О том, что поймать вечно ускользающее «здесь и сейчас» позволяет такой, в общем, немудреный и знакомый всем с детства напиток, как чай, цивилизованные головы задумались в эпоху нью-эйджа. С увлечением Западом философией, культурой и искусством Востока вслед за солнцем перебралась и чайная церемония – изначально круг посвященных, в тишине прихлебывавших из одной чаши, в которой дымились заваренные чайные листья. Но можно ли вернуться в мгновения из далекого прошлого – или, наоборот, прыгнуть в будущее? На эту тему рассуждают настоятель центрального бонского монастыря Менри Понлоб Ринпоче, трансперсональный психолог Герман Карельский и чайный мастер Юрий Тарасюк – с разницей в реальном времени примерно в два дня. А я, как заядлый киноман, преодолеваю временной барьер с помощью монтажа и объединяю всех на чайной церемонии путешественников во времени, о которой мечтал еще Стивен Хокинг.
Центром объединения является чабань (‘чайная доска’) – специальный столик для чайной церемонии. Так как сначала чай и утварь необходимо промыть, первая заварка плещется непосредственно на чабань, а также на символические фигуры по центру столика.
Юрий Тарасюк:
Значение фигур можно найти в каталоге нэцке, но для меня это – элемент концентрации и компания, если приходится пить чай одному. Чай, который мы сейчас попробуем, – с повышенным содержанием масел, улучшающих работу мозга, природный антидепрессант. Можно сказать, он обновляет восприятие и придает чувство покоя и довольства. Мы знакомимся с ним при помощи чахэ (‘чайная коробочка’) – ты подносишь ее к носу, вдыхая и выдыхая. Таким образом включается эффект ароматерапии. Улуны даже принято подавать с двумя сосудами: стандартной пиалкой и второй, тонкой и высокой – для хранения аромата.
Герман Карельский:
В шестидесятых годах ХХ века Абрахам Маслоу – гуманистический психолог, всем известный автор «пирамиды потребностей», – а также Станислав Гроф и другие умы решили обратить внимание общественности на пыльный багаж духовных традиций и придумали трансперсональную психологию, исследующую переживания за пределами персонального пространства-времени. В традиционных культурах есть техники доступа к сакральным измерениям бытия, позволяющие реализовать извечную тягу человечества к трансцендентному. Тяга эта, иногда обнаруживающая себя как тяга к алкоголю или наркотикам, иногда – как духовные искания или поиск приключений, особенно проявляется в, казалось бы, благополучные периоды. Иногда ее провоцирует так называемый «кризис стабильности».
А при чем здесь время?
При том, что трансперсональная психология базируется на холистической парадигме квантовой физики. Условимся о терминах: парадигма – система восприятия и обработки информации. Мы в основном живем в ньютоновско-картезианской парадигме с линейным представлением о времени. В ней оно идет из прошлого в будущее, тогда как в холистической парадигме все настоящее, прошлое и будущее, а также взаимосвязанные с ними пространство, сознание и все объекты мироздания находятся сжатыми в моменте «здесь и сейчас». Вселенная безгранична – и в то же время ее восприятие обусловлено нашим сознанием. Необходимо рассматривать пространство, время и сознание в неразрывности.
Значит, восприятие времени зависит от состояния сознания? А можно как-то повлиять на это с помощью методов трансперсональной психологии?
К измененным состояниям сознания приводят множество техник: дыхательные, телесные, использование генераторов бинуральных ритмов (комплект из шлема с наушниками и очков со светодиодами), медитативные, депривационные (осознанное ограничение себя в чем-либо: сне, исполнении желаний и т. д. – Ред.) и другие. И на восприятие времени они, конечно, влияют. В трансперсональном опыте доминируют тета- и дельта-ритмы (диапазоны частот головного мозга наряду с альфа- и бета-ритмами. – Ред.): тета- и есть измененное состояние сознания, а дельта – это сон. Таким образом, транс – это сон наяву, а время в сновидческих состояниях ведет себя очень интересно. Для кого-то за минуту может пролететь жизнь, причем не обязательно своя, а кто-то скажет, что 2 часа практики пронеслись как одно мгновение.
Что нам это дает?
Первый плюс реализации потенциала измененных состояний сознания – расширение диапазона восприятия: мы одновременно видим грани одного и того же объекта, тем самым повышая количество степеней свободы для взаимодействия с ним. Ну и второй плюс – снятие контроля. Человек, снявший контроль, созерцателен, расслаблен, доверяет, открывает в себе качество безусловного принятия – то есть любовь – там, где обычно находится страх.
Но страх многих связан с тем, что некто, введя их в измененное состояние сознания, расслабив и внушив любовь к себе, воспользуется их волей на свое усмотрение. Таким образом, и выгоды их перейдут к этому человеку.
