Вы когда-нибудь задумывались, что происходит за кулисами «Первого канала», и какие люди там работают? Мы решили найти ответы на эти и другие вопросы и поговорили с телеведущей Ольгой Ушаковой. Ее послужной список вызывает восхищение даже у далекого от телевидения человека: более 8 лет она вела программу «Новости» на Первом канале, в 2013 г. стала ведущей «Других новостей», а с мая 2014 Ольга перешла в программу «Доброе утро». Итак, встречайте! Ольга Ушакова об эксцессах в эфире, человечности, цензуре, интернете и многом другом!
Ольга, как вы попали на телевидение?
Эту историю мне приходилось рассказывать уже много раз, но каждый раз, проговаривая её, я думаю о том, как же здорово, что все так повернулось в моей жизни. О телевидении я мечтала с детства. Однако никогда не воспринимала эту мечту всерьез, поскольку она казалась недостижимой. Когда по семейным обстоятельствам я переехала в Москву, мне пришлось оставить работу по специальности, где моя карьера складывалась весьма успешно. Столица давала новые возможности, я была амбициозной и самоуверенной, энергия била через край и надо было найти ей применение. Тут и всплыли детские мечты, а Останкино было территориально близко как никогда. И, была-не была, решила попытать счастья. И вот я здесь! Хотя, конечно, все произошло не так быстро и просто, как рассказывается.
Вы более 8 лет вели программу «Новости» на Первом канале. Что было для вас наиболее сложным при создании информационных выпусков?
На первых порах довольно сильно ощущалась нехватка знаний. Я имею в виду ту информацию, которую «новостники» впитывают ежедневно из года в год, и которая постепенно складывается в некую картину мира, где все взаимосвязано. Новички же поначалу часто видят ту или иную тему в отрыве от всего остального, как некое событие без причины и следствия. Поэтому поначалу даже на короткое сообщение приходилось тратить много времени и сил, чтобы досконально изучить вопрос, что, как и почему. У меня экономическое образование, и ориентироваться в этой области мне было проще. Слабые стороны постепенно тоже укреплялись. Я оканчивала школу на Украине, поэтому ни историю, ни географию современной Российской Федерации я не изучала. Пришлось быстро заполнять эти пробелы, без этих знаний никак. Так что работа в новостях — это как третье высшее образование, причём по всем специальностям сразу. Еще при подготовке выпуска бывают темы, на которые эмоционально сложно писать и говорить. Конечно, я имею в виду трагические события, особенно те, которые касаются детей. Никакие годы работы за плечами не помогают, просто в горле встаёт ком. Но говорить об этом все равно приходится, при этом обязательно думаешь о том, как прозвучат твои слова для тех, кого непосредственно касается эта новость.
Исходя из ваших слов, получается что ведущий – полноценный журналист?
Я работала только на Первом канале и могу говорить только о нем. Со стопроцентной уверенностью скажу, что современные ведущие – прежде всего журналисты. «Говорящие головы» никому не нужны. Мир сейчас настолько динамичен, что в течение выпуска могут происходить события мировой важности. И если ты просто зачитываешь текст, то грамотно озвучить свежую информацию у тебя не получится. Кроме того, сегодня все ведущие новостей – люди пишущие. А чтобы писать, нужны определенные знания и умения. Человек должен выглядеть перед аудиторией компетентно, чтобы она ему доверяла. Если ты сам пишешь для себя тексты и погружаешься в информацию, никакая техническая накладка не сможет выбить тебя из колеи. Зритель должен уважать ведущего, а если в его красивых глазах — пустота, а за привлекательной внешностью не стоит ничего, то цена этой внешности невысока. На Первом уровень профессионализма ведущих очень высокий, равно как и требования к новоприбывшим сотрудникам. Хотя здесь готовы учить. До того, как я все-таки заняла место ведущей, мне довелось поработать в разных отделах. Оглядываясь назад, понимаю, что я тогда получила опыт, ценность которого осознала немного позже. То, что я в этой профессии уже 11 лет и люблю свою работу только больше и больше — это результат того, что мне вовремя дали понять, в чем сила журналиста, что это совсем не гламурная жизнь, а ежедневный кропотливый труд.
Кастинги ведущих посещает огромное количество юношей и девушек, однако на экран попадают единицы. Какими качествами или характеристиками должен обладать человек, чтобы оказаться на ТВ?
