Благотворительный марафон «Культ плова» стартовал в России. В Ростове-на-Дону, Сочи, Москве, Владимире, Санкт-Петербурге, Новокузнецке уже готовят казаны, чтобы присоединиться к марафону и посоревноваться в мастерстве приготовления плова. «Культ плова» придумали для тех, кто делает профессионально и тех, кто просто не прочь попробовать настоящий ароматный рассыпчатый плов. Узбекский – на марафоне собственноручно готовит председатель жюри фестиваля, почетный член Ассоциации поваров Узбекистана и автор кулинарных бестселлеров Хаким Ганиев. Именно его мы решили расспросить о том, как родился проект и для чего «Культ плова» приходит в российские города.
Хаким, сегодня «Культ плова» объединил больше десятка городов по всей стране, где–то он успел стать традицией. А как, собственно родилась идея такого марафона?
Сначала не было «Культа плова», был просто плов. И были люди, которые хотели сделать просто праздник плова. Собрались, начали обсуждать и так родился «Саммит плова». Первый саммит провели в Москве на Дорогомиловском рынке, где директор – мой хороший друг. Он дал площадку, мы начали делать свой первый «Саммит плова». И, знаете, мероприятие у нас получилось шикарное. У нас тогда было очень много участников – шеф-повара, бренд-шефы, итальянцы, бразильцы, русская кухня, узбекская, индийская, очень много было всего.
На второй год мы сделали мероприятие только во Владимире. Он и сейчас в карте проекта. Но во Владимире наш праздник называется «Плов дело тонкое» — по названию моей книги.
Кстати, именно после Владимира мы познакомились с Тимофеем Ларионовым и додумали идею, превратив ее в «Культ плова». Сейчас это не просто событие, а событие со смыслами — проект объединяет разные народы и дает возможность заниматься благотворительностью. Мы такие, если хотите, космополиты, которые стремятся помогать ближним.
Плюс ко всему, для меня лично «Культ плова» — это способ рассказать всем о моем любимом плове и научить его готовить.
Вообще «Культ плова»- больше проект, сделанный на энтузиазме. Тяжело?
Тяжело потому, что на этом деньги не зарабатываешь, а тратишь очень много времени. На старте проекта в моей семье порой и до конфликта доходило. Из-за недопонимания. Ты же отдаешь время этому мероприятию, а что ты получаешь? Женщины, все-таки требуют от мужчины, чтоб он был добытчиком. Потом все как-то уладилось. Но ведь это мой проект и я изначально понимал, что мне он нужен не для заработка… А вот как объяснить это тем, кто только приходит в него? Найти единомышленников, которые тоже от души хотели бы провести такое вот мероприятие, не задумываясь о заработке, невероятно сложно.
Но такие находятся. Воля случая?
Некоторые приходят и думают: сейчас проведу фестиваль, и, может быть, там что-нибудь заработаю, но не получается. Потом они отсеиваются, уходят.
Сейчас в проекте новая команда. Она сама по себе набралась. Опять люди на энтузиазме. Вот Алла Шеляпина, мало того, что работает, очень много своего времени отдает именно нашему проекту. Фактически она сделала в Москве научно-практическую конференцию «Россия – Центральная Азия в XXI веке». По большому счету, все мы – энтузиасты.
Точно знаю, что и коммерческих партнеров, а они у фестиваля сегодня есть, приглашают тоже вдумчиво. Что является критерием в этом выборе?
Мы не можем и не должны приглашать, скажем, производителей готовой пищи или полуфабрикатов. Мы не работаем с теми, кто производит продукты с ГМО. Критериев отбора, на самом деле, много. Но, прежде всего, нам интересно пригласить тех, кто производит рис, специи, овощи, качественное мясо, масло — те ингредиенты, которые используются в плове. Искать единомышленников среди других — смысла нет, потому что мы не можем популяризировать еду, которая никак не относится к плову.
Сейчас наш официальный партнер – холдинг «Агро-Альянс». Это один из крупнейших в России производителей фасованного риса, круп и зернобобовых. «Агро-Альянс» привозит на площадки фестиваля сам рис. Для этапа марафона в Ростове-на-Дону холдинг выделил 350 килограммов риса специального сорта, из которого получилось больше 700 килограммов плова. В Сочи мы делаем больше 400 килограммов плова.
Почему такой интерес к «Культу плова» в регионах?