Ну, это распространенный глюк относительно того, что еще не произошло. Чем рациональней человек, тем крепче он находится в плену трех страхов: безумия, потери контроля и смерти. Нам необходимо постоянно все рационализировать, то есть логическими выкладками оправдывать свою неспособность быть в потоке опыта. Для этого человек выдумывает кучу всего, далее уже действуя сообразно своему глюку, вместо того чтобы просто сделать шаг в неизвестность. Почему? Привык «отмазываться», не способен быть в опыте, защищается.
Так считают, кстати, и последователи древнейшей религии – бон…
ПонлоБ Ринпоче:
Бон – изначальная, добуддийская традиция Тибета. Но цель практик и бон, и буддизма одна и та же: люди хотят быть счастливыми. Они хотят вневременного счастья, не зависящего от их достатка, успеха, вообще ничем не обусловленного. Запад выглядит успешным по сравнению со странами третьего мира, но у меня много друзей на Западе, употребляющих антидепрессанты. Однажды я свозил своего друга в Индию и он посмотрел, как 10 человек живут в одной комнате, едят только рис и дал, каждый день танцуют и поют: они счастливы. Этот друг больше не пребывает в депрессии. А дама в Америке, напротив, продолжает пребывать. Каждый день она пишет мне письма с просьбами помолиться за нее и описывает все свои проблемы. Я отвечаю, что давно усердно молюсь, так что она может смело считать проблемы решенными. Но нет, каждый день у нее новые. Однажды мне надоело ей отвечать. Я скопировал слово «сансара» на 15 строк и переслал ей, спросив, узнаёт ли она свой стиль. Вам тяжело: достаточно включить телевизор, чтобы тебе опять напомнили об отсутствии пятого айфона. Мне-то хорошо: в Менри у меня одна комната и в ней кровать. Там я и сплю, и молюсь, и уроки провожу, и за компьютером работаю. Каково же вам справляться с потоком негативных эмоций и надуманных проблем… Но если вы вдруг справитесь со своими проблемами сами – чтобы я вас на учении не видел!
Чему вы учите?
Я даю людям Запада учение дзогчен, предоставляющее возможность пребывать в своей истинной совершенной природе ума (она же и есть наша индивидуальная природа Будды). Это учение считается относящимся к высшей из колесниц бон – девятой, и оно о постижении природы ума. Почему-то западные люди стремятся начинать именно с дзогчен. Я понял почему: они хотят сократить путь, доехать быстрее. Спешка тут у вас такая, что 1-2 минуты задержки на пути к высшей реализации, конечно, раздражают. А если серьезно – развивать терпение очень важно. Летом в Менри у меня над ухом постоянно звенят комары и рука сама тянется их прихлопнуть. Но в этот момент я вспоминаю, что я монах.
Юрий Тарасюк:
Не факт, что человек сможет прочувствовать самые дорогие и ценные чаи, если он не готов к тем состояниям, которые они с собой несут. Одно дело – если чай пробуждает моторику или пищеварительные процессы, а вот если он «про» тонкие психологические состояния, к нему надо приближаться постепенно. Настоящие чайные коллекционеры не продадут чай «без пробы»: они будут пристально наблюдать и, если увидят, что вы не можете оценить чай с материнского куста по достоинству, без особых угрызений совести продадут подделку – зачем на вас настоящий продукт переводить?..
А как выйти на этих чайных коллекционеров?
Это клубная система. Она довольно закрытая. Для меня все началось с того, что 8 или 9 лет назад я впервые попробовал черный пуэр. До тех пор я в принципе не пил чай, каким он подается у нас – с лимоном и сахаром: так, горячий сладкий лимонад. А тут… Только в метро, уже по дороге домой, я пришел в себя и осознал, что в мире и во мне что-то изменилось. Друг стал привозить чай из Китая, я всегда брал его с собой; потом уже у меня самого стали спрашивать – и, как говорится, началось… На разных выставках, фестивалях я могу не вставать от чайного столика по 6 часов подряд – а к концу «рабочего дня» (хотя иногда этот день финансово в минус) у меня невероятный прилив сил и энергии. Чего только не происходит вокруг меня и моего столика в такие дни – удивительные, непредсказуемые встречи, люди, события!..
Герман Карельский:
Если продолжить разговор о времени – категория эта весьма абстрактная. По сути – времени нет, есть лишь динамически меняющаяся реальность, которую мы измеряем через эту категорию. Прошлого уже нет, будущее еще не наступило, есть только настоящий момент, но мы по привычке сравниваем все происходящее «здесь и сейчас» с тем, что уже отошло, либо равняемся на то, что еще не наступило, так что самое главное, самое основное также переходит в область фантазий и глюков.
Поймать «момент настоящего» оказывается сложнее, чем кошке – собственный хвост?..
