Пианист Дмитрий Маслеев, обладатель I премии и золотой медали XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, – человек скромный и немногословный. В музыку его привел счастливый случай. Факт победы в конкурсе для него – как, кстати, и для многих фанатов этого престижного состязания – стал неожиданностью. Eclectic узнал, как Дмитрий шел к своему успеху, чем увлекается и что изменилось в его жизни после получения премии главного конкурса в области мировой академической музыки.
Дмитрий, как вы начали заниматься музыкой? Родители на это как-то повлияли?
Мои родители никакого отношения к музыке не имеют. Когда я пошел в школу, мама хотела записать меня в какой-то кружок, ошиблась дверью, и мы случайно попали к преподавателю музыки. Там меня прослушали, обнаружили хороший слух и рекомендовали учиться игре на фортепиано. Так и началась моя музыкальная карьера. Но, думаю, в жизни ничего случайного не бывает.
Как и когда музыка стала главной путеводной звездой в вашей жизни?
Когда я учился в музыкальной школе дома, в Улан-Удэ, еще не было ощущения, что моя жизнь будет связана с музыкой. Это появилось позднее, в Новосибирске.
Расскажите про годы учебы. Кто повлиял на ваше музыкальное становление?
Мне повезло – замечательных людей в моей жизни встретилось много. Это и преподаватели в музыкальной школе в Улан-Удэ – мой первый педагог Ольга Андреевна Черных и Елена Евдокимовна Степанова, которая подготовила меня к поступлению в музыкальную школу в Новосибирске. Затем, во время учебы в Новосибирской музыкальной школе-колледже имени Глинки, я 4 года учился в классе заслуженного работника культуры России Ирины Исаевны Берман. С благодарностью вспоминаю этот период. Это замечательная, очень сильная школа-десятилетка. Потом я переехал в Москву и сразу поступил в Консерваторию, а затем в аспирантуру. Учился у профессора Михаила Степановича Петухова. Он сильный педагог и очень хороший человек. У него интересный стиль преподавания. Фактически он мне стал не только учителем, но и другом. Очень гордится моими успехами. Потом я на год поехал на стажировку в Международную академию пианистов, на итальянское озеро Комо. Там было много педагогов – Дмитрий Башкиров, Станислав Юденич, Владимир Мищук, Кэтрин Чи, Фу Цонг. Но главным для нас был директор академии Уильям Наборе. Он постоянно приезжал и со всеми занимался, а остальные преподаватели работали с нами фрагментарно.
Вы занимались и с русскими педагогами, и с зарубежными?
И с теми, и с другими. Общался на русском и английском. А вот углубиться в итальянский не удалось – перед поездкой туда я его подучил, но он мне практически не пригодился. Разве что иногда в магазине разговаривал по-итальянски.
В период подготовки к конкурсу Чайковского работа с этими педагогами оказала решающее влияние на вашу победу?
Лучше спросить – повлияли ли они на мой профессионализм? Конечно да.
Вы сейчас продолжаете обучение?
Меня там все ждут – выкрою время и обязательно приеду. В прошлом году я там жил и постоянно занимался. Время было очень продуктивное, сейчас не помешало бы…
Бывали ли в вашей жизни моменты, когда хотелось бросить все, связанное с музыкой?
Таких мыслей у меня не было – это моя профессия. Но продолжать заниматься по столько часов в день, вкладывать все свои силы в это… Посещала мысль: со следующего года – никаких концертов. В конце концов, надо в жизни устраиваться. Педагогом, например.
Сейчас нет таких намерений?
Рано или поздно я пойду в педагогическую стихию. Но пока об этом говорить преждевременно. Кстати, я работал 3 года назад в музыкальной школе, но ушел перед поездкой на учебу в Италию.
Не секрет, что во время прослушивания на кафедрах педагоги начинают «делать ставки» на того или иного студента – а вам прочили звездное будущее?
Вообще, нет.
Можно сказать, что, в хорошем смысле, для педагогов и для окружающих вы были «темной лошадкой» на конкурсе?
Не мне об этом судить. У меня лично был энтузиазм поиграть на престижном конкурсе, показать себя с лучшей стороны. Я знал, что будет трансляция на весь мир.
Жизнь до конкурса и после: какие изменения принесла победа?
Всем известные: увеличилось количество концертов. Победа наложила на меня большую ответственность, укрепила в понимании того, что надо очень много работать. Ведь это же настоящее счастье – играть и приносить публике радость.
Как вы объясняете себе, что именно вы – лучший?
Мне повезло. Это невероятная удача и везение. Все, кто там участвовали, и не только в финале, – каждый был достоин всего.
