Уникальный выставочный проект «Миры Параджанова глазами современников», недавно стартовавший в музее «Тапан», теперь путешествует по Москве — с пересадками, но без остановок. В планах организаторов – учреждение ежегодного фестиваля искусств PARAJANOV ART FEST и международной Параджановской премии в области искусства «За творчество без границ».
О том, как удалось объединить миры театра, живописи, фотографии, скульптуры, авторской куклы, инсталляции и ассамбляжа в историю, живую и целостную, мы поговорили с одним из авторов проекта — членом Творческого союза художников России, организатором и руководителем Творческого объединения «ART Бульвар» — Иваном Крутояровым:
Впервые слова «миры Параджанова», как тема возможного выставочного проекта, прозвучали от художника объединения «ART Бульвар» Анны Серобян, которая является горячей поклонницей и знатоком творчества Сергея Параджанова. «ART Бульвар» поддержал, развил идею, выступил инициатором и одним из организаторов проекта. У нас появилась мысль сделать масштабный проект, пригласив к участию художников, чьи имена не нуждаются в рекламе, культовых фотографов советского кинематографа и театра, которые работали вместе с Параджановым.
Сергей Параджанов – безусловная величина, человек из когорты Высоцкого, Тарковского, больших творческих личностей, имена которых определяют подлинное искусство. Его фильмы не смотрят – на них настраиваются, как на струну. Подобное общение возможно с картинами Врубеля, книгами Булгакова. Оно требует и от зрителя определенных способностей, умения чувствовать … Параджанов относился к редкому типу – Человек Играющий. Его произведения — это бесконечная игра с собственной драматичной судьбой и смертью посредством мифов, сказок, кукол. Его творчество – особый кодовый язык с культом тайны, праздника и красоты. «Признаюсь, что только в процессе работы над этим проектом, я полностью почувствовал Параджанова. И, думаю, он почувствовал меня» — говорит Иван Крутояров.
Настоящий мастер творит в первую очередь душой и уже потом — руками. Зритель может купить билет, но только настоящим художникам даровано передать ему то, зачем он на самом деле приходит, те чувства и состояния, которые он не может получить иначе.
Основной задачей проекта было показать современное прочтение творческого пространства Мастера, в котором умеют ВИДЕТЬ в песчинке космос, ДУМАТЬ не так, как все, ЧУВСТВОВАТЬ по-особенному. При отборе работ решено было не ставить ограничений ни в жанрах, ни в стилях, ни в направлениях изобразительного искусства, не стараться повторить стилистику фильмов Параджанова. При этом хотелось не просто собрать лучших, а чтобы посетители выставок вспомнили дух легендарного московского выставочного зала в подвале на Малой Грузинской 80-х годов, куда весь город приходил за новым взглядом на жизнь.
При определении концепции проекта определился основной состав художников и фотографов. Надежда Майданская, руководитель Благотворительного Фонда фотографа Миколы Гнисюка, выступившего соорганизатором проекта, сумела собрать весь цвет советской фотографии: Виктор Баженов, Юрий Рост, Микола Гнисюк, Игорь Гневашев, Валерий Плотников. Международный уровень и знак качества экспозиции в целом подержали художники с удивительными творческими мирами — Евгений Кравцов, Михаил Кабан-Петров, Сергей Чесноков-Ладыженский, а также Сергей Лепешкин, Владимир Рябчиков, Владимир Коренев, представленные галереей «Арт-Лето», которая стала полноправным партнером проекта.
Расскажете немного об этих именах?
Евгений Кравцов. На выставке представлены его монохромные картины маслом (гризали), напоминающие авторское кино, стиль Андрея Тарковского, которые по манере исполнения можно отнести к фотореализму. Перед зрителем предстают философские притчи из мира российской глубинки — тихого, неспешного, в чём-то даже монотонного. Его спокойствие и метафоричность буквально завораживают, заставляют остановиться, всмотреться, вслушаться в тишину.
