И это все о ней…

глаголева-сайт

Вера Глаголева

Мы привыкли считать, что «Бог создал женщину из ребра Адама». Но вот уже озвучена новая, «хромосомная» теория о том, что как раз мужчина является «производной»
от женщины…

И вроде бы заведено думать, что начиная с Евы, которая преступила заветную черту (за что все человечество по сию пору расплачивается), за всяким значительным событием в истории стоит искать женский след – “сherchez la femme”. Но в то же время есть поговорка «Чего хочет женщина, того хочет Бог»… Что-то не стыкуется в женском вопросе…

Кому, как не актрисе, воплотившей множество женских образов и снявшей фильм «Одна война» о нетипичных даже для военного времени судьбах женщин, матери троих детей и (трудно поверить!) бабушке, видеть женскую тему с разных ракурсов?

О том, каковы на самом деле положение и роль женщины в мире, ее декларируемая и истинная степень влияния на происходящее, мы поговорили с актрисой театра и кино, сценаристом, режиссером и продюсером народной артисткой России Верой Глаголевой.

Вера Витальевна, с мужчинами все понятно: они суть «сильное плечо», «доминирующая» половина. А с женщинами не так однозначно, даже противоречиво: вроде они «слабая половина» – но тем не менее на их плечи ложится трудностей не меньше, чем на мужские; с одной стороны – “сherchez la femme” и почти глобальная ответственность за все, а с другой – «Чего хочет женщина…». Не устарели ли мифы о «слабом поле» и какова, по-вашему, современная женщина?

Ну, начнем с того, что не всегда женщина слаба. Некоторые вещи она может переносить намного достойнее мужчин, потому что из-за врожденного материнского инстинкта меньше обращает внимание на себя. В женщине сильна готовность жертвовать собой, ярче выражено желание помочь другому. Конечно, в этом случае мы говорим не обо всех женщинах, но все же о большинстве, об «идеальной» женщине. Известно также: то, что физически способна вытерпеть женщина, выше мужских сил. Нередко мужчина падает в обморок при виде крови или каких-то тяжелых травм, а у женщины срабатывает природный инстинкт: ей некогда расслабляться, надо быстрее оказать помощь, спасти. Вообще, мне кажется, говорить о женщинах как о «слабой половине человечества» – это уже что-то из прошлого: женщины сильно изменили свои позиции. Скажем, никогда такого не наблюдалось, чтобы так много было женщин в политике, в кабинетах премьер-министров. Посмотрите, как держит власть Ангела Меркель или как это получалось у «железной» Маргарет Тэтчер. И таких примеров становится все больше. Так что сейчас слабый пол во многом может дать фору сильному.

В чем, по-вашему, сила женщины?

glag3

На съемках фильма «Одна война» .

И конечно, важная вещь, придающая ей силу, – это материнство, а вместе с ним ответственность перед теми, кого она любит. Не секрет, что женщина более ответственна за свое дитя, чем мужчина. Мы знаем много примеров, когда мужчина разлюбил жену, а с ней и дети стали ему не особо нужны. А женщина редко увлекается новой любовью так, что забывает о детях. И в этом ее сила и преимущество перед мужчиной, в этом смысле женщины на голову выше мужчин, потому что если она и пытается устроить новую жизнь, то дети, как правило, все равно остаются в поле ее внимания. Нередко в союзе двоих именно женщина приносит себя в жертву.

Но существуют мифы, что женщины под видом жертвы скрывают хищническое начало. Та же реклама нередко построена на эксплуатации женской сексуальности, на том, что женщине все время «надо»… Но ведь у женщины потребность в любви основана совсем не на инстинктах «ниже пояса». Кому нужен, кому выгоден подобный образ?

Миру потребления, скорее всего. К сожалению, сейчас многие СМИ пропагандируют такую установку: любой ценой бери то, что приглянулось, лишь бы тебе было хорошо. Это не только в нашей стране, но и по всему миру: получай удовольствие, всегда и от всего! Ведь, что касается человеческих отношений, помимо желания и страсти, помимо внешних признаков любви, есть духовная, настоящая любовь, которая иногда приходит не сразу, а с годами.

Есть ли, по-вашему, что-то такое, чего женщина в отличие от мужчины не может себе позволить: какие-то границы, нарушение которых неприемлемо ни при каких обстоятельствах?

Я не хочу проводить специальных границ – у каждого порядочного человека есть табу, которые невозможно нарушить. Есть также общие правила, которым человек должен следовать, – неважно, мужчина это или женщина. Например, я считаю – не дозволено ни мужчине, ни женщине сдать в детский дом ребенка. 10 заповедей одинаковы для обоего пола. В этом смысле нет границ между мужчиной и женщиной.