Да. Допустим, вы мечтаете о Принце-на-Белом-Коне-с‑Марса. Все свое прошлое, настоящее и будущее вы равняете по этому эталону. Но его же не существует. И вот жизнь проходит мимо. Или, допустим, предмет нашего общения – вот эта папка. Что видишь ты? Синий «задник» обложки. Я – текст. С твоей стороны маячит мое лицо и так далее. С моей – картина выглядит иначе. Чтобы взаимодействовать, нам надо договориться об условных границах. С проведением любой границы возникает взаимозависимая пара категорий с противоположными знаками – а значит и повод для конфликта. Но в действительности-то границы не существует! Картография реальности не есть сама реальность. На бытовом уровне все, что тебя радует, – хорошее, а все, что бесит, – плохое. Вот и представления о добре и зле в итоге сводятся к комфорту. Сообразно холистической парадигме все равностно. И, скажем, вот эта точка на бумаге – ни хорошая, ни плохая, ни большая, ни маленькая, а такая, какая есть.
А как это мне поможет? Допустим, у меня черный день и я хочу как-то убить это несчастное время.
А тут мы приходим к тому, что жизнь полосатая. И человек «в минусе», в зоне «не так» ставит запрос на некое изменение, то есть потенциально он «в плюсе». А вот человек «в плюсе» – потенциально «в минусе». Мы можем только признать факт неотвратимости перемен в такой ситуации. Для тех же, кому этого мало и кто желает постичь высший пилотаж саморегуляции, требуется возвращение к источнику. Туда, где нет никакой картографии, где карта не есть местность, где он может пережить бесконечность и единство всего мироздания, неразрывность ткани бытия и своего места в ней. Такое возможно только в опыте. А ловушка в том, что им нельзя поделиться.
Культовые предметы – амулеты, кристаллы – тоже используют как ловушки мгновений. Что думает об этом трансперсональная психология?
Нужна четкая экспериментальная база: что замерялось, на каких объектах и какими приборами – но ряд параметров все-таки можно рассматривать. В первую очередь каждый предмет является носителем информации. И ее можно на него перенести.
А теория «поля» Берта Хеллингера (психотерапевт, автор «семейных расстановок». – Ред.), согласно которой любой человек, находясь «в поле», может вспомнить прошлое (в том числе прошлые жизни) и даже будущее любого другого без специальной подготовки, на чем основана?
Я сказал об этом с самого начала (см. о холистической парадигме. – Ред.). Мозг – биохимический ретранслятор, который может быть настроен на все что угодно в этой реальности. А то, что «поле» работает – это взаимоиндуцированный процесс. Тут все зависит от величины группы (чем больше группа, тем точнее расстановка), и есть еще одна зависимость: чем больше человек «не в теме» и «не в курсе», тем лучше он отыграет свою роль. Проводились эксперименты по подготовке разведчиков в измененных состояниях сознания – так вот, точнее всего предсказывают развитие событий именно новички.
А есть ли тогда вообще смысл в обучении?
Герман Карельский:
Есть. Это развивает навык учиться, очень полезное состояние ученика.
Юрий Тарасюк:
Гун Фу Ча (Kung Fu Cha, искусство чаепития. – Ред.) можно постигать бесконечно, но в идеале все манипуляции производятся за одно дыхание. В Японии ученика допускают до заваривания чая лет через 10. Но я как-то сам научился. Знакомился с людьми, читал, методом исключения отделял легенды от истины. На самом деле, суть Гун Фу Ча не в том, сколько приспособлений ты используешь для чаепития – это обертка. Суть в том, чтобы сохранять осознанность и заваривать чай с ней.
И все-таки – почему чай?..
Это согласуется с моей внутренней этикой. Чай полезен для здоровья. Чай раскрывает людей. Чай – «про то», как все взаимозависимо. Нельзя два раза одинаково заварить один и тот же чай. Важно, кто заваривает, с каким настроением, на какой воде, в какой компании. Даже если мы закроем глаза, чтобы проникнуться вкусом простого домашнего чая, мы почувствуем тепло и покой. Молча пить чай, пребывая в моменте, – вот настоящая традиция. И помните, как правильно держать пиалку: двумя руками и «к сердцу».
Беседовала Алена Михайлова
Фотографии: Александр Семаков,
Алла Карельская
На фотографиях:
1 — Традиционный чабань с аксессуарами
2 — Красный китайский чай «Красная спираль» (Хун Би Ло)
3 — Фарфоровая пиала
Журнал Eclectic выражает благодарность Юлии Кривопустовой и клубу «Белые Облака» за «пропуск» к ламе
и предоставление информационных материалов
Метка Психология
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Бумеранг, или опасная игра Армена Джигарханяна
Страсти вокруг личной драмы всенародного любимца, кумира Армена Джигарханяна продолжаются.
-
«Гуманитарные ценности – это фейк»
Виталий Милонов готов присмотреть за нажитым веками багажом европейцев
-
«Торфянка» застоялась
Толпа стоит полукругом вокруг огороженной территории стройки. Вход туда закрыт, однако посвященные могут попасть на площадку через специальную дыру в заборе.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.