Как актера Алексея Гуськова представлять не нужно. Редко можно встретить в нашей стране человека, не знакомого с его яркими экранными образами. «Граница. Таежный роман», «Турецкий гамбит», «Мусорщик» — его фирменный тяжелый взгляд из-под бровей покорил сердце не одной кинозрительницы. Как продюсера его знают меньше. Так получается, что в таком качестве он выступает раз в 3-4 года. Тем более – веский повод поговорить с ним о выходящей 19 ноябре картине «Пингвин нашего времени».
Почему этот фильм сейчас актуален? Что в нем есть такого, что должно привлечь зрителя?
Современные фильмы последнее время мне более интересны, нежели какие-то исторические и костюмные драмы. При условии того, что киноиндустрия очень четко разделилась на две ветви: развлечение и независимое кино, которое не аттракцион для зрителя, а поднимает какие-то сложные и важные темы.
Мой герой актуален как никогда. Сегодня «мессии» появляются на ровном месте, по 35 в день. Их нам предлагают отовсюду: социальные сети, массмедиа. Используя современные методы воздействия на человека, они могут легко увлечь за собой. Люди за ними пойдут. А результат будет не всегда хорош. Это – проблема.
Вообще, посмотрев картину, я пришел к выводу, что фильм-то о другом, чем кажется вначале. Это так?
Как и в жизни. У Мераба Мамардашвили, замечательного грузинского философа, есть выражение: «Только пройдя путь, ты понимаешь, какой путь ты хотел пройти». В фильме смешано несколько различных жанров и тем. Вся наша современная жизнь – многожанровая. Эта история, хоть и полностью придуманная, но современная. Как у Александра Сергеевича: «Над вымыслом слезами обольюсь». Вымысел гораздо богаче того, что нам предлагает обыденность.
А что вы вообще хотели сказать фильмом?
Нам хотелось сделать некий срез современного мира, показать, как мы его видим. Посмеяться над природой человека. Ведь она остается неизменной. Читайте трагедии и комедии древних греков – со времен Эсхила и Еврипида природа человека одна и та же. А вот пространство, в котором находится сегодняшний человек, изменилось. Для сравнения мы взяли в пример пингвинье сообщество и тут же выяснили, что в природе тоже не все так просто. Исследователь пингвинов Джордж Левик скрыл результаты своих работ! Это был человек, считавший, что природный мир гораздо чище и нравственней человеческого сообщества. Но все оказалось не так просто.
Конечно, главное отличие человека от животного – нравственные чувства, совестливость. А дальше либо они присутствуют, либо нет.
О фильме:
Молодая немка Виня одержима идеей найти своего возлюбленного Андрея, который внезапно исчез. В поисках Андрея она приезжает на Крайний Север России. Случайность ли, что на своем пути она встречает таинственного миллионера Всеволода Старыча, одержимого странными и даже опасными идеями?…
Современное состояние российской политики, экономики довольно-таки сложное в плане взаимоотношений с европейскими странами. Это как-то отразилось на процессе создания копродукции?
Никаких сложностей не было. Копродукция – это всегда чуть комплекснее чисто национального продукта. Фильм запускается в двух или трех странах, значит, он и к зрителю выйдет в двух или трех странах. А дальше все определяет профессионализм. Главное — найти точки соприкосновения. Проблема коммуникации, конечно, существует. Есть и другая – отличная природа юмора у разных наций. Когда я, как актер, работаю в зарубежных картинах, то все время рассказываю русские анекдоты. Могу сказать, что семь раз из десяти смеется итальянец, пять – француз, один-два раза – англичанин, и ни разу – немец. Простой пример, который говорит о том, что хоть внешне мы и похожи, устроены по-разному. Международные проекты для меня в последнее время – это время открытий.
И какие вы открытия сделали, работая на таких проектах?
В этом проекте, а он уже не первый с этой студией, новым для меня было то, как современную историю снимали молодые люди. И получился взгляд молодых немцев на мою страну, их ощущения от наших просторов, восторг от нашего Севера, русского гостеприимства, способности общаться.
Фильм уже вышел в Германии. И какие отзывы у немецкой аудитории?
Отзывы разные. Есть восторженные, а кто-то считает, что мы немножко запутались в своей истории. Кто-то спрашивает, почему наша героиня едет именно в Россию, а не в Канаду или Норвегию? Но это все вкусовые вещи.
Фильм снимался там же где знаменитый теперь «Левиафан», и насколько я понимаю, российская действительность в «Пингвинах» отражена тоже не в восторженных красках. Не боитесь негатива, как получила картина Андрея Звягинцева?
Не могу с вами согласиться. Мы построили декорации ресторана, гостиницы. Когда после завершения съемок мы показывали картину на Кольском, то были отзывы: «Боже мой, какая красота, не видел такого отеля! Где же он находится?». Приходилось объяснять, что мы построили декорации специально для кино. Мы рассказывали выдуманную историю и понятно, что речь идет о художественном произведении.
