В репертуаре Театра им. Пушкина появился еще один отличный спектакль. Постановка «Инспектор пришел» и новая, и старая. Такой спектакль по пьесе Джона Б. Пристли «Визит инспектора» в Камерном театре, предшественнике Пушкинского, вышел в 1945 году. Правда, в связи с начавшейся борьбой с космополитизмом, быстро сошел с подмостков. Актер Олег Пышненко обнаружил подзабытую пьесу и вернул ее на сцену. Она стала его дебютом в режиссуре.
Премьерный спектакль «Инспектор пришел» возвращает нас к психологическому театру, не сказать, чтоб популярному сейчас. На сцене не будет ни высокотехнологических декораций, ни плазменных экранов, ни других примет времени. Действие развернется в одной комнате дома уважаемого семейства Берлинг. Декорации роскошного английского особняка начала XX века. Торжественный семейный ужин при свечах. Аристократия и хорошие манеры. Все прилично и красиво, чопорно и наигранно-деликатно. Все собрались в узком родственном кругу отпраздновать помолвку старшей дочери Шейлы (Анна Кармакова). И весь сюжет будет разыгран между этими персонажами: благородным Артуром Берлингом (Андрей Сухов), благопристойной Сибил Берлинг (Ирина Бякова), высокородным Эриком Берлингом (Артем Ешкин) и перспективным женихом Джеральдом Крофтом (Александр Дмитриев). Легкая беседа о построенном «Титанике», который никогда не потерпит крушения и за четыре дня достигнет берегов Америки, о прогрессе во всех сферах жизни и экономики Англии, о перспективах цивилизации. Внезапