Винтажные украшения из пластика разных видов популярны в мире и необыкновенно ценятся. На страницах интернет-магазинов и ретроярмарках можно увидеть множество бижутерии, которую описывают как целлулоид, бакелит, люцит и т.п. Но что же означают эти названия украшений из разного вида винтажного пластика? И так ли важно их различать? Давайте разберемся с этими вопросами.
Всего существуют 6 групп старинных пластиковых украшений:
- целлулоид
- казеиновый пластик
- ацетат целлюлозы
- фенольные пластики, включающие в себя бакелит и акрил. Последний, в свою очередь, включает в себя люцит.
Интересно, что названия бакелит, целлулоид и люцит первоначально означали совершенно определенную торговую марку, а теперь зачастую становятся обобщающими для разных похожих видов пластика, имеющих одну химическую категорию. То есть бренд стал именем нарицательным. Надо сказать, что это вполне распространенное явление. Так было, к примеру, с копировальными аппаратами фирмы Xerox, которые приобрели популярность и вытеснили другие марки. В результате название фирмы стало нарицательным для всех остальных копировальных автоматов. Это же происходило и с другими известными названиями: джип, кеды, джакузи, одеколон, диктофон и еще очень много с чем.
Все шесть групп пластиков, о которых мы говорили выше, входят в одну из двух категорий: термопластичные или термореактивные.
При изготовлении украшений из термопластика, ему придают определенную форму, а затем охлаждают, и он сохраняет эту форму до тех пор, пока его снова не нагреют, и он не расплавится, снова став мягким и податливым. Неспроста, слово «пластмасса» – сокращение от «пластическая масса».
А украшения из термореактивных пластиков так же начинали свою жизнь, как созданные из податливого вещества, однако, после того, как их обработали термически и остудили, они не расплавились, а наоборот затвердели. И в дальнейшем, сколько бы их не нагревали, они не изменят своей формы. Термореактивные пластмассы имеют в своей основе термореактивные смолы, благодаря которым эти пластмассы обладают, в отличие от термопластика, более высокой прочностью.
Таким образом, винтажные украшения из пластика, обязательно обладают одним из этих двух свойств.
Первый пластик создал в 1855 году Александр Паркс, он назвал его паркезин. Этот первый пластик относился как раз к термопластикам. Впоследствии его доработали в целлулоид, из которого было создано немало прекраснейших украшений.
Другой популярный пластик бакелит изобрел Лео Хендрик Бакеланд. Полимер бакелит широко используется в производстве бытовой техники, электроники и посуды. Он не плавится, плохо проводит тепло, устойчив к царапинам, давлению, трению и ударам, является неплохим изолятором, легко обрабатывается и выдерживает температуры до +300 °С.
Эти свойства позволяют применять бакелит практически везде — как в машиностроении и производстве оружия, так и в электротехнике (телефоны, утюги, розетки, выключатели, электросчетчики) и производстве бытовых товаров (ручки ножей и сковородок, шашки, шахматы, сувениры и т.п.). Впрочем, изначально бельгиец Бакеланд искал совсем другое вещество — заменитель природной смоле шеллак, которая использовалась для производства лаков и красок. Шеллак также хорошо переносит внешнее физическое воздействие, однако при этом отлично горит. Получив бакелит, бельгийский изобретатель убил сразу двух зайцев — нашел то, что искал, а заодно ценнейший полимер и первый в мире неплавкий пластик. В 1910-м Бакеланд запатентовал открытие, создал компанию «Бакелит Корпорэйшн» и добавил к своему и без того немаленькому состоянию несколько десятков миллионов долларов.
Люцит или плексиглас — это не что иное, как пластмасса, акриловая смола… Марка LUCITE была разработана компанией Du Pont (Дюпон) в 1937 году. Но только в 1940-х годах люцит стали использовать для производства бижутерии. Через несколько лет после синтеза полимера на него обратили пристальное внимание ювелиры ведущих домов мод CHANEL, Christian Dior, GIVENCHY и многие другие. В 50-60-х годах особенно популярны были кольца, бусы и сумки из этого материала. Модный вариант украшений из люцита тех времен, могут быть очень дороги, и, сделанные вручную, являются произведением искусства. В 1990-е годы футуристические прозрачные браслеты, клипсы, кольца, «космические» ожерелья демонстрируют иконы модного стиля Кристи Тарлингтон и Линда Евангелиста. Изделия из люцита могут быть вырезанными, граненными или литыми. Цвет может быть любым (варьируется от прозрачного до матового чёрного) Поверхность люцита бархатистая и очень приятная на ощупь.