Сам процесс съемок: что было в нем уникального и необычного?
Мой опыт, начиная с первой зимней картины «Мусорщик» показывает, что все такие картины — красивые. Но и невероятно сложные в производстве. Однажды мы выехали на съемки по дороге в Териберку. А ее заметает буквально за 1,5-2 часа. И каравану из 20 машин пришлось развернуться через 15-20 минут. Потому что дороги буквально уже не было видно. В картине, вы увидите оранжевые вешечки по обоим сторонам дороги, в метель только по ним понимаешь, где ты едешь. А так это — пустыня. Белое на белом.
Другая очевидная сложность – человек должен быть готов к зиме. Когда мы снимали айсберг на льду, и было много планов на озере Имандра, нам пришлось двух участников немецкой группы отправить домой. Одного с отмороженными пальцами, другого с отмороженными ушами. Как мы не убеждали их одеваться теплее, они не послушали.
Сам процесс работы был сложен: на Имандре от базы на место съемок ездили на снегоходах, 15 минут туда и столько же обратно. Группу сопровождал поезд из 15 снегоходов. Дальше его надо было прятать, потому что кругом белая равнина. И ты можешь снимать только 270 градусов, а потом все надо перемещать. Намучались невероятно. Но результат, я думаю, того стоит. Визуально это удивительно красиво. При этом в картине нет ни одного компьютерного плана. Все снято в реальном времени. Картинка, особенно на большом экране кинотеатра, невероятная. Стоит упомянуть оператора Бенедикта Нойенфельса, потрясающе красиво снявшего пейзажи Кольского полуострова.
Быть пингвином, значит жертвовать собой ради других
Цитата из фильма
|
Герой фильма, Старыч, делил всех людей на пингвинов и не пингвинов, кем считаете себя вы?
Звучит немного сумасшедшее, да. Для Старыча если человек не пингвин, то он вроде как и не интересен. Поразмышляв, я понял, что это не форма забавного безумия. Сколько раз в день мы говорим «черное-белое», а не используем все оттенки цветов? Мы навешиваем человеку ярлык и живем с ним. Я подумал, что мой герой построил себе такую модель мира. Он человек богатый и властный. Его слово – есть закон, точка, после которой обсуждений не бывает. И такой характер показался мне интересным.
В фильме вообще каждый персонаж заряжен какой-то идеей: найти любимого, снять фильм, обратить на себя внимание, любыми способами выиграть олимпийскую медаль. Все, кроме Егора — героя Юрия Колокольникова. Он просто хотел заработать денег. И это единственный персонаж, оставшийся в результате у разбитого корыта. Вот такая еще мысль в фильме: без идеи не так-то и интересно проживать эту жизнь.
Старыч говорил еще, что пингвины готовы жертвовать собой. Вы готовы жертвовать чем-то ради своей идеи?
Провокационный у вас вопрос! Поступаться я готов многим. Комфортом, деньгами. Господь дает человеку какие-то таланты и возможности. Очень трудно понять, что же в тебе главное по его мнению. Но если ты угадал это хотя бы на 30-40%, нет ничего более интересного, чем развивать их. И в моей жизни было много примеров, когда я поступался чем-то ради этого.
Например, ваши переходы из театр в театр?
Да, это в поисках, как говорила Фаина Георгиевна Раневская, чистого искусства. Театр – это такой механизм когда артист – один из обоймы в 70 патронов таких же актеров. И вот он выстрелил, и нужно ждать пока снова до тебя дойдет затвор. Причина в моей неуемности, наверное. Но я уже давно работаю в театре имени Вахтангова. Чем и счастлив. Встреча с личностью гораздо интереснее сиюминутного результата. Ради нее стоит ждать.
Вы имеете в виду Риминаса Туминаса?
Именно. Я помню, когда после ряда театров, я пришел на собрание труппы Вахтанговского, услышал, его речь о том, что мы в этом году будем пробовать вспомнить наши корни, поговорим о наших детях, попытаемся попросить Господа, чтобы он улыбнулся нам. Я подумал, что хочу побыть в ауре этого человека. Это не было принятые тогда заявления о том, что «трудные времена и будем торговать, чем можем». Такая позиция скорее для супермаркета. Мне, воспитанному в старых традициях, это было не очень интересно.
Вы очень долгое время не давали интервью, и даже говорили, что сказать вам больше нечего, сейчас вам есть что сказать? Или общаетесь с прессой, потому что необходимо продвигать картину?
Я не изменил свою точку зрения. Наше произведение – это и есть наше высказывание. Все зависит от издания. Не хочу никого обижать, но есть ряд СМИ, которые я и сам не читаю, и говорить с ними не хочу. У вас интересные вопросы.
