В преддверии открытия Фестивале китайской живописи Гунби, который пройдет в Москве уже третий год подряд, мы пообщалась с выдающимся китайским мастером Ли Сяомин, который через несколько дней прибудет в Москву. Его работами восхищаются во всём мире. Сяомин создал серию копий признанных шедевров династии Сун, которые выполнены с таким мастерством, что их порой ошибочно принимают за оригиналы.
Расскажите о технике, в которой вы работаете, в чем ее особенность?
Я работаю в технике Гунби – что в переводе с китайского означает «тщательная кисть». Основной этап написания картины – это создание контура. На основе наблюдений за объектом (например, растениями или птицами), или же набросков сделанных с натуры, или фотографий, автор делает эскиз и тщательно прорабатывает все детали контура с использованием определенных видов линий, регламентированных канонами китайской живописи. Например, линия «лист плакучей ивы», или линия «шляпка гвоздя, хвостик крысы», или «дрожащая кисть, водяная рябь». Затем мастер переходит к нанесению цвета. Здесь, наконец, он может дать волю своему творческому началу. Цвет наносится слоями очень тонко сильно разбавленными красками. Когда ученики спрашивают: «Сколько слоев?», мой ответ: «Столько, сколько нужно!». Потому что это может быть 15 слоев, а может быть и 100. Это познается только с опытом. Есть еще много тонкостей и секретов, но это для людей, влюбленных в китайскую живопись и готовых посвятить ей часть своей жизни.
Ваши любимые сюжеты – пионы и лотосы. Почему именно эти цветы вам полюбились?
А почему вы любите ромашки и березы? (улыбается). Каждый человек любит то, что ему близко в силу исторических корней и традиций, в силу своих эмоциональных переживаний и эстетических восприятий. Кроме того, основное отличие Китайской (и вообще Восточной) живописи в том, что она глубоко проникнута символизмом. У нас Пион не просто цветок, а символ благополучия и процветания. В старом Китае его называли цветком императора. Считалось, что его не касаются никакие другие насекомые кроме благородных пчёл. Пион величали именем шойо, что значило «самый красивый».
Тогда что означает лотос в китайской символике?
Лотос — символ нравственно-чистого человека, стойко проходящего через грязь и соблазны, окружающие его в жизни. Подобно тому, как лотос произрастает из илистого дна к поверхности воды, раскрывая над ней свой бутон, точно так душа и ум человека, раскрывают свои качества только после выхода из мутного потока страстей и невежества и преобразуют тёмные силы глубин в лучистую чистоту просветлённого сознания.
Как много времени у вас уходит на создание одной работы?
Столько же, сколько у любого художника любого другого направления живописи. Смотря что считать «временем создания» работы. Иногда от идеи до воплощения проходит один день, иногда этот процесс может растянуться на несколько месяцев. Это же не чисто механический или технический процесс. Бывает, увидишь цветок и бабочку, сядешь и нарисуешь все и сразу. Но чаще видишь отдельные детали, потом собираешь их вместе, меняешь что-то, складываешь картинку как пазл, учитывая не только эстетику, но и символизм китайской живописи, о котором мы уже говорили.
То есть в картинах заложен некий тайный смысл?
Да, все верно. Например, картина, на которой изображены пионы и поющий петух, считается зашифрованным пожеланием почестей, славы, богатства, знатности. Два цветка лотоса на одном стебле на картине являются символом счастливой супружеской жизни. Поэтому очень важно все продумать, а затем технически грамотно изобразить, учитывая необходимость высыхания слоев краски.
Вы один из известных в мире копиистов. Создаете уникальные копии шедевров, который нельзя отличить от оригиналов. Чем вас привлекли произведения живописи династии Сун?
Тут есть два момента. Первый. Время династии Сун считается «Золотым веком» китайской живописи. Эпоха отмечена необычайным взлетом эстетической мысли и самого искусства, особенно пейзажа и жанра «цветы и птицы». И действительно, взгляните на эти произведения. Они завораживают и поражают своей красотой, несмотря на достаточно ограниченную цветовую гамму! Минимум «действующих лиц», скудные краски, но при этом поразительная точность линий и выразительность композиции. Второй. Лозунг обучения китайской живописи (и не только живописи!) гласит: «следуйте за Мастерами» или «следуйте за Древними». Процесс обучения начинается с изучения линий и копирования работ старых мастеров – это закладывает фундаментальные основы мастерства и творчества.
Вы приглашенный гость Фестиваля китайской живописи Гунби, который проходит в Москве. Вы уже посещали Россию?
В прошлом году я впервые приезжал в Россию, был в Санкт-Петербурге. Город произвел на меня огромное впечатление. Прекрасная архитектура, старинные здания, знакомство с русской культурой и живописью. Холодная погода, огромные белые сугробы и очень теплые встречи с гостеприимными людьми.
Как думаете, почему китайская живопись становится все больше популярной?
Китайская живопись привлекает все больше людей в разных странах мира. Думаю, это связано, во-первых, с ростом интереса к нашей стране. А, во-вторых, с тем, что восточная философия и культура (и в частности живопись) несут в наш такой шумный, наполненный стрессами, мир покой, красоту, уважительное отношение к прошлому, умение находить точки опоры в настоящем для поступательного движения в будущее.
Фестиваль китайской живописи Гунби в Москве проходит в этом году уже в третий раз. Как вы считаете, для чего нужны подобные фестивали?
Наши народы исторически связаны дружбой, несмотря на различия в менталитете. Такие мероприятия позволяют познакомить широкий круг людей с китайской живописью и культурой в целом. Расширение кругозора, возникновение желания изучать что-то новое (и старое!), желания путешествовать и познавать мир не только по книгам или в интернете и соцсетях — это главные достижения таких выставок. Многие мои русские ученики, начав освоение китайской живописи по книгам и у русских преподавателей, затем стали приезжать в Китай и учить китайский язык и каллиграфию. И, конечно, очень важно живое общение! Ведь ничто так не укрепляет взаимоотношения между нашими странами, как дружба и сотрудничество обычных людей.
Как вы оцениваете технику российских художников в стиле Гунби?
У русских учеников очень большое желание и упорство в изучении китайской живописи стиля Гунби. В силу того, что они не занимались каллиграфией, им сложно освоить специфические линии контура тушью. Но они очень стараются! Что касается передачи цвета, объема, колористики, то, здесь они иногда даже лучше китайских студентов. Я вижу прогресс и радуюсь результатам их работы.
Беседовала Анжелика Заозерская
Метка китайская живопись, Ли Сяомин, фестиваль
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Где искать искусство?
Художник и композитор Оскар Шторм, в жизни которого изобразительное искусство и музыка тесно переплелись, рассказывает, где найти истинную красоту.
-
Моя жизнь – мои правила!
Оксана Герман – блогер, инфлюенсер, женский наставник, основатель женского комьюнити «Я совершенна!». Основатель собственного бренда одежды OG-BRAND.
-
Не познаешь горького, не поймешь, что такое сладкое
Знаменитый спортсмен о истории своего становления, кумирах молодости, главных победах и планах на будущее
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.