Когда мне предложили пройти курс классического диджеинга в Umaker – школе радио, диджеинга и звукозаписи, я согласилась сразу и не думая. Во-первых, я стараюсь не отказываться от разных возможностей, которые предоставляет жизнь; во-вторых, последние несколько лет наша страна переживает настоящий бум электронной музыки, которая звучит из каждого ботинка, а играть эту музыку учат буквально с пеленок; в-третьих, моя мама всегда говорит: «Пробуй все новое, в любом возрасте, потому что никогда не поздно все изменить и никогда не знаешь, что станет делом твоей жизни!» …Но не профессиональный диджеинг – мам, извини!
С самого начала занятий я решила вести, так сказать, «музыкальный дневник». Да, звучит так же пошло, как и названия воскресных передач на «России 1». По итогам каждой недели заполняла его заметками, мыслями и выводами по теме. На лавры Лоры Палмер не претендовала, но надеюсь, что мой опыт поможет кому-то определиться в своих желаниях и целях стать диджеем. Сразу отмечу – у меня за плечами нет ни музыкальных школ, ни хоров, ни вообще чего-либо с корнем «муз», поэтому эксперимент можно считать абсолютно чистым.
Неделя первая. 32 удара
В Umaker преподавателей уважительно величают «гуру» — так вот, моим гуру на месяц обучения стал Георгий Егоров aka ENZY, а для нас просто Жора. В Umaker все всех называют на «ты», и все, от административного персонала до гуру, стараются тебе помочь – так сказать, войти в семью безболезненно и без лишних эмоциональных встрясок.
Первая неделя – это теория и немного практики под присмотром преподавателя. Теории оказалось совсем немало, а на первом же занятии ее было столько, что мой мозг, неготовый принять такое количество полезной информации, послал мощный импульс в желудок. И полночи я переваривала не только основы диджеинга, но и остывший ужин в двойной порции.
По большому счету, суть сведéния, то есть диджеинга, кроется в магических 32 ударах, образующих собой «квадрат», из которых и состоит ваш трек. И главная задача диджея, цель номер один – попасть в этот квадрат. Для этого сначала нужно определить, где кончается один квадрат, и запустить трек в следующий. Вот такой «музыкальный кубизм» получается. На словах просто, в реальности – с первого раза почти невозможно.
Выводы первой недели
- Помните собаку Павлова? Вот именно ей вы должны стать на период обучения, выработав правильные рефлексы: постоянно вести счет, потому что надо попасть в квадрат, чтобы подогнать два трека по скорости к одному значению bpм (beats per minute) – иначе у вас в эфире будет транслироваться электронная каша. Выучить простую, но коварную схему: запускаем трек и возвращаем в начальную точку (CUE, а не кнопкой «пауза/плей», как мы привыкли на других электронных носителях). Тоже якобы просто, но именно в этих базовых рефлексах чаще всего делают ошибки студенты.
- Большое влияние на интерес ученика к предмету напрямую оказывает преподаватель, поэтому я считаю, что тут нам повезло. Жора – не только крутой диджей, но еще и учитель. А ведь всегда приятно слушать правильную, живую, осознанную речь умного и талантливого человека. Поэтому ответственно подходите к выбору гуру.