В одном из интервью вы сказали, что продюсерство – самое страшное, что есть в вашей жизни. Что-то в этом плане изменилось с 90-х годов?
Подтверждаю! Ничего не изменилось. Это самая крайняя ответственность в создании произведения. Иногда говоришь со знакомым оператором, спрашиваешь, почему тот участвовал в работе над каким-то безобразием. Он тебе отвечает: «Но изображение-то – класс!». А продюсер отвечает за все. От сюжета, до кастинга, изображения и рекламной кампании. Поэтому, с одной стороны, это действительно, самое страшное, но и самое интересное в жизни.
За что можно любить современную Россию?
Я за многое люблю свою страну. Нигде ни в одной стране, а я много где работал, нет более открытого человеческого общения. Говорю это с полной ответственностью. Может быть это даже иногда навязчиво, а кто-то может назвать это отсутствием культуры. Не думаю. Мне кажется это выработанная веками наша национальная черта. Я снимался в Ставропольском крае. Идет кадр, камера, оцепление, и тут подъезжает человек, проходит на площадку, чтобы сфотографироваться с тобой. Или заходит в дверь и не стучит. Потом читаю Толстого «Казаки» и понимаю, что все это – оттуда. Это еще от прадедушки.
Нет, меня это не умиляет. Но мне так легче. Мне это тепло и близко.
Что бы вы ответили иностранцу, который спросил бы у вас – почему стоит жить в нашей стране?
Иностранцы вообще делятся на две категории: те, которые приезжают сюда, влюбляются в это описанное мной «варварство», в эту невероятную энергию, в это мощнейшее целеполагание при полном отсутствии здравого смысла, как писала Улицкая. Либо приезжают, и мгновенно это не принимают. Становятся ярыми русофобами. В нашу неподдельную искренность – надо влюбиться.
Вы считаете себя патриотом?
Мне многое нравится в нашей стране. Но тот, тому, кому нравится все – шпион. Я патриот, которого не надо учить патриотизму. Я из тех, кто, несмотря на то, что уже плохо видит, не дай Бог что случись, возьмет винтовку и пойдет защищать страну. Но также я буду говорить о том, что надо что-то делать с тем устройством огромной страны, которое существует сейчас. Я не счастливый солнечный идиот и вижу огромное количество вещей, которые я не принимаю и не разделяю. Но общество само отрегулирует себя. Я не верю в неразумность нашего народа.
Как здравомыслящий патриот, как думаете, что должна делать часть общества, тоже являющаяся таковыми?
Не сдаваться. Сопротивляться. Я артист, люблю повторять чужие тексты, потому приведу цитату из Григория Кановича «Слезы и молитвы дураков»: «Больное время больные души. Надо лечить время? Время не надо лечить, надо лечить себя, тогда исправится время». Я стою на этой позиции.
Чего вы ждете от ближайшего будущего, чего боитесь?
Я собственно боюсь только за здоровье своих близких. А дальше все зависит от меня. Не могу сказать, что у меня дикое количество планов, но я постоянно что-то делаю. Все лето провел в Европе. Снялся у Роберто Андо с Тони Сервилло, Даниэлем Отоем. Это был первый опыт с большими европейскими звездами. И снялся у хулигана, интеллектуала и аристократа Фредерика Бегбедера в экранизации его романа «Идеал». Получил огромное количество положительных эмоций. У этого человека заряженность на высказывание подобна термоядерному взрыву. От этого строится все: сценарий, продукция, места съемок. Какая-то фантастически запредельная свобода. Работа с ним — просто глоток свежего воздуха. Это первый иностранец, с которым я говорил о корнях сатиры, Вольтере, Гоголе и Салтыкове-Щедрине.
В среднем как продюсер вы выпускаете фильм раз в три-четыре года, есть идеи о следующей работе?
Идей много. Но нет сценариев. Да и продюсерство мое, оно такое… семейное. Очень хочется сделать что-то похожее на «Волга-Волга» или «Веселые ребята». Вневременное, жанровое. С посылом, что страна огромная, потенциал в людях невероятный. Посмотреть на себя с улыбкой и грустью, и дать нам всем мечту. Вот куда я замахнулся.
Беседовал Александр Стрига
Фото: Владимир Мухаметчин
[fb-like-button]
Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Невозможно остановить мгновение, но можно сделать так, чтобы оно навсегда осталось в памяти!»
Именно с таким девизом арт-фотограф Ольга Милагрос уже несколько лет успешно фиксирует в памяти родителей первые недели жизни их детей.
-
Олег Долин: «Почему «Лекарь поневоле»? Это не касается пандемии, так совпало»
В эксклюзивном интервью онлайн-журналу Eclectic режиссер рассказал о подготовке к премьере по комедии Мольера в Театре Наций.
-
Создавая арт-объекты
Путь легендарного клипмейкера: Ирина Миронова рассказала о съемках и профессиональном успехе.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.