Флёр-де-балет

Новый художественный руководитель театра «Кремлевский балет» народный артист РФ Андрис Лиепа провел для Eclectic вербальную экскурсию

1Осень еще только смешивает свои краски, но ее наступление уже можно заметить. Как обычно, в сентябре улицы и скверы столицы постепенно заполняются людьми. И дело здесь не только в том, что закончился сезон отпусков, — храмы Мельпомены и Терпсихоры распахивают двери для театралов, которых ждут новые спектакли.

Порадует премьерой и Театр «Кремлевский балет», который откроет новый сезон спектаклем «Волшебная флейта» в постановке народного артиста РФ Андрея Петрова. Историю любви под музыку великого Моцарта впервые расскажут языком танца в рамках уже традиционного Международного фестиваля балета в Кремле. В этом году на суд зрителей будут представлены десять постановок, в том числе с участием звезд из Италии, Кореи, Великобритании, Норвегии, Нидерландов.
Вербальную экскурсию по фестивалю и планам «Кремлевского балета» на грядущий сезон для читателей Eclectic провел новый художественный руководитель театра народный артист РФ Андрис Лиепа.

Андрис Марисович, в 2014 году в «Кремлевском балете» уже произошло немало изменений — взять хотя бы кадровые: театр возглавили вы, пришли новые танцовщики. А какие творческие сюрпризы ждут публику в начинающемся сезоне?

Сезон, как вы знаете, откроется премьерным спектаклем «Волшебная флейта», который готовит Андрей Борисович Петров. Сейчас он работает с итальянскими художниками, создающими декорации. Премьера состоится в рамках III Международного фестиваля балета в Кремле — можно сказать, что это своеобразный творческий отчет «Кремлевского балета» перед зрителями. Я очень рад, что к нам приедут молодые, но очень талантливые танцовщики из Мариинского театра, а также артисты из La Scala, Covent Garden, из Национального балета Нидерландов, корейские и норвежские танцовщики. Фестиваль можно назвать самым мощным по составу артистов, если сравнивать с предыдущими.

Какова главная цель фестиваля?

Долгие годы у Андрея Борисовича была тенденция не приглашать артистов в guest-спектакли. Труппа была очень закрытой. Когда мы начали совместно работать над «Русскими сезонами», пришло понимание того, что помимо артистов, работающих в театре, нужно приглашать еще и мировых звезд, чтобы подогревать интерес публики и танцовщиков к спектаклям. Возможность один раз увидеть танцующих Барышникова или Нуреева для артиста балета зачастую стоит всего имевшегося творческого опыта. Когда на сцене работает профессионал, рождается магия, связывающая танцовщика и зрителя. Молодым артистам чаще всего не хватает подобной харизмы и энергетики. Умение заставить каждого зрителя в шеститысячном зале смотреть на тебя, а не на то, чтó в этот момент делает Королева и почему она сидит и разговаривает с Ротбартом, достигается не только тренировками в балетном классе. И я рад, что труппа стала не такой закрытой. Думаю, мы движемся в правильном направлении.

При подготовке к фестивалю приглашенные танцовщики очень ограничены в сроках. Как происходят репетиции?

Танцовщикам высылаются диски со спектаклем, в котором они будут танцевать. Также можно посмотреть ролики на YouTube. Сейчас это очень просто.

Но разве может дистанционное обучение заменить работу в паре?

Когда я приезжал в La Scala, чтобы танцевать «Жизель» с Карлой Фраччи, у нас было только два дня на подготовку. Это объективная реальность: чтобы пригласить артиста, нужно поселить его в гостиницу, выплатить суточные. Если танцовщиков много, то каждый час обходится в круглую сумму. Плюс ко всему прочему — танцовщики очень заняты и вырвать их из графика на неделю практически невозможно.

Насколько отличаются стили наших танцовщиков и их зарубежных коллег по сцене? Какие качества присущи русской балетной школе?

Отличия замечают прежде всего ценители. Нашей школе свойственна бóльшая выразительность, эмоциональность. Иногда это идет в ущерб аккуратности и исполнению небольших технических деталей. Но это никак не мешает ценителям русского балета за границей восторженно принимать его — ведь нашей балетной школе больше 280 лет. Когда я приезжал в Америку, то говорил: «Слушайте, ребята, вашей стране всего 200 лет. В начале моей карьеры нашей школе было уже 250. Поверьте, у нас просто „разные весовые категории“. Благодарите Бога за то, что из-за Октябрьской революции Баланчин и Фокин остались в Америке и начали работать у вас, создав американский балет».

555Современное искусство часто нацелено на эпатирование публики — спектакли же «Кремлевского балета», напротив, отличаются традиционностью, не теряя при этом почитателей. Вы можете поделиться секретом успеха, верный критерий которого – возвращение зрителя вновь и вновь?

Когда я работал артистом Большого театра, Кремлевский дворец был нашей второй сценой и часть спектаклей проходила здесь. Двадцать лет назад произошло разделение и Большой театр стал абсолютно независимым. Андрей Борисович работал в то время главным балетмейстером в Кремлевском дворце, где он остался и создал собственную труппу. Руководство Кремлевского дворца понимало, что зритель должен на что-то ходить. Как ни странно, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» в выходные дни даже в те времена всегда собирали полный шеститысячный зал.