Как раз недавно я работала с группой студентов «Школы Первого канала». Когда я с ними познакомилась, все они были примерно на одном уровне. Но ближе к завершению курса студенты стали друг от друга отличаться. Тот, кто работал упорнее и интенсивнее, показывал потрясающую динамику. У них была сильнее мотивация: они действительно хотят работать на ТВ в определённом качестве, а не абстрактно «хочу стать звездой». Мне кажется, что уповать на внешние данные или приятный тембр голоса – дело последнее. Красивых и обаятельных людей у нас в стране много. А вот гореть журналистикой и быть готовым в любое время суток оторваться от своей семьи, отменить планы на выходные и радостно помчаться на работу — это может не каждый. В любой профессии должен быть «огонь». Если он есть – человек может научиться чему угодно. В работе телеведущего нет таких премудростей, которые нельзя освоить.
Получается, даже если человек начинает трястись только от одного вида камеры, у него еще есть шансы стать хорошим ведущим?
Необязательно же сразу садиться в кадр и работать ведущим на федеральном канале. Есть масса других мест, откуда можно начинать и потихонечку, шаг за шагом, идти к своей цели. Если человек боится камеры, можно какое-то время работать за кадром и совершенствоваться в написании текстов и создании сюжетов. На телевидении есть масса примеров, когда талантливые корреспонденты впоследствии становились отличными ведущими. Должно быть желание все время находиться в гуще событий. Когда нет доступа к информации, у многих «новостников» начинается самая настоящая ломка. Кажется, что ты теряешь связь с реальностью. Помню, именно так раньше начинался каждый мой отпуск. Со смутного ощущения дискомфорта от того, что ты что-то пропускаешь. Если есть такое пламенное желание, подкреплённое определёнными знаниями и обаянием, то человек себя обязательно реализует. В кадре или за кадром – неважно, телевизионный мир не ограничивается одними телеведущими. Его строят десятки разных профессий. Режиссеры, звукорежиссеры, операторы точно также «горят» своим делом и являются прочным фундаментом телевидения. Что касается профессии телеведущего, то это не та работа, от которой можно уйти домой. Многие вещи переходят из профессии в повседневную жизнь. Даже на выходных продолжаешь смотреть новости и следить за происходящим в мире. Или, например, когда я общаюсь с людьми, то сама неосознанно слежу за своей речью, избегая тавтологии и прочих недопустимых в эфире несовершенств речи, и ошибки собеседников сразу режут ухо. Иногда ловлю себя на том, что пытаюсь всячески заполнять паузы в разговоре, привычка из живого эфира, главное — не молчать!
Можете вспомнить эксцессы, происходившие с вами в прямом эфире?
Эксцессов было довольно много, но большинство из них остались незаметными для зрителей. Хотя бывало, что внезапно оказывалась в кадре, а в этот момент я могла чесать за ухом, поправлять одежду или вообще доставать ручку из-под стола. Случаются и технические накладки: ломается телесуфлер, не идёт сюжет, к которому ты уже подвёл зрителей, или идёт, но не тот. Никогда не знаешь, что может случиться. Можно элементарно закашляться или голос потерять прямо во время эфира. Или сидишь ты весь такой серьёзный, а перед твоим лицом муха летает, может и на нос сесть.
И что делают ведущие, если на нос села муха?
«Улыбаемся и машем!» Люблю эту фразу из мультика про пингвинов Мадагаскара. Мне кажется, улыбка спасает человека в любой ситуации, если он, конечно, не рассказывает трагическую новость. А иногда случается так, что хочется смеяться настолько, что это само по себе становится эксцессом. Нужно продолжать разговаривать, но ты больше не можешь сдерживаться. Для меня подобные моменты, наверное, самые сложные, потому что я очень смешливый человек. Поэтому если у меня в выпуске намечалось что-то забавное, я старалась пересмотреть этот момент перед эфиром раз пятнадцать, пересмеяться, чтоб потом уже спокойно на него реагировать.
А вообще насколько ведущему разрешается проявлять свои эмоции?
Ведущий, безусловно, должен оставаться не только профессионалом, но и человеком. Мне кажется, что сидеть роботом и подавлять в себе чувства, которые у тебя вызывает информация, совсем не обязательно, зрители должны понимать, что ты такой же, как и они. Иногда во время эфира наворачиваются слезы, хотя разрыдаться в голос будет, конечно, не совсем профессионально. Показывать до некоего предела свои эмоции не только можно, но и нужно. Но только искренние, не надо играть. Ведущий не машина и не компьютер, он обычный человек, который узнает новости раньше остальных и делится ими с другими. Я всегда погружалась в информацию с головой и, может, поэтому в итоге ушла из новостей. Говорят, что со временем у журналистов должна образовываться некая броня вокруг сердца как система самозащиты. У меня она так и не появилась. Все всегда принимала близко к сердцу. В ленте информагентств в сотни раз больше негативных сообщений, чем потом можно увидеть в новостях. И когда ты хотя бы просто пробегаешь глазами по заголовкам и видишь, что здесь произошло изнасилование, тут убийство, а там массовое отравление — и так изо дня в день годами, то становится страшно жить. Особенно, когда появляются свои дети. И если вспомнить поговорку «меньше знаешь – крепче спишь», то с новостями я стала спать гораздо хуже. Не могу сказать, что я проецировала различные ситуации на себя, но зная, сколько вокруг происходит несчастных случаев, начинаешь больше переживать за своих родных.