Неделя вторая. Самоопределение и винил
Вторая неделя моего музыкального образования была посвящена главным образом поискам музыкального направления, которое я хочу играть. И это оказалось для меня самым сложным. Если вы, как и я, не слушаете электронную музыку и она вам просто неинтересна — у вас проблемы. Я должна поблагодарить Жору: именно он рекомендательно направил меня в сторону брейкса, ознакомившись с которым, я остановилась на ньюскул-брейксе. Вообще, брейкс объединяет в себе класс жанров электронной музыки на основе ударной партии с ломаным ритмом. Весь изюм этого направления – как раз-таки в ломаных ритмах. Но боже мой, сколько треков мне пришлось отслушать за период своего музыкального самоопределения! Я слушала их везде и всегда. В конце концов из одной композиции длиной, как мне сначала показалось, 8 часов, я отобрала 15 треков, которые мне понравились, которые я отличила друг от друга (!), которые качают меня и должны, в идеале, раскачать толпу моих бешеных фанатов. Ну, а если без лирики – я отобрала 15 треков, с которыми отыграю и запишу свой выпускной сет. И только я сделала, возможно, самый важный выбор в основах изучения профессии диджея, как на горизонте появился винил…
Есть люди, которые получают удовольствие от процесса, а не от конечной цели, и, по большому счету, это не я – если, конечно, мы не говорим о поедании шоколада. А работа с винилом — это процесс, причем процесс кропотливый. Чтобы свести два трека, то есть попасть в квадрат, выставить точку CUE и подогнать по скорости, необходимо совершить массу телодвижений, а не просто нажать пару кнопок и покрутить JOG. А вообще, советую перед работой с винилом разработать мелкую моторику и совсем не советую приходить на винил после бурной пятницы или продолжительного отсутствия сна, если не хотите, чтобы дрожание ваших рук стало скретчингом по наитию. В общем, работа с винилом предполагает внутренний «ОМ», когда твои движения отработаны до механизма, а гармония льется изнутри тебя и управляет твоими пальчиками, вот тогда и ты получишь удовольствие от процесса, и винил не опорочишь своими жалкими притязаниями. Но, опять же повторюсь, это не мое. Хотя Жора говорит (можно вводить такую рубрику: «Жора говорит…»), что те, кто начинают играть на виниле, естественно, осознав, разобрав и доведя все процессы до автоматизма, редко после этого возвращаются к электронным проигрывателям. Магия винила… Все дела…
Выводы второй недели
- Определитесь с направлением электронной музыки, которую вы хотите играть и которая вам действительно мед на уши,— это полдела в постижении профессии. Выбрать стиль значит выбрать путь, по которому вы будете двигаться. И помните: брейкс сводится по басу, а трансляция двух треков в эфире средняя по продолжительности.
- Винил… Ах, винил… Звучит круто, выглядит по-модному винтажно и мне не подходит.
Неделя третья. Практика
Третья неделя ознаменовалась активными практическими занятиями, на которые студент приходит сам, назначает их сам, повторяет все, что было пройдено на занятиях, сам. Короче, все сам, все сам. Это важная часть обучения: по вашему отношению к практике преподаватель понимает, насколько вы заинтересованы в качественном и продуктивном обучении, да и просто судит о серьезности ваших намерений. Здесь все зависит только от вас, а в школе есть все условия, чтобы оттачивать свои диджейские рефлексы и развивать творческий потенциал. Как «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», так и практические занятия полностью в ваших руках и зависят только от вас. Конечно, скорее всего, вы будете чувствовать себя полным идиотом…
Я – чувствовала, потому что одно дело – выполнять вроде бы несложные манипуляции под присмотром учителя и совсем другое – оказаться один на один со всей той массой информации и навыков, которые вы должны применить и отточить. В одну из своих первых практик я оказалась айз ту айз с выключенными пультом и плеерами, и вместо того чтобы просто попросить администратора подготовить мне оборудование к занятию, я взялась, как эмансипированная женщина, решать эту маленькую незадачу сама… Полчаса – полчаса! – я не могла понять, почему нет звука: все работает, все включено, а звука нет! Я посмотрела все видеообзоры пульта и плеера Pioneer, прочитала все инструкции – у меня было включено и подключено абсолютно все правильно, но звука не было. Я отчаялась и, сгорая от стыда, побрела искать администратора, чтобы расписаться в своей глупости, ну и все-таки уточнить – какой Гринч украл мой звук?! К своему удивлению и все-таки облегчению, админа я не нашла. Вернувшись к плеерам, я стала бурить их взглядом, окончательно разочаровавшись в себе. Стояла минут пять – и тут, как в дешевых американских трагикомедиях, я буквально услышала пение ангелов, и луч света упал на… колонки! Колонки! У меня в висках стучало от собственной тупости, ничего не скажешь. Я включила все, проверив по нескольку раз, и просто упустила самое очевидное. Но, должна признать, ликование от таки победы над обстоятельствами разрасталось во мне стремительно. Теперь проверка колонок – мой пунктик, но уже не просчет.
Выводы третьей недели
- Назначайте себе практик так много, как только можете и сколько позволит загруженность студии. И не стесняйтесь спрашивать – Жора настоятельно просит всех студентов стесняться где угодно, но только не в Umaker.
- И… никогда не сдавайтесь: луч света всегда где-то рядом!
