Пологие холмы Тосканы, ее облака и тающие в дымке «сфумато» долины веками служили фоном для множества гениальных полотен. Остановившееся время, «безлюдье и старый мрамор» во все времена привлекали сюда путешественников со всего света. Казалось бы, так будет всегда. Но все меняется: следом за супертосканскими винами, вспенившими апеннинское виноделие, сюда пришла революционная мировая архитектура. Сегодня в Тоскану едут не только для того чтобы прогуляться по старым камням, но и чтобы восхититься новыми.
Живой источник
Кто бы мог подумать, что в роли ниспровергателей устоев выступит надежда и опора древней земли — флорентийские аристократы, patrizi fiorentini, чья история насчитывает десяток веков? Винодельня Castello di Fonterutoli, основанная в 1435 году, находится в руках семьи маркизов Маццеи уже на протяжении 24 поколений, их вина редко опускаются ниже 95 баллов в самых престижных справочниках, и это продолжается десятилетиями в новейшей винной истории… Маццеи – символ стабильного качества. О чем им, казалось бы, еще мечтать? Однако в 2006 году на свет было явлено нечто новое, небывалое, настоящее чудо — грандиозное сооружение, напоминающее и Римский Колизей, и… марсианскую космическую станцию одновременно. Словом, новый трехуровневый проект, с залами для дегустаций, помещениями для производства вина, в который было инвестировано 30 миллионов евро.
Однако глядя на старинное поместье, по которому проходит дорога римских времен, трудно догадаться, что в нем хорошенько поработал современный архитектор – весь новострой надежно скрыт внутри холма. И вот результат: несмотря на то, что площадь винодельни 10 тысяч квадратных метров, снаружи она незаметна!
В недрах скалистого участка этрусских времен скрыто самое настоящее чудо: подземный водопад из минеральных источников, которые, стекая по отвесным камням, регулируют влажность и охлаждают погреб (температура под землей колеблется в пределах 11-18 градусов зимой и летом).
«Мы всегда знали о его существовании, — говорит Франческо Маццеи. — Castello di Fonterutoli – наше семейное гнездо, да и само название «fonterutoli» переводится как «придорожный источник», у которого путешественники могли освежиться и отдохнуть, путешествуя между Сиеной и Флоренцией. Вот это уважение к традициям, природе, историческому наследию — неотъемлемая часть нашей философии.»
Золотая гора
Следом за маркизами Маццеи удивить мир решила другая знатная флорентийская династия, семья Антинори, открывшая новые погреба в самом сердце Кьянти Классико, в долине Пеза.
Первые эскаваторы въехали на холм в Баргино в 2006 году. Через шесть лет новое здание, внедренное на 10 метров в «священную» гору и на строительство которого было потрачено около 100 миллионов евро, приняло первых посетителей.
Как и в случае с Кастелло Фонтерутоли, никакого погреба с дороги не видно: на повехности земли – лишь две «царапины» из стекла и бетона. Все остальное – в глубине холма, благоразумно прикрытом недавно посаженными молодыми лозами. Архитектор Марко Казамонти вылепил 26 тысяч квадратных метров пространства из рыжей тосканской плитки «cotto», обожженной в соседней Импрунетте. Терракотой облицованы погреба, стены магазины, офисов, музей истории семьи, выстланы полы конференц-зала, дегустационных комнат и ресторана…. Свойства обожженной теракоттовой плитки, из которой сделан купол флорентийского Дуомо, давно известны местным архитекторам – она прочна, противоударна, помогает поддерживать температуру, столь необходимую для старения вина. Отдав дань традиционному материалу, архитектор не забыл ни о железе (из него сделаны винтовые лестницы), ни о дереве (из дубовых панелей выложены стены конференц-зала), ни о стекле (его особенно много на первом этаже). Стеклянные двери и окна делают еще более просторными огромные помещения, заключенные в раму тосканских пейзажей. В музее на первом этаже — генеалогическое древо семьи, занимающейся виноделием на протяжении 26 поколений, а также фамильный герб, выполненный пять веков назад Джованни делла Робиа. Тут же фотографии маркиза Пьеро Антинори с тремя дочерьми – Альбиерой, Аллегрой и Алессией, ну и – куда ж без него! – вечный хит всех винодельческих музеев, старинный громадный деревянный винный пресс.
Сквозь окна диарамы открываются виды на тосканские холмы – земли, где семья Антинори столетьями черпает вдохновение. Правы те, кто называет эту винодельню храмом вина: он словно рождается из земли, и, подобно плодоносящему фамильному древу, уходит корнями в землю.
Из любви к искусству
Не секрет, что сегодня винодельни мало-помалу становятся такими же туристическими атракционами, как и прославленные музеи. Грани изобразительного искусства и качественной гастрономии размываются вином и скрепляются хорошим вкусом.