Михаил Кабан-Петров. Этот автор способен увидеть и написать горбушку хлеба или плащ на гвоздике как Явление. О своих картинах он так и говорит: «В том, что я пишу или собираюсь написать, вижу прежде всего Явление. Явление-Хлеб, Явление-Лодка, Явление-Воздух, Явление-Ветер и так далее».
Сергей Чесноков-Ладыженский — летописец новых легенд. Время и думы отражаются в графично-объемных и красочных ритмах и шрифтах его работ. Он убежден, что «Мир может спастись только созиданием красоты».
Сергей Лепешкин – наивно-мудрая архаика и удивительные сочетания фактур и материалов, к которым хочется прикоснуться. У Владимира Рябчикова каждую картину можно сравнить с оркестром или спектаклем, столько в них торжественности и мощи. Работы Владимира Коренева – настоящие лабиринты с ключами к подсознанию, в них можно блуждать бесконечно и каждый раз находить что-то новое.
Замысел — не делать проект краеведческим и не показывать ложки, которыми ел Мастер, потому что это не главное, а сделать выставку о чувствах, о душе Параджанова, был с энтузиазмом поддержан директором армянского музеея «Тапан» Ашотом Аветисяном. Музей получил благословение главы Российской и Ново‑Нахичеванской епархии армянской апостольской церкви архиепископа Езраса Нерсисяна на размещение экспозиции и стал нашей первой выставочной площадкой.
К организации проекта, помимо музея «Тапан», активно присоединился Московский художественный театр им. С. Параджанова под руководством Владимира Габбе. Его идея — включить экспонаты в театральное действо, а действо — в контекст выставки, объединить театр и различные виды изобразительного искусства, добавила в проект яркости, и он, действительно, превратился в настоящий аллегорический «параджановский коллаж».
Открытие выставки в музее «Тапан» 26 ноября 2016 года и весь проект 2017 года было решено включить в число основных праздничных мероприятий, приуроченных к 25-летию Московского художественного театра им.С.Параджанова,
Спектакли театра проходили непосредственно в выставочном пространстве, где размещался и зрительный зал и экспонаты. Картины, скульптуры, куклы, театральная бутафория были не только декорациями, но и полноправными участниками представления наравне с публикой, одетой по просьбе организаторов в «Параджанов-дресс-код». Театрализованное закрытие выставки в музее «Тапан» 8 января 2017 года имело праздничную окраску, так как совпало с кануном дня рождения Параджанова.
16 января 2017 года проект открылся на следующей площадке — в Доме Кино Союза кинематографистов России. Здесь проходят значимые культурные мероприятия города, и проект может заслуженно гордиться этой площадкой, очень вписывающейся в концепцию миров Параджанова. Для театрального дивертисмента был предоставлен главный зрительный зал на 1100 мест, а саму выставку расположили в фойе. Учитывая особенности помещения, основная часть экспозиции была размещена на более чем 70-ти мольбертах. Такое представление полноформатных полотен подчеркнуло их индивидуальность и придало особенную торжественность экспозиции.
Во всех выставочных мероприятиях приняли участие официальные лица Министерства культуры России, Министерства культуры Армении, Посольства Армении в России, Союза театральных деятелей России, Киноконцерна «Мосфильм», Союза журналистов России, Союза художников России, Союза кинематографистов России. Выставки в музее «Тапан» и в Доме Кино собрали множество восторженных отзывов посетителей и прессы.
На настоящий момент в проекте участвуют более 60 самобытных, ярких художников, скульпторов, фотографов, мастеров авторской куклы и авторского костюма России, Армении, Беларуси, Испании, Греции. К проекту присоединились такие художники как Ольга Налетова, Светлана Румак, Костас Ефимидис, Дмитрий Стрелков, Суро, Елена Шумахер, Александр Григорьев, Александр Драговой, Юрий Яковенко, скульпторы Дмитрий Оганов, Сергей Бондаренко, Андрей Плиев и многие другие.
Возможно ли приобрести работы, представленные на выставках?