В чем причина популярности винтажных украшений из пластика и почему они так высоко ценятся? Здесь стоит обратиться к истории бижутерии в целом. Изначально она служила репликой украшений из драгоценных материалов. Копии носили, а подлинники хранились под замком. Подделки очень часто было практически невозможно отличить от оригиналов, они были сделаны с невероятным мастерством.
Собственно это и послужило началом рождения бижутерии. Однако она долгое время была лишь стыдливой тенью украшений из золота и бриллиантов. И так продолжалось до 20-х годов ХХ века, когда легендарная великая Коко Шанель совершила кардинальный переворот в мире моды. Именно она и сделала бижутерию невероятно популярной. Как раз в это время, когда человечество оказывается в совершенно новом мире массовой культуры – телевидение, высокотиражные издания о моде с фотографиями актрис и моделей — мода становится доступна всем, все хотят быть особенными, украшать себя. Но как это сделать, ведь драгоценности так дорого стоят и доступны лишь немногим? Здесь Великая Мадемуазель и ломает все стереотипы, она заявляет, что дорогие ювелирные украшения совершенно не приносят радости в жизни, что они наводят на нее тоску. Шанель говорит, что украшений должно быть много, что они обязаны быть просто декоративным элементом к костюму, что они призваны соответствовать настроению девушки, создавать все новый и новый образ с каждым днем, а не подчеркивать только лишь наличие тяжелого кошелька.
Так произошла революция в мире моды, и бижутерия стала новым, совершенно не имеющим аналогов в истории явлением – массовым бумом на декоративные аксессуары. Это несло с собой свободу, легкость и демократичность в выборе образа. Это новое сознание – образ женщины отныне не обязан ассоциироваться лишь с камерностью гостиной комнаты, современные женщины теперь вольны выбирать деловой и активный образ жизни, а с ним и легкий, свободный стиль.
Вслед за Коко Шанель идея независимой бижутерии подхватывается и другими дизайнерами, появляются известнейшие бренды: HAR, Miriam Haskell, Trifari, Chanel, Dior и многие другие. Очень многие марки достигли коллекционного статуса, с течением времени увеличиваясь в стоимости. Сегодня невероятно ценными являются как целые произведения со штампом названия фирмы, так и отдельные части, даже без подписи, особенно если они обладают интересным дизайном.
Таким образом, винтажная бижутерия сегодня обладает довольно широким ценовым диапазоном – от недорогих, но ценных и интересных вещиц, до настоящих коллекционных украшений, сравнимых по стоимости с украшениями из золота, серебра и драгоценных камней. И так же как украшения из драгоценных металлов, винтажная бижутерия не устаревает.
Посмотрев на историю бижутерии, становится совершенно ясно, почему пластмассы стали одним из популярнейших материалов для создания украшений. Они способствовали удобству и легкости производства, давали возможность изобретать любые по сложности формы, использовать различные виды красителей, все это позволило раскрыть в полной мере всю креативность дизайнеров. В результате на свет появлялись аксессуары необычайной красоты, настоящие произведения искусства.
Ольга Бутеноп
Фото: из архива автора
Метка бижутерия, история бренда, мода
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Бледно-голубые глаза от Roos&Roos
Pale Blue Eyes новый аромат от Roos&Roos вдохновлен, возможно, лучшей песней про любовь группы Velvet Underground в исполнение Lou Reed.
-
GORILLAZ и часы
Лимитированная коллекция часов, созданная в сотрудничестве с анимированными участниками команды GORILLAZ: 2D, Мёрдоком Никкалсом, Нудлом и Расселом Хоббсом, будет доступна этой зимой.
-
Огненная коллекция
Необычность линейки RED OUT COLLECTION заключается в ее огненно-матовом окрасе. Глубокий красный цвет покрывает абсолютно все детали часов, за исключением кнопок и держателей ремешка.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.