Одним из первых в конце 90-х это понял Марко Палланти, заполнивший свой винный замок Castello di Ama под Сиеной творениями современных мастеров. Сегодня там почитают за честь выставиться Микеланджело Пистолетто, Джулио Паолини, Илья и Эмилия Кабаковы.
Масштабность и эстетическое совершенство современных виноделен заставляет задуматься о будущем этих архитектурных гигантов. Чем еще можно наполнить эти обширные архитектурные пространства, на которые были потрачены десятки миллионов евро?
Профессиональная певица и великолепный винодел Катарина Деи тоже задумалась о союзе вина и искусства, тем более что ее семья давно уже владеет мраморными карьерами. Построенная из благородного материала винодельня по соседству с Монтепульчано напоминает по форме раковину гигантской улитки — моллюсков с древних времен находят на территории Тосканы. Специально для хозяйки архитектор Алессандро Баньоли развернул винодельню амфитеатром – теперь там не только производят благородные Вина Нобиле, но и дают концерты: на сцене под звездным тосканским небом выступают как приглашенные артисты, так и сама Катарина Деи.
Но больше всего повезло владельцу «заводов, газет пароходов» Паоло Панераи, который на склоне лет задумал стать еще и виноделом. На пяти сотнях гектарах виноградников Rocca di Frassinello археологи из года в год находят изумительные произведения искусства, вызывающие интерес не только любителей, но и профессионалов (в том числе директора Эрмитажа М.Б. Пиотровского). Тут расположен один из важнейших некрополей – San Germano, по соседству с древним поселением Ветулония. Для начала Панераи заручился поддержкой не кого-нибудь, а Эрика де Ротшильда. Проект с французским бароном начался с покупки в Пойаке лоз каберне совиньон, мерло и пети вердо и завершился возведением грандиозной постройки Rocca di Frassinello в Маремме, которую сочинил обладатель архитектурного «Оскара», премии Pritzker Prize, Ренцо Пиано. (В молодости он сделал себе имя, выиграв конкурс на строительство центра Жоржа Помпиду в Париже и позже построил здание для New York Times на Манхэттене).
Rocca di Frassinello – это встроенная в параллелепипед башня ярко-оранжевого цвета, видная отовсюду. Чтобы оценить сполна этот врытый в холм проект, необходимо папасть внутрь: его украшение – винный погреб в форме амфитеатра, в котором китайские посетители любят запускать дроны и получать эффектные фотографии, а сам хозяин – устраивать концерты классической музыки и ужины при свечах среди французских бочек. Льющийся сверху свет – архитектурный парафраз знаменитого римского Пантеона.
Паоло Панераи – друг модных домов и мастер основанных на этом знакомстве маркетинговых ходов: уже не первый год его вина выходят в свет в нарядах от Версаче, Валентино и Миссони, причем все эти Мерло и Каберне Совиньон с лоскутками и бусами на этикетках неплохо продаются на неокрепших рынках России, Китая и США.
Этикетку для вин Панераи сделал и модный фотограф Давид Лешапель, изобразивший оливковые рощи и виноградники Мареммы как ветхозаветный рай с пока еще неизгнанными из него Адамом и Евой.
Однако главное сокровище и образец подлинного искусства – музей древностей, расположенный на винодельне. Его украшение – редчайшая греческая ваза V в. до н.э., найденная на территории поместья, вокруг которой и организовано грандиозное выставочное пространство. По соседству — выразительная этрусская группа, воссозданная с помощью технологий 3D и образцы этрусской одежды, которых нет ни в одном другом итальянском музее. Энтузиазм, с которым владельцы инвестируют в раскопки, коллекционируют предметы и реставрируют предметы, вызывает искреннее уважение: понятно, что осыпанное высокими оценками вино и престижная винодельня для них лишь повод поведать о чем-то большем — предках и истории, уходящей в глубокую древность.
Татьяна Гаген-Делкрос
Фото: Alessandro Moggi, Татьяна Гаген-Делкрос
Метка Италия, путешествие за рубеж, Тоскана
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Это «Наше» всё!
Теплым осенним утром от причала Северного речного вокзала города Москвы отправлялся роскошный круизный лайнер «Александр Радищев». Так начиналось далекое путешествие «Наш вояж: круиз» в Углич по матушке Волге.
-
Снежные узоры Карелии
Отбросим дела и отправимся в гости к настоящей снежной сказке, к той русской зиме, на которую все мы как завороженные раз за разом любуемся в фильме «Морозко» - в Карелию
-
Балканский синдром. Республика Сербская
Остро-пряный коктейль эмоций, или почему здесь даже пиво – нектар?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.