В труппе Андрея Борисовича присутствует некий флер, навеянный еще тем временем. Больше половины репертуара «Кремлевского балета» — это творческое переосмысление Петровым классических постановок. Сейчас репертуар «Кремлевского балета» состоит из 15 спектаклей, у нас есть еще 12 спектаклей из «Русских сезонов». Некоторые постановки не идут больше ни в одном театре мира. Но как бы мы ни танцевали, кто-то все равно скажет: «Ну, это же не Маринка…» Магия и имидж театра влияют и на зрителя, и на ценовую политику.

Говорят, что совместно с клавишником знаменитых The Cure Роджером О’Доннеллом вы готовите балет «Портрет Дориана Грея», — поведайте, пожалуйста, подробности для наших читателей.

Несколько лет назад Роджер оказался на нашем спектакле в Лондоне. Он настолько проникся любовью к русскому балету, что решил сам написать музыку для одной из постановок. Как оказалось, Роджер очень любит классическую музыку. Он пригласил меня на свой концерт в Альберт-холл, где собралось больше семнадцати тысяч зрителей. Тогда The Cure отыграли 38 песен! Я даже представить не мог, что это физически выполнимо. При этом на протяжении всего концерта атмосфера была непередаваемая. Роджер выделил для нас ложу, и мы в полном восторге наблюдали за выступлением группы и реакцией зрителей. После чего мы встретились и обсудили сотрудничество.

Где и когда планируется премьерный показ спектакля?

В качестве его места мы рассматриваем Театр имени Наталии Сац: в нем хороший оркестр и Роджер нашел общий язык с дирижером Алевтиной Иоффе. Я буду курировать этот проект, но уже как друг Роджера, так как сама идея мне очень нравится. У него уже есть несколько интересных композиционных ходов, найден художник, который будет делать декорации, и я склонен разделять его видение спектакля. Мы еще не остановились на хореографе. Кандидатуры есть, но без написанной музыки искать подходящую персону нецелесообразно. Поэтому стараемся не форсировать события, а делать все шаг за шагом.

Костюмы из спектаклей вашего театра будут представлены 23 августа в парке «Сокольники» на фестивале «Thank you, Leto»; до этого их могли видеть театралы на Кипре. Планируете ли вы и в дальнейшем устраивать такие показы в России?

Что-то подобное мы делали и раньше, выставляя к юбилею Мариса Лиепы его костюмы в Гербовом фойе Кремлевского дворца. Это очень интимно и интересно — когда зритель приходит на спектакль и видит элементы, использовавшиеся при его создании. Театральный костюм — часть культуры нашей страны, ее достояние. Иногда в проведении таких выставок возникают технические сложности: трудно найти 25–30 подходящих манекенов для балетных костюмов, поскольку на имеющиеся в наличии они чаще всего просто не налезают. Для мужских костюмов приходится брать женский манекен и заполнять пустоты бумагой.

Существуют ли вообще для танцовщиков особые антропометрические стандарты?

Моду на высоких балерин ввел Джордж Баланчин. До этого такие сразу получали статус харáктерной танцовщицы и не могли исполнять классические партии. Первой высокой женщиной в балете стала Ида Рубинштейн, танцевавшая у Фокина и Дягилева в «Клеопатре» и «Шахерезаде». А стандартов не существует. Иногда небольшой танцовщик выглядит весьма внушительно на сцене. Когда ты танцуешь с высокой балериной, то выглядишь меньше, чем есть на самом деле: это пропорция дуэтных вещей. Так что стандартов нет. Качество — в профессионализме.

Какие цели и задачи поставлены труппе на следующий год?

Из классического репертуара я очень хочу поставить «Баядерку». Для этого у нас немного не хватает «личного состава», так что придется добрать нескольких балерин в женский кордебалет. Также мы ведем переговоры с фондом Ролана Пети, чтобы забрать себе права на поставку «Пиковой дамы». Кроме того, планируется постановка спектакля «Карнавал» из «Русских балетных сезонов». С Патриком де Бана обсуждаем идею нового спектакля о жизни Нижинского, основанного на музыке Черепнина к балету «Нарцисс». У нас был подобный опыт при постановке «Клеопатры — Иды Рубинштейн». Это постановка о том, как Ида готовится к спектаклю «Клеопатра»: на протяжении часа и десяти минут мы наблюдаем за репетицией Иды, за ее общением с Дягилевым и Фокиным. Затем все видят премьеру «Клеопатры». То есть из всего спектакля сама «Клеопатра» идет только 15 минут в самом конце действия — это так называемая «фантазия на тему».

Сейчас труппа готовится к новым гастролям, на которых хотелось бы показать новые спектакли, а пока ищем спонсоров, которые помогли бы воплотить все наши планы и замыслы в жизнь.

760

 

Беседовала Надежда Коротченкова
Фотографии: Владимир Мухаметчин

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/