Да, почти все картины на выставках продаются. Но следует иметь в виду, что это не сугубо видовая, интерьерная живопись, а штучные творческие работы. Поделюсь мнением коллеги, директора галереи «Арт-Лето», Любови Кореневой: «Приобретая такую работу, вы берете в дом живое существо, друга для диалога и камертон, по которому можно сверять свое душевное состояние. Такие работы подчеркивают индивидуальность, вкус их владельцев и никого не оставляют равнодушными. Эти картины живут своей жизнью, независимо от окружающих их интерьеров. Около одних хочется помолчать, от других – кричать в голос. Выбирайте те, которые вам сродни, а сделать это можно только «очно».
Я видела имя Владимира Габбе не только как художественного руководителя театра, но и как участника выставки — художника…
Да, он занимается коллажами с молодости, причем увлекся ими до того, как серьезно занялся творчеством Сергея Параджанова в рамках театра — вот так интересно сложились пазлы, и не только в этом. Оказалось, что миры на этом проекте пересекаются очень не случайно, а название проекта зазвучало не только в творческом контексте, но и приобрело какое-то мистическое содержание. Актеры театра, которые варятся в этом «супе» 25 лет, рассказывают удивительные вещи: проектам, связанным с именем Параджанова, сопутствует или не сопутствует удача в зависимости от того, Мастер «за» или «против». До настоящего времени вся работа по проекту катится как по маслу — от любых согласований до реализации — без сучка, без задоринки. Наша затея «нравится» Параджанову. Его светлую энергетику чувствуют актеры во время спектаклей и организаторы при подготовке экспозиций. Несмотря на большую загруженность, у меня легко нашлось время написать несколько полноформатных работ специально к выставкам, в том числе три портрета Параджанова.
Какое дальнейшее развитие получит этот уникальный проект?
Это будет нон-стоп проект, причем экспозиции будут постоянно совершенствоваться, обновляться. Выставки идут в качестве преддверия к ежегодному международному фестивалю PARAJANOV ART FEST, основные мероприятия которого, в том числе вручение Парджановской премии «За творчество без границ», запланированы на конец года.
До этого в наших планах представление творчества участников проекта, организация коллективных и персональных выставок.
Следуя многогранности творчества и личности Сергея Параджанова, закономерно включение в программу фестиваля кино — короткий метр, видео-арт, артхаус, видеоинсталляции, документальные ленты. Обязательно сохраним то, что есть – театр, живопись и графику, скульптуру, коллаж и ассамбляж, расширим экспозиции авторской куклы и авторского костюма.
Проект носит открытый характер. Отбор участников выставок идет постоянно. Мы всегда готовы к диалогу с художниками, галереями, большими выставочными залами, организациями, желающими присоединиться к проекту в качестве партнеров и спонсоров.
Удалось ли, по вашему мнению, реализовать изначальную задумку?
Да, и даже в большем масштабе, чем мы планировали! Получился проект о душе Параджанова и о душе человека в целом, о многообразии творческих миров, об индивидуальности в искусстве и в жизни, о борьбе и надежде, о чувствах и о любви, о мечтах, которые превращаются в осуществимые планы, о вере в Чудо, которое можно ждать всю жизнь и которое обязательно произойдет.
И если вы хотите немного увидеть это Чудо, вдохнуть его атмосферу – мы рады поделиться со всеми! Приходите! Добро пожаловать! Выставка в Московском Доме Кино продлена до 18 февраля!
Алена Михайлова
Фото: Татьяна Мордвинова, Всеволод Осипов,
Ефим Яковлев, а также из архивов галерей
«Арт-Лето» и «ART-Бульвар»
Метка арт, выставка, Интервью, Параджанов
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Арт-Лето дайджест за 20 лет: достичь вечной мерзлоты и не остановиться
За 20 лет деятельности творческое объединение Арт-Лето переросло все известные форматы – от галереи до продюсерского центра и движется навстречу неизведанным...
-
Картины с секретом
Художник Ольга Орната рассказала Eclectic как и из чего она создает свои картины с секретом, про увлечение барабанами и не только, а также про маленькие слабости.
-
Что снится осенней Москве?
В столице выбрали лучшего стрит-арт художника России и СНГ
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.