Я смотрел трансляцию награждения победителей. Видел ваше недоуменное лицо, когда с каждым объявлением места вашей фамилии все не было. Думали: «или всё, или ничего»?.. И когда вас наконец назвали – вашему удивлению не было предела. Считаете, что это воля случая и большая удача? Или результат больших трудов?
И то, и другое. Каждый участник выкладывался на все сто и при подготовке к конкурсу, и особенно на выступлении. А уж как все получилось…
В одном из интервью вы сказали, что самый главный конкурент в музыке, а может быть, и в жизни – это ты сам. Какие сильные и слабые стороны у этого «конкурента», на ваш взгляд?
Мне трудно себя оценивать со стороны. Я очень критично к себе подхожу. Можно сказать – вечно недоволен.
Проснулись ли вы популярным после конкурса? Останавливают на улице, берут автографы? Фотографируют? Толпы поклонников?..
Бешеной популярности я пока не заметил. Да, автограф пару раз просили. В музыкальных кругах узнают, и это очень приятно.
Как конкурс повлиял на ваше ближайшее окружение? Все ли друзья оказались друзьями на деле – или, может быть, кто-то не выдержал вашей победы и ретировался?
У меня нет столько свободного времени для общения с друзьями, сколько хотелось бы. К сожалению. Друзья меня очень сильно поддерживали на конкурсе и радовались моей победе. Один даже приехал из другой страны поддержать в этот ответственный момент. Я им всем очень благодарен за это.
Как формируется ваш репертуар – это делает заказчик фестиваля, лично вы или, может быть, директор – и что влияет на этот выбор? Чем руководствуетесь, делая его?
Бывает, что какие-то произведения заказывают или они определяются форматом фестиваля. Но, как правило, репертуар определяю я сам.
Что чаще всего заказывают и какие произведения у вас в фаворитах? Можете назвать самое любимое?
Очень часто заказывают 2-й концерт Рахманинова – мне он тоже очень нравится. Из любимых ранних – Рапсодия на тему Паганини Рахманинова. Любимых композиторов много – пожалуй, выделю Рахманинова и Листа. Мне импонирует и близка для исполнения романтическая составляющая в произведениях этих авторов
Волнуетесь ли перед выступлением – или выход на сцену уже стал привычкой? Если волнуетесь, то как справляетесь с эмоциями?
Конечно, поначалу волнуюсь. А потом выхожу на сцену, начинаю играть и просто растворяюсь в музыке.
Обязательно ли вы любите исполняемое произведение – или иногда приходится «перешагивать через себя»?
Пару раз приходилось пересиливать себя.
Какие современные композиторы, начиная с 50-х годов ХХ века, вам нравятся?
Георгий Свиридов, Дмитрий Шостакович.
Кто из современных классических исполнителей или певцов вам по душе? Что в них особенного?
Когда прихожу на концерт пианиста-виртуоза Бориса Березовского или Николая Луганского, которого называют «одним из самых романтических героев» современной фортепианной игры, всегда получаю удовольствие. На эмоциональном уровне меня очень трогает их исполнение. Еще со школьных времен мне нравится Денис Мацуев – тогда «Времена года» в его исполнении произвели на меня сильное впечатление. Из певцов – недавно ушедший академический тенор Николай Гедда. Он блестяще исполнял произведения разных стилей и эпох.
Что, помимо классической музыки, привлекает вас – исполнители, группы?..
Нравятся саундтреки к фильмам, которые написали голливудские композиторы Говард Шор, Джеймс Ньютон Ховард, Ханс Циммер. Это очень интересные и плодовитые авторы. Если говорить о музыке других стилей (рок, поп), то мне может понравиться какая-то песня или музыка просто из-за оригинальной аранжировки и исполнения. Но я все-таки поклонник классической музыки.
Какое ваше любимое литературное произведение и что из последнего прочли?
Из неклассической литературы мне нравится читать Дэна Брауна. Два раза перечитывал «Портрет Дориана Грея». Еще на школьной скамье на меня очень сильное впечатление произвел роман «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Из вашей биографии известно, что в детстве вы посещали театральную студию и не понаслышке знакомы с театром. Какие отношения с театральной музой сейчас?
В театры давно не ходил. В Италии, где я последнее время жил, театр находился просто очень далеко. В Москве я намного чаще посещал концертные залы, чем театры. Этот вопрос напомнил мне студенческие годы в столице. Признаюсь, у меня тогда не было лишних денег, чтобы ходить в театр, – теперь же на театры не хватает времени.
