Загадка
Но за всем этим медийным торжеством дизайна и личного обаяния есть вторая сторона. Виктория – мощный, концептуальный художник, причем искусства современного. Современное искусство оперирует смыслами, препарирует глубокие пласты общего бессознательного, жонглирует метафорами. А если копнуть глубоко – то в нем есть отголосок древней игры в загадки и отгадки.
Виктория – загадка. Хотя и самый открытый человек российского дизайна: принимает журналистов не только у себя в студии, но и дома. Она активна в фейсбуке и ведет блог на Cosmo.ru: художник знает, что делает. Умеет нежно и правильно (школа сестры, актрисы Екатерины Стриженовой) улыбаться в камеру – так, чтобы лицо лучилось. Но когда на показе смотришь со стороны, не изображая довольного жизнью светского тусовщика, замечаешь, что Виктория и здесь – решает, как посадить гостей, контролирует выходы манекенщиц, следит за лучшей точкой съемки, – и не здесь. Художник строит показ как разговор с залом, а разговор ведется ни много ни мало – о сути стиля и духа, о родном и всеобщем, о глобальном и женском. И она держит точку художника-наблюдателя за действом и прислушивается к резонансу.
Собеседники, люди масштаба, вас вызывает Виктория! Это Ника Самофракийская машет крылами победы – оттуда, из дальней дали. Потому что пора. Пора делать. Шить. Строить. Любить. Думать. Восхищаться цветами и беречь их. Отпускать в путь выросших детей и сохранять с ними связь. Чувствовать ответственность за то, что не доделали, забыли, погубили. Пора скинуть хламиды напыщенности и логотипы потребительского рабства и – одеться. Как люди, которые себя уважают. И достойно выйти в большое плавание. Спросите, откуда мысли? Белка навеяла.
Тотем
На одном из показов в Гостином дворе Виктория показала свою фирменную белку.
Чудная живность поселилась на каре (платках), тканях, забралась на плечи и спины. Белка вышла из подполья – из персонального мира Виктории, чтобы стать лицом бренда. Тотемом, вынесенным на знамя.
Я подскочила в кресле и, кажется, засмеялась в голос. Вот же оно – наше все! Женская душа России – белка!
А до того – сплошь медведи трясли телесами и давили достоинствами.
А теперь – быстрая, юркая, деятельная белка.
Страна
Перформансы, перформансы, перформансы – популярный жанр современного искусства. Быть зрителем непросто – надо делать напряженное лицо, чтобы показать работу интеллекта. Перформансы Виктории Андреяновой другого плана. Лица напрягать не надо. Лица там присутствуют. Известные и влиятельные. Надо считывать метафоры. И тогда сама собой появляется улыбка, потому что победительные метафоры Виктории – побудительны.
Несколько недель в непосредственной близости от Кремля висели плакаты с огромной надписью «Неодетая страна»: в Манеже проходила выставка Андреяновой. И было это зимой 2011 года, а месяц спустя тысячи людей надели белые ленточки и продолжили серию «перформансов». Но одними ленточками прикрыт не будешь. Виктория задала глобальный масштаб восприятия. Представьте себе огромное пустое здание Манежа. И половина его заполнена портновскими манекенами черного цвета, этакие торсы на подставках. И эта армия – не глиняных человечков – стоит молча и ждет. И я вдруг представила, что они выпускают колесики и едут на Красную площадь и стоят там. Молча. Без упрека. Как констатация факта. Неодетая страна – это же высоко художественный «жест» в сторону элиты. А нам, зрителям, была предложена игра – мелки. И можно было одеть манекены: взрослые дяди и тети старательно белили черный пластик, вырисовывая карманы, воротники, были даже погоны. Виктория так отпраздновала юбилей творческой деятельности – двадцатилетие: «Конечно, не представляла себя празднующей юбилей в ресторане. Манеж и инсталляция “Неодетая страна” – это гражданская позиция. Да, нет у нас индустрии моды. И неодетая страна – это образ. Не в смысле голых, а одетых как попало. И все, что у меня получилось, – это не благодаря, а вопреки».
Форма
Может ли Андреянова одеть страну? Не стоит заключать пари, Виктория все равно выиграет. Победа у нее в крови – имя плюс воспитание. Рядом с ней мама – Валентина Яковлевна, которая буквально культивировала у своих дочерей чувство успешности и уверенности в себе. Хроника последних 20 лет может состоять из одних перечислений наград и будет весьма насыщенной. А страну дизайнер Андреянова и так одевает. В лице многочисленных сотрудников самых крупных монополий.