Проводить хотят многие, потому что «Культ плова» — не только большой вкусный праздник. Марафон благотворительный. Все деньги, которые собираем за продажу плова на фестивале, мы отдаем в местные благотворительные фонды. В прошлом году в Москве это был фонд «Артист», в Питере мы помогли детям больным. В Ростове часть средств от марафона отдали в фонд «Дарина», который помогает детям с онкологическими заболеваниями. В Сочи в этом году работаем с «Линией жизни». Все деньги, которые мы выручаем во время фестиваля, остаются в фондах именно того региона, где проводится этап марафона. Я думаю, это очень правильная история.
Но ведь работать с одним фондом по всей России было бы проще…
По мне так главное, чтобы помощь дошла до того, кто в ней действительно нуждается. Знаете, я бы даже собрал эти деньги, увидел бы нищего, пошел бы в магазин, купил бы ему одежду, накормил. Но это мой личный взгляд. А проект – есть проект, у него своя идея и цели. Так вот мы с нашими партнерами в регионах стараемся выбрать фонд, который по ряду причин в конкретном городе или области в нас в этот момент особо нуждается. Собирают, например, деньги на какой-то дорогой аппарат для определенного человека или на операцию, или молодой фонд какой-то пытается встать на ноги и мы видим, что там работают бескорыстные и желающие решать сложные задачи люди.
Наверное, непросто находить язык с представителями разных национальностей, а вот у вашей команды это получается легко…
Это все наш плов. Он – «блюдо межнационального общения». Которое сближает вокруг себя все национальности. Если узбека встретите, он долго вам будет рассказывать про плов, если русского встретите, он тоже вам будет рассказывать про плов, казах про плов расскажет и иранец – тут я могу долго перечислять. Многие национальности влюблены в это блюдо. У нас готовили плов итальянцы и бразильцы. Индийский плов называется бириани – его на фестивале делали индийцы. Индиец, который у нас готовил плов – владелец элитного ателье по шитью мужских сорочек. Но он услышал, что мы на благотворительном марафоне готовим плов, сам привез казан, очаг, сам сделал все, и деньги от продажи плова отдал на благотворительность.
Причем никто у нас не разбирается – человеку какой национальности помогут деньги «Культа плова». Готовить может узбек или русский, или индус, а, может, итальянец, а средства от продажи его плова пойдут на лечение ребенка из Украины или Казахстана, или еще какой страны. Вот это главное.
А есть ли какая-то статистика, скольким людям помог проект? Вы как-то пытаетесь отследить их судьбу?
Конечно. Иначе, зачем все это. Во Владимире мы помогли детям сиротам. Это случилось, когда началась братоубийственная война на Донбассе. Тогда очень много детей остались сиротами, и их из Донбасса привезли во Владимир. На те деньги, что были собраны на фестивале, мы купили детям одежду, учебники, еду.
В этом году мы собрали деньги во время праздника Навруз на ВДНХ в Москве и перечислили в фонд «Гольфстрим» на операцию одному мальчику. Мы четко знаем, куда идут наши деньги, иначе как понять – зачем мы все это затеяли.
Как выбираете площадки для фестиваля?
Сейчас пока мы еще не такие звездные, чтоб отсеивать все подряд, но стараемся, чтоб это были такие места, где люди любят гулять и отдыхать.
Первые фестивали в Москве мы проводили на территории рынка, и это было удобно, логично и даже атмосферно. Но сейчас формат расширился, и мы бы захотели проводить там, где люди отдыхают. Чтоб на нашем фестивале можно было посмотреть танцы и песни послушать, и вкусно поесть.
В Москве много всяких разных фестивалей про еду проходят в Парке Горького, на Красной Пресне, в Сокольниках. Мы бы тоже хотели, чтобы наш фестиваль перекочевал из пространства рынка в такие места — стал культурным мероприятием. Оно и логично: кулинария – тоже искусство.
Что нужно сделать, чтобы стать участником «Культа плова»?
Нужно иметь желание, намерение, душой хотеть помочь кому-то и любить плов.
Ну а технически – подать заявку для начала. Через наш сайт, группу, страницу в Facebook. Или написав нам по электронной почте. Участником может стать любой человек. Конечно, «Культ плова» — большая соревновательная площадка для ресторанов, шеф-поваров. У нас в фестивалях много профессиональных участников. Много и семейных команд – непрофессиональных участников.
Кто-то хочет в одиночку готовить. Причем для таких людей и победа часто — не главное. Как раз такие люди приходят не за призовыми местами. У нас был случай в Питере, когда простой рабочий из Таджикистана, узнав о «Культе плова», на свою маленькую зарплату сам купил все продукты, приготовил казан плова и потом передал деньги от его продажи фонду-партнеру фестиваля. То есть, у нас-то главное не гонка за наградами, не показать какой ты супер — повар, а показать, что ты человек, прежде всего. Но человек, который любит плов.
