы о «слабом поле» и какова, по-вашему, современная женщина?
Ну, начнем с того, что не всегда женщина слаба. Некоторые вещи она может переносить намного достойнее мужчин, потому что из-за врожденного материнского инстинкта меньше обращает внимание на себя. В женщине сильна готовность жертвовать собой, ярче выражено желание помочь другому. Конечно, в этом случае мы говорим не обо всех женщинах, но все же о большинстве, об «идеальной» женщине. Известно также: то, что физически способна вытерпеть женщина, выше мужских сил. Нередко мужчина падает в обморок при виде крови или каких-то тяжелых травм, а у женщины срабатывает природный инстинкт: ей некогда расслабляться, надо быстрее оказать помощь, спасти. Вообще, мне кажется, говорить о женщинах как о «слабой половине человечества» – это уже что-то из прошлого: женщины сильно изменили свои позиции. Скажем, никогда такого не наблюдалось, чтобы так много было женщин в политике, в кабинетах премьер-министров. Посмотрите, как держит власть Ангела Меркель или как это получалось у «железной» Маргарет Тэтчер. И таких примеров становится все больше. Так что сейчас слабый пол во многом может дать фору сильному.
В чем, по-вашему, сила женщины?
И конечно, важная вещь, придающая ей силу, – это материнство, а вместе с ним ответственность перед теми, кого она любит. Не секрет, что женщина более ответственна за свое дитя, чем мужчина. Мы знаем много примеров, когда мужчина разлюбил жену, а с ней и дети стали ему не особо нужны. А женщина редко увлекается новой любовью так, что забывает о детях. И в этом ее сила и преимущество перед мужчиной, в этом смысле женщины на голову выше мужчин, потому что если она и пытается устроить новую жизнь, то дети, как правило, все равно остаются в поле ее внимания. Нередко в союзе двоих именно женщина приносит себя в жертву.
Но существуют мифы, что женщины под видом жертвы скрывают хищническое начало. Та же реклама нередко построена на эксплуатации женской сексуальности, на том, что женщине все время «надо»… Но ведь у женщины потребность в любви основана совсем не на инстинктах «ниже пояса». Кому нужен, кому выгоден подобный образ?
Миру потребления, скорее всего. К сожалению, сейчас многие СМИ пропагандируют такую установку: любой ценой бери то, что приглянулось, лишь бы тебе было хорошо. Это не только в нашей стране, но и по всему миру: получай удовольствие, всегда и от всего! Ведь, что касается человеческих отношений, помимо желания и страсти, помимо внешних признаков любви, есть духовная, настоящая любовь, которая иногда приходит не сразу, а с годами.
Есть ли, по-вашему, что-то такое, чего женщина в отличие от мужчины не может себе позволить: какие-то границы, нарушение которых неприемлемо ни при каких обстоятельствах?
Я не хочу проводить специальных границ – у каждого порядочного человека есть табу, которые невозможно нарушить. Есть также общие правила, которым человек должен следовать, – неважно, мужчина это или женщина. Например, я считаю – не дозволено ни мужчине, ни женщине сдать в детский дом ребенка. 10 заповедей одинаковы для обоего пола. В этом смысле нет границ между мужчиной и женщиной.
Согласны ли вы, что за любым значимым историческим событием надо искать влияние женщины?
Да, известно, что ради женщин завоевывались страны, мореплаватели открывали новые земли, создавались произведения искусства. Это было в прошлом. Сейчас по-другому. Сегодня женщины завоевывают мир, зарабатывают целые состояния – достаточно взглянуть на список Forbes, в котором немало имен успешных женщин. Хотя стоит оговориться: часто понимаешь, что за плечами женщины, заработавшей миллионы, на первых этапах стоял мужчина, который создавал бизнес. Все-таки, как ни крути, в этом мужчины сильнее. А у женщин другая роль: улучшать, усовершенствовать, быть рядом. Очень редко, когда с нуля начинают женщины и встают на ноги, завоевывая мир бизнеса без участия и помощи мужчин.
А можно ли считать женщину, не имеющую детей, полностью реализованной – или это обязательная программа, заложенная природой?
Очень трудный вопрос, и я, имея троих детей, наверное, не наделена правом отвечать на него. Но, с другой стороны, лучше быть без детей, чем с детьми, которым ты совершенно не нужен. Так ведь тоже бывает: мать вкладывает душу в ребенка, а на склоне лет оказывается в доме престарелых. Нет ничего страшнее этого! В таком случае лучше ни за кого не отвечать и в старости остаться одному – к счастью, это не такой большой срок, – чем разочароваться в своих детях. Может быть, те, кто сознательно идет на это, в какой-то мере правы, потому что подобное разочарование страшнее, чем одиночество.
Как вы думаете – за что любят стерв, роковых женщин?
Есть такие пары, которые как будто подзаряжаются друг от друга скандалами. Но я думаю, что такое мазохистское отношение – это все же нездоровье. Важнее гармония. У Людмилы Улицкой в книге «Священный мусор» есть глава, посвященная любви, где она говорит о том, что у слова «любовь» в греческом языке есть разные значения. Есть любовь-самопожертвование, любовь-нежность, любовь- страсть. В начале у всех влюбленных пар случается любовь-страсть, и если она затем переходит в другие формы, то в итоге перерастает в нежность, когда оба готовы друг ради друга жертвовать собой.
Вы – режиссер, продюсер, ваша профессиональная деятельность находится в традиционно мужской сфере. Приходится ли вам сталкиваться с неприятием коллегами-мужчинами того, что вы «играете не на своем поле»?
Такого уже давно нет – эта сфера перестала быть чисто мужской. Скажем, из 12 представленных в этом году на «Кинотавре» картин 8 сделаны женщинами.
У вас трое детей; кроме того что вами сыграно множество ролей, вы снимаете фильмы, занимаетесь продюсерской деятельностью. Нужно ли женщине приносить какие-то жертвы, чтобы полноценно реализоваться в творчестве?
У меня есть одно преимущество перед многими: мне не нужно зарабатывать на содержание детей, не нужно сниматься в сомнительных сериалах и ради денег соглашаться на всё. Я довольно редко работаю, раз в три года снимаю кино, могу брать материал, который мне интересен, – и все это благодаря моему мужу, которому нравится, что я работаю. За прошедшие 24 года нашей совместной жизни он ни разу не выступил против этого. Конечно, когда дети были маленькими, а я уезжала на съемки, мне много помогали мама и отец. К тому же в нашей семье нет и не было культа еды, этакого «нет борща – можно повеситься». Я умею готовить и готовлю, но могу целый день работать с утра до ночи и знать, что никто на меня за это не в обиде.
И сейчас готовлю к премьере свой новый фильм «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Это международный проект, в роли Михаила Ракитина снялся замечательный британский актер Рэйф Файнс, в роли Натальи Петровны – прекрасная питерская актриса Анна Астраханцева. Это история о разнообразии характеров, глубине чувств, страсти, любви, любовном аж четырехугольнике, о женской судьбе, в конце концов.
Беседовала Элла Лацис
Фотографии: из архива Веры Глаголевой,
Fotodom agency, www.depositphotos.com
.
.
.
.
Метка актриса, Вера Глаголева, женщина, Идея, кино, Мужчина и женщина, продюсер, режиссер, сценарист
[fb-like-button]Поделиться:
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.