Начнем по порядку. Первым был «Аэрофлот». В 2003 году Виктория выиграла тендер. И улыбчивые стюардессы через год раздавали напитки, щеголяя в фартуках с косами. На самом деле работа была проведена колоссальная. Цитирую с сайта «Аэрофлота» (от 16.12.2003): «Полный комплект формы стюардесс состоит из 19 предметов: две юбки средней длины, три блузки, трикотажный жилет и жакет, брюки, пиджак, два шелковых шарфика, плащ с капюшоном, пальто, широкий шерстяной палантин, зимняя шапка-боярка, фартук, шейный платочек, колготки и кожаные перчатки. Большое внимание Андреянова уделила многочисленным деталям коллекции. По ее настоянию руководство компании приняло революционное решение: утвердить темно-синий цвет колготок. Сейчас, по летному уставу, женщины должны носить колготки телесного цвета. Но практика показала, что большинство стюардесс носят темные колготки. В результате смелое стилевое решение взяло вверх над устаревшими советскими канонами». Недолго радовался летный состав «Аэрофлота» прекрасной и удобной форме. Реалити-шоу: приходит новый генеральный директор, через неделю приезжает к дизайнеру и заявляет, что в самолетах он ничего не понимает, а о костюмах знает все, особенно умеет считать бюджет, а посему у «Аэрофлота» будет новая форма, и делать ее будут другие люди. Теперь стюардессы только вспоминают с благодарностью удобные и красивые вещи Андреяновой, в которых национальный мотив был так смело и современно использован.
«Форма – это ответственность, которую я умею брать на себя. Я знаю, как делать форму. И это не просто эскиз, а работа целой команды технологов, конструкторов, конфекционеров, экономистов. Я умею сделать форму бюджетной и при этом не сильно наступить на горло собственной песне» – вот причины, по которым РЖД, Почта России и Метрополитен выбирают сотрудничество с Домом Виктории Андреяновой.
А знаете, что это значит? Происходит эволюция сознания. Перемены настоящие не кричат о себе. Но когда влиятельные главы госмонополий, в которых работают десятки тысяч человек, все же заказывают форму исходя из уважения к человеку, который в ней чувствует себя комфортно и собранно, это сигнал. Виктория пишет в анонсе выставки в честь 175-летия РЖД: «Одежда сотрудников унифицирована, но каждый из тех, кто носит ее, – неповторимая личность и характер. Они, в свою очередь, в ответе за всех пассажиров, коих миллионы. Поэтому в нашем деле нет ни миллиметра мелочей».
Большим руководителям приятно пройтись рядом с красивой талантливой женщиной и увидеть не стенды с плакатами, а прозрачные выставочные короба с экспонатами, красивую одежду, оригинальные рекламные решения. Если лед еще не тронулся, то уже точно треснул! На втором этаже в зале ожидания Ярославского вокзала 26 сентября 2012 года отмечали 50-летие Виктории. И знаковые, и просто известные фигуры поднимались по эскалатору, проходя мимо толпы с чемоданами и баулами, чтобы принести букеты неугомонной Белке, которая с легкостью разгрызает стереотипы и перелетает через барьеры.
Слово
Я долго хранила темно-коричневое пальто с огромным воротником-шалькой, купленное в начале 1990-х. И вскоре, познакомившись с дизайнером, узнала, что любовно носила ее изделие – из коллекции, которую новорожденный Дом Виктории Андреяновой отшивал на фабрике «Салют». Тогда они запросто могли одеть всю страну: инфраструктура производства была жива и здорова. А идей хватило бы с избытком. Увы. Стране было суждено раздеться и разуться. А потом с восторженностью сиротки натягивать на себя лейблы, бренды и прочее.
Но настоящие белки не сдаются. И вот вам новый прыжок. Признанный мастер высокой моды, авторитет дизайна среди вменяемых монополистов-государственников, личный дизайнер звезд и просто замечательных людей, Виктория Андреянова запускает массовую линию женской и мужской одежды Parole.
Она еще не сказала своего слова, которое прогремит на всю страну: «Пришло время использовать опыт, наработанный за 20 лет. И будет это непременно люксовый, но массовый бренд. Ненавижу громадные цены за одежду! Страшно горжусь возможностью делать шикарные пальто за небольшие деньги. Вот мое будущее!» Кстати, первые предложения уже можно купить.
Игра?!
Виктория Андреянова: «Что азарт? Иллюзий не осталось! Энтузиазм – вот поистине двигатель моего прогресса. Приходится его культивировать и в себе, и в команде!»
Нино Самсонадзе
Фотографии: Всеволод Галченко, из архива Виктории Андреяновой
Метка дизайнеры, Интервью, мода
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Юрий Грымов: «В театре сейчас больше свободы…»
Мы поговорили с художественным руководителем самого быстроразвивающегося московского театра «Модерн» об изменениях, новых спектаклях, ощущении современности на сцене, о том, стоит ли режиссерам учиться по книгам и о смерти маркетинга.
-
Омар Чхаидзе: «Я питаюсь другой энергией»
В свои 75 лет он выглядит на 50, худощав, подвижен и абсолютно здоров. Читайте, знакомьтесь с философией, стремлениями и убеждениями мастера эзотерической живописи и Света Омара Чхаидзе.
-
Человек и его метаморфозы
Главный персонаж фотографий Ольги Володиной – человек. Ее работы завораживают и вызывают споры. У нее всегда есть «особое» мнение и скрывать его она не умеет. Фотография для нее – это своеобразный диалог с социумом. Она любит экспериментировать и устраивать перформансы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.