Как вы попали в передачу «Доброе утро»?
От новостей я отдалялась постепенно. Сначала перешла в «Другие новости», где мы рассказывали о жизни без политики, о социальных вопросах, культурных событиях, забавных случаях. Когда программа закрылась, меня буквально сразу же пригласили в «Доброе утро». Я решила попробовать, и мне все понравилось — и команда, и студия, и формат программы. Мы записали несколько пробных роликов, и меня утвердили на роль ведущей.
В «Добром утре» вы только ведущая или у вас есть и другие обязанности? Например, подбор гостей или разработка сюжетов.
Наши продюсеры открыты любым предложениям. Если у меня возникает какая-то идея, я всегда могу ее предложить. «Доброе утро» — ежедневная четырехчасовая передача, в которой задействовано огромное количество людей. Там очень сложная система планирования, которая априори подразумевает командную работу. Некоторые тексты я переписываю под себя или переделываю на ходу, поскольку импровизации придают эфиру определенную живость. Плюс, мы интервьюируем гостей в студии и ездим на встречи с ними. Периодически съемочная группа посещает разные города, откуда также выходит в прямой эфир. Это весьма разнообразная работа, которая подразумевает, что ты должен быть журналистом, который умеет делать все.
Кто из гостей оказал на вас наиболее сильное впечатление?
За два года работы в «Добром утре» я познакомилась с огромным количеством талантливых и порой даже легендарных людей. Но больше всего запомнилась встреча с диктором Центрального Телевидения Игорем Кирилловым. Ведь это же мой кумир детства — человек, которому я подражала, когда ещё пешком под стол ходила. Когда он пришёл в нашу студию, я чуть не расплакалась от волшебства момента. Игорь Леонидович оказался потрясающим человеком, интересным и харизматичным. Когда я связала в единую цепочку себя маленькую, его и себя настоящую, я как будто заново оценила пройденный путь. Я поняла, что когда-то смотрела на Игоря Кириллова, как на Юрия Гагарина, а теперь беру у него интервью в студии лучшей утренней программы страны. Это была незабываемая встреча!
Ольга, за время работы на телевидении вам приходилось сомневаться в подлинности доносимой вами информации?
Все мои коллеги очень серьезно относятся к проверке информации, осознавая ответственность за то, что произносят с экрана. Ведущий — как вершина айсберга. Даже если текст ему напишут другие люди, он как последняя инстанция тоже будет в ответе за конечный результат. Поэтому когда меня что-то смущает, даже чуть-чуть, я десять раз перепроверю факты, чтобы убедиться в их правдивости и точности.
Не секрет, что телевидение сегодня является еще и мощным оружием. Например, тот же «Первый канал» неоднократно обвиняли в создании фейков. Хочу спросить, вы чувствовали себя когда-нибудь невольным участником информационной войны?
Нет, не чувствовала. А сейчас, в программе «Доброе утро» и подавно (смеется). Об информационной войне я чаще задумываюсь не на работе, а когда оказываюсь за границей и смотрю там новости. Иногда вижу откровенную ложь о своей стране, чтобы распознать которую даже необязательно быть журналистом. Хотя, что далеко ходить, и внутри страны могут перевернуть все с ног на голову. Это к слову об «обвинении в создании фейков». В некоторых кругах традиционно модно не любить федеральные каналы.
Есть ли цензура на «Первом канале»?
Я с ней не сталкивалась. Наверное, есть такое понятие как «интересно – неинтересно зрителю». Исходя из этого, и происходит формирование выпуска. В 15-20 минут трудно вместить все происходящее в стране и в мире, поэтому отбираются самые актуальные темы, касающиеся максимального количества людей.
Может вам попадались, какие-то альтернативные версии развития событий, которые заставляли усомниться в официальных источниках?