Любовь — это прекрасно, но в конкурсе участников судит профессиональное жюри. Как и что именно оцениваете?
Во-первых, смотрим, как подготовлено рабочее место. Все должно быть аккуратно и четко организовано. Потом оцениваем, как сделана нарезка. Здесь есть свои тонкости и от них, в том числе, зависит конечный результат — каким будет плов.
Затем ставим баллы за обработку продуктов. Дальше смотрим на технологию приготовления плова. Важно, как он подан, его внешний вид. После идет дегустация.
Бывает, что по общему количеству баллов по этим позициям есть несколько лидеров. И тогда жюри проверяет казан у каждого из победителей. Вернее, насколько он чист. Не повезет тому, у кого плов пригорел.
Знаю, что большой любитель плова Хаким Ганиев накормил им научное сообщество Москвы. Как получилось, что у «Культа плова» появился «непрофильный» проект — конференция «Россия-Центральная Азия в XXI веке»?
Я думаю, что те процессы, которые происходит во всем мире – следствие неправильного подхода к исламу и европейской культуре. Некоторые хотят сыграть на этом и сталкивают людей лбами. Людям, живущим в многонациональной России нужно объяснять как можно чаще, что она – часть ЕвроАзии, что ее население — люди «одной крови», как говорил в мультфильме Маугли, помните.
В этом отношении наша конференция должна помочь сплотить народы России и Центральной Азии независимо от религии. Мы должны быть вместе, у нас общие задачи – сделать, так чтобы страны процветали, чтобы люди могли находить общий язык, были заинтересованы друг в друге.
Наше историческое наследие говорит о том, что общего очень много. Вспомните, великая Анна Ахматова жила в Ташкенте, она просто влюбилась в Ташкент, очень много стихов написала там… Таких примеров тысячи.
Россию и страны Центральной Азии многое объединяет. Но некоторые современные люди, молодежь, которая выросла после распада СССР — целое поколение — уже этого не знают, они выросли в той России, которая есть сейчас, они россияне. А те, что выросли в Узбекистане – граждане Узбекистана, а те, что в Казахстане – его граждане и так далее. Многие уже даже и не знают, как было всего-то несколько десятилетий назад. Вот до них необходимо донести, что не имеет значения, что у нас разные государства, важно показать, что ценности у нас одни и те же.
Каким видите будущее проекта, ведь с каждым годом география становится все шире, делать его все сложнее?
Мне нравится, что «Культ плова» становится больше, что он вышел за пределы Москвы и по всей России его ждут, есть даже предложения устроить фестиваль за границей. «Культ плова» хотят сделать в Чехии и в Германии уже в этом году.
Жаль только, что сам я не могу приехать во все города – есть и другие планы в работе и иногда графики пересекаются.
Напоследок, совет от гуру плова, что делает это блюдо действительно неповторимым?
Каждый плов неповторим. Если переместиться в мою Фергану, то поймешь это сразу. Там каждый понедельник с друзьями мы едим плов. Такая традиция появилась еще в молодости, когда каждый из нас только начинал свой путь в жизни, и вышло так, что работали мы в воскресенье, а отдыхали по понедельникам. С одноклассниками я ем плов два раза в месяц. В Москве, в узбекской общине — махалле, которую я посещаю, плов на столе каждую субботу. И в каждой из этих компаний свой плов.
Та компания друзей, с которыми мы в понедельник едим – многонациональная: есть русские, есть грек, есть еврей, ребята других национальностей. За пловом с этими людьми можно и крепкий напиток выпить. А вот в махалле с нами ест плов старейшина, другие пожилые люди — там пьешь только зеленый чай. Там уже вкус плова совсем другой.
Рецепт, конечно, важная вещь, как и само искусство приготовления. Но, я думаю, что неповторимость плову все-таки придает тот круг, с которым ты делаешь его и повод, который объединяет нас, когда мы свой плов готовим.
Беседовала Елена Рыленкова
Фото: А. Подгорных, Г. Шевченко, А. Коряков
Метка еда, отдых в Москве, фестиваль
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Как справиться со страхом общения
Почему мы боимся выступать на публике, озвучивать собственное мнение в коллективе, выглядеть глупо, быть истолкованными превратно, или вообще быть не понятыми и как с этим бороться.
-
Пьем как знаменитости: какой кофе предпочитают звезды
Интересно, какие напитки предпочитают известные и легендарные? Ищите ответы в нашей статье
-
«Звезда» по имени Борис
Всех интересует только один вопрос: кто же на самом деле Борис? Простые гости ресторанов – мы с вами – восхищаются им и благодарят, его «коллеги» – завидуют, а рестораторы – боятся и прислушиваются.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.