Не хотелось ли вам стать актером? И если хотелось, то какую сыграть роль?
Взрослый театр меня никогда не привлекал. Хотя после школы у меня – как, впрочем, и у многих в этом возрасте – появилась мысль поступить в ГИТИС. Я даже изучал требования к вступительным экзаменам. Но дальше дело не пошло…
Театральность является органичным атрибутом некоторых музыкальных сочинений. Вы согласны с этим?
Да, этого очень много в произведениях Ференца Листа.
Каковы ваши предпочтения в кино? Любимые режиссеры и актеры?
Чтобы отвлечься, я смотрю «дурацкие» и несерьезные фильмы. А из серьезных фильмов – нравится «Список Шиндлера» Спилберга. Но, честно говоря, у меня мало времени смотреть что-то серьезное и вникать в сюжет. Очень хорош французский фильм «Неприкасаемые», всем советую его посмотреть.
Вы как—то обмолвились, что вас впечатлил «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо. Любите, когда фильм берет за душу?
«Лабиринт Фавна» вообще показался мне довольно необычным фильмом, хотя я смотрел его давно.
А у вас есть любимые русские актеры?
Из актеров старой советской школы – Евгений Леонов. Он в каждой роли просто великолепен. Из современных нравится Константин Хабенский.
А из зарубежных актеров?
Британский актер Эдди Редмэйн, удостоенный «Оскара» за роль Стивена Хокинга в фильме «Теория всего» (в российском прокате – «Вселенная Стивена Хокинга». – Авт.). Великолепная актерская работа.
Совершали ли вы неординарные поступки в жизни?
Для меня в каком-то смысле авантюрой была поездка на учебу в Италию. Я туда поехал, прошел прослушивание и был принят. Хотя кто-то, может быть, воспринял бы это как обычное явление…
По роду своей деятельности вы много путешествуете. Какой город особенно запомнился и чем? А куда бы вы еще раз с удовольствием вернулись?
Мне очень понравилась Флоренция. Мне вообще по душе Италия и итальянские города. Еще Роттердам великолепен. Там довольно интересная современная архитектура и постройки прошлого столетия. С удовольствием съездил бы в Англию. Всегда интересно бывать в новых городах.
Но мне нравится Россия, и никуда переезжать я не планирую.
Напряженный гастрольный график и огромное количество встреч утомляют и опустошают. Как вы восстанавливаетесь?
Радость от работы, от того, что сделано, добавляет сил и вдохновляет.
А например, прыгнуть с парашютом или поехать покататься на велосипеде, на роликах?..
На велосипеде – с удовольствием. С парашютом никогда не прыгал.
Не хотели бы попробовать?
При возможности обязательно попробую!
Одним из важных качеств исполнителя в ряде интервью вы называете честность – а в отношениях и дружбе что, на ваш взгляд, является приоритетным?
Взаимная поддержка.
Всегда ли в вашей жизни все идет по плану? Или все же есть место неожиданным поворотам?
Совсем нет: в жизни планируешь что-то одно, а в результате получается совсем другое.
Конкурс имени Чайковского – это один из таких поворотов?
Конкурс Чайковского для меня огромный шаг вперед.
Каковы ваши планы на будущее в музыке? Что бы вы хотели сыграть – и пока, что называется, руки не дошли?
У меня очень много желаний. Сыграть, например, с оркестром произведения Прокофьева, Рахманинова. Есть репертуар, который составляет основу для пианиста. Таких произведений очень много. Это и надо обязательно, и мне самому хочется.
А планы на будущее помимо музыки?
Считаю, что задумываться о будущем надо, но вот чтобы строить четкие планы, их озвучивать… А потом расстраиваться…
Каким вы видите себя через пять лет – внешне и внутренне?
Думаю, что через 5 лет я буду востребованным на сцене. А внутренне… стану более сильным духом.
Беседовал Александр Шляхов
Фотографии предоставлены
Primavera Consulting LLC
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Дэя — Made In Russia
Певица Дэя обещает поклонникам новые хиты и оригинальные сюрпризы в ближайшее время. Мы поговорили с артисткой о секретах ее успеха и творческих планах.
-
Николай Бутылкин: «Мне нравится балансировать на грани иронии и драмы»
Николай Бутылкин объединил эксперимент и бардовское звучание, превратив их во взрывной микс. «Бардхаус» - так он описывает свое уникальное направление.
-
Топ-модель Михаил Шматов о мире красивых людей
О профессии модели изнутри из первых уст: за идеальными формами и безупречным вкусом скрывается изнуряющая работа, самоограничение и неумолимый режим.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.