Альтернативных версий в интернете пруд пруди. Информационная война происходит как раз там. Зомбирование людей, в котором обвиняют телевидение, вбросы, искажения, интерпретации сосредоточены как раз в Сети, где сидят люди, кричащие, что на ТВ цензура. В интернете просто свалка, извините за выражение. Никто никого не контролирует, никто ни за что не отвечает. Захотел написать – написал. А есть люди, которые читают и верят этому. Поэтому у меня гораздо больше уважения было и есть к телевизионщикам с федеральных каналов. Можете считать меня заинтересованным человеком, но если уже сравнивать и выбирать, кому верить, то однозначно федеральным каналам, а не источникам в интернете, которые провоцируют людей на скандалы и рассоривают целые семьи. Мне даже кажется, то, что произошло между украинцами и россиянами, было больше спровоцировано в интернете, вот где была настоящая война.
А на ваш взгляд, нужно наказывать людей за распространение в Сети ложной информации?
Конечно же, было бы хорошо, если бы каждый отвечал за свои слова. Но Интернет сегодня — самоуправляемая система, и навести там порядок представляется невозможным. Замысел Всемирной паутины ведь состоял в обмене информацией, вот попробуй теперь в этом котле зерна от плевел отдели. Безусловно, интернет – это не только зло. Каждый находит то, что ищет. Война изначально происходит в головах у людей. Я не думаю, что человека можно заставить делать то, что он не хочет. Если он настроен на конфликт, он лезет в Сеть и ищет, с кем бы поспорить. Потом это переходит в оскорбления, а позже перерастает в уличную агрессию. Личность, настроенная конструктивно, скачивает в интернете уроки иностранного языка, изучает историю, занимается самообразованием, загружает полезные для жизни приложения, карты и так далее. В общем, использует его неограниченные возможности в мирных целях.
Ольга, что может стать следующей ступенью в карьере ведущего? Кажется, лучшую работу тяжело найти, однако наверняка существует что-то еще более привлекательное.
Ой, в мире столько всего интересного, что я ещё не пробовала, в том числе и на ТВ. Я бы ещё с удовольствием пошла учиться на режиссера документальных фильмов. Да и за пределами телевидения есть много чего привлекательного. Мечтаю открыть свой собственный небольшой отельчик в каком-нибудь райском уголке. Мои мечты отнюдь не противоречат друг другу, просто всему своё время. Недавно я прочитала интервью с популярной телеведущей Александрой Буратаевой. Она сейчас живет в Грузии, открыла арт-студию и наслаждается жизнью без голубого экрана. Так что пути Господни неисповедимы. Телевидение отнимает массу времени, и у любого человека, долго проработавшего там, накапливается огромное количество собственных желаний, которые он потом начинает реализовывать. Вариантов тут масса: путешествия, магазинчики антиквариата, огород, просто общение с детьми или же с внуками, если подзадержался на работе. У меня тоже уже накопился приличный вагон планов, которые я откладываю на потом. Пока я занимаюсь самым любимым делом, остальное подождёт.
Какая атмосфера царит за кулисами «Первого канала»?
Атмосфера, на самом деле, приятная, потому что все люди там объединены любовью к своему делу. Это коллектив единомышленников, с которыми ты разговариваешь на одном языке. С ними здорово, весело. За пределами телецентра нередко замечаю, что профессиональные шутки и истории не вызывают такого восторга у друзей. Ещё, например, людям, далеким от профессии, сложно понять, что работа телеведущей – это в первую очередь работа (!), а не сплошной гламур. Что можно ненавидеть макияж и укладки, что можно физически устать разговаривать. Большинство думают, что моя профессия — это сплошной праздник. На работе не надо никому ничего объяснять. Одного взгляда на коллегу в 4 утра иногда бывает достаточно, чтобы понять: не успел поспать, ну, ладно, буду веселить. Первый канал — одна большая семья. И как в любой семье, в ней тоже иногда случаются ссоры, примирения, свадьбы, разводы и много чего еще. Мы вместе радуемся и вместе скорбим, потому что люди, с которыми проводишь столько времени, становятся родными. Я очень люблю и уважаю своих коллег и телевизионщиков в целом. Мы все с одной планеты.
Беседовал Дмитрий Веселов
Фото: Instagram ushakovao
Метка Интервью, первый канал, телевидение
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Евгений Дятлов: Надо пробовать выходить за грань
Мы попытались уловить флюиды и накал страстей того, что можно будет увидеть на сцене в новом спектакле, где популярный актер исполнит одну из главных ролей.
-
Виктория Власенко — человек, преданный миру и моде
Особое внимание к бренду привлекает быстрый успех, который пришел к его владелице Виктории Власенко на параллельном поприще — в качестве художника по костюмам для кино.
-
Средневековая музыка сфер
На проходящем в Ярославле XI Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета мы поговорили с бельгийским музыкантом о том, чем же хороша барочная музыка, чему он будет учить на мастер-классах русских музыкантов, и из какого дерева производят флейты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.