двуптих глаголева

Кадры со съемок фильма Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе И.С.Тургенева «Месяц в деревне»

Согласны ли вы, что за любым значимым историческим событием надо искать влияние женщины?

Да, известно, что ради женщин завоевывались страны, мореплаватели открывали новые земли, создавались произведения искусства. Это было в прошлом. Сейчас по-другому. Сегодня женщины завоевывают мир, зарабатывают целые состояния – достаточно взглянуть на список Forbes, в котором немало имен успешных женщин. Хотя стоит оговориться: часто понимаешь, что за плечами женщины, заработавшей миллионы, на первых этапах стоял мужчина, который создавал бизнес. Все-таки, как ни крути, в этом мужчины сильнее. А у женщин другая роль: улучшать, усовершенствовать, быть рядом. Очень редко, когда с нуля начинают женщины и встают на ноги, завоевывая мир бизнеса без участия и помощи мужчин.

А можно ли считать женщину, не имеющую детей, полностью реализованной – или это обязательная программа, заложенная природой?

Очень трудный вопрос, и я, имея троих детей, наверное, не наделена правом отвечать на него. Но, с другой стороны, лучше быть без детей, чем с детьми, которым ты совершенно не нужен. Так ведь тоже бывает: мать вкладывает душу в ребенка, а на склоне лет оказывается в доме престарелых. Нет ничего страшнее этого! В таком случае лучше ни за кого не отвечать и в старости остаться одному – к счастью, это не такой большой срок, – чем разочароваться в своих детях. Может быть, те, кто сознательно идет на это, в какой-то мере правы, потому что подобное разочарование страшнее, чем одиночество.

Как вы думаете – за что любят стерв, роковых женщин?

Есть такие пары, которые как будто подзаряжаются друг от друга скандалами. Но я думаю, что такое мазохистское отношение – это все же нездоровье. Важнее гармония. У Людмилы Улицкой в книге «Священный мусор» есть глава, посвященная любви, где она говорит о том, что у слова «любовь» в греческом языке есть разные значения. Есть любовь-самопожертвование, любовь-нежность, любовь- страсть. В начале у всех влюбленных пар случается любовь-страсть, и если она затем переходит в другие формы, то в итоге перерастает в нежность, когда оба готовы друг ради друга жертвовать собой.

Вы – режиссер, продюсер, ваша профессиональная деятельность находится в традиционно мужской сфере. Приходится ли вам сталкиваться с неприятием коллегами-мужчинами того, что вы «играете не на своем поле»?

Такого уже давно нет – эта сфера перестала быть чисто мужской. Скажем, из 12 представленных в этом году на «Кинотавре» картин 8 сделаны женщинами.

У вас трое детей; кроме того что вами сыграно множество ролей, вы снимаете фильмы, занимаетесь продюсерской деятельностью. Нужно ли женщине приносить какие-то жертвы, чтобы полноценно реализоваться в творчестве?

У меня есть одно преимущество перед многими: мне не нужно зарабатывать на содержание детей, не нужно сниматься в сомнительных сериалах и ради денег соглашаться на всё. Я довольно редко работаю, раз в три года снимаю кино, могу брать материал, который мне интересен, – и все это благодаря моему мужу, которому нравится, что я работаю. За прошедшие 24 года нашей совместной жизни он ни разу не выступил против этого. Конечно, когда дети были маленькими, а я уезжала на съемки, мне много помогали мама и отец. К тому же в нашей семье нет и не было культа еды, этакого «нет борща – можно повеситься». Я умею готовить и готовлю, но могу целый день работать с утра до ночи и знать, что никто на меня за это не в обиде.

И сейчас готовлю к премьере свой новый фильм «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Это международный проект, в роли Михаила Ракитина снялся замечательный британский актер Рэйф Файнс, в роли Натальи Петровны – прекрасная питерская актриса Анна Астраханцева. Это история о разнообразии характеров, глубине чувств, страсти, любви, любовном аж четырехугольнике, о женской судьбе, в конце концов.

Беседовала Элла Лацис
Фотографии: из архива Веры Глаголевой,
Fotodom agency, www.depositphotos.com

.

.

.

.


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша

В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...

«Евгений Онегин» на берегу пруда

Около 30 тыс. зрителей посетили спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета в Воткинске. Концерт состоялся при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и Удмуртской государственной филармонии.

Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...

Дерзи на Садовом

Пока многие начинающие музыканты безуспешно стучатся в двери российского шоу-бизнеса, в него на бешеной скорости врывается талантливая артистка DERZY. Яркое...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Ежегодная акция «Рисуем вместе»

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет ежегодную акцию «Рисуем вместе», которая состоится 27 августа. Посетителей ждут творческие мастер-классы,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/