Неделя четвертая. Traktor на финише Ableton Live погоняется
Оканчивая базовый курс диджеинга, мы перешли к занятиям по Traktor DJ с другим гуру – Вадимом Казенниковым, коллегой и давним другом Жоры. По словам самого Вадима, это он подсадил будущего Dj ENZY на диджеинг, но проповедуют они разные философии. Жора, как говорит Вадим, «старовер» – он адепт классического диджеинга, то есть игры на виниле и плеерах, Вадим же выступает на программе Traktor Pro, которая устанавливается на ноутбук, ноутбук подключается к контроллеру, на который, в свою очередь, и передаются сигналы от программы… Да, это действительно интересно и сложно: программа Traktor Pro дублирует, в несколько раз усовершенствовав, диджейский пульт и плееры Pioneer. По сути, все, что вам нужно, чтобы играть на Traktor DJ, – это контроллер (80 000 р.), программа Traktor Pro (бесплатно в комплекте к контроллеру), наушники, которые нужны в любом случае (около 15 000 р.), ноутбук – и всё! По сравнению с оборудованием для классического диджеинга – вы отделаетесь малой кровью (цены на плееры Pioneer даже набирать страшно). Но тут не первое место выходит вопрос предпочтений и вкусов: кто-то хочет крутить вертушки, а кому-то удобнее работать с Traktor Pro – плюсов в нем немало. Запись своего диджейского сета – это вопрос отдельный и напрямую зависящий от программы Ableton Live. Ее преподает Илья Масленников – профессиональный электронный продюсер. Именно в Ableton вы сводите свои треки – так сказать, заготавливаете их для дальнейшего проигрывания на диджейском плеере. Могу точно сказать: во время составления сета и его записи вы испытаете всю палитру эмоций – от стыда и гордости до моральной усталости и ликования души, но оно стоит того. Потому что на выходе вы получаете что-то реальное и осязаемое (вашими же ушами), дарящее радость окружающим и возрождающее гордость в себе самом за собственную смелость и желание стремиться к чему-то новому, доселе неизведанному.
Выводы четвертой недели
- На тракторе не только землю пашут.
- При записи сета доверьтесь своему гуру, ибо он ваш Йода в мире диджеинга. Отбросьте страх! Стеснение и страх в Umaker ни к чему. Жора говорит, что личность диджея – это 70 процентов успеха. а то, как ты подаешь, подбираешь и сводишь музыку – это только ты и твой выбор. Поэтому берите ответственность на себя, будьте собой и идите к цели, если четко видите свой путь.
Мой главный вывод после окончания курса обучения диджеингу прост: профессиональный диджеинг – для единиц, причем упорных и действительно фанатичных. Диджеинг куда сложнее, чем многие думают. Как часто мы со скепсисом относимся к работе, труду, творчеству и обязанностям других людей? Да всегда! То, что делаем мы, — это дааа, это реально сложно, а вот то, что делают другие, – «ой, ну что я, не смогу делать то же, что и ты?». Вот поэтому диджеинг и диджеи долгие годы являются жертвами этого обидного человеческого стереотипа. Кому бы я посоветовала пойти заниматься диджеингом? Во-первых, тем, кто действительно увлечен электронной музыкой и хочет ее играть, писать и быть частью уже открытого, но по-прежнему узкого круга профессиональных диджеев. Во-вторых, тем, кто понимает, что профессиональным электронным музыкантом ему не быть (объективно, как мне), но хочется стать moody-мейкером («настрониеделальщиком») на всех френдз патиз. Это и мой путь, и вам сюда, в школу диджеинга. Скорее всего, мне не играть на Alfa Future People и я не войду в сотню лучших диджеев мира, но сейчас я уже вполне уверенно чувствую себя за диджейским пультом. И если вдруг где-то в клубе мне волей случая предложат залатать музыкальную дыру собой, я не стушуюсь – главное, чтобы была флешка с музыкой и наушники. И, в-третьих, подарите сертификат на обучение курсу диджеинга вашему амбициозному, эгоцентричному, невыносимо самоуверенному другу-товарищу, который думает, что он может все. Поверьте – скорее всего, он действительно может все и с первого раза. Но только не крутить вертушки.
Досье гуру
Текст: Елена Новикова
Фотографии: Александр Стрига,
Георгий Егоров и pr-служба Umaker
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Пар вам не дым!
Уличная культура не всегда напрямую связана с искусством или спортом. Прежде всего - это средство самовыражения. Поэтому вэйпинг так быстро стал частью уличной культуры.
-
Чайка по имени… Юрий Красильников
Пенсионер из Подмосковья за пять лет возродил крупнейшую в Европе популяцию озерной чайки на озере Киово
-
За свободой в облака
На странице Глеба Вореводина в одной из социальных сетей я зависла на два часа, не в силах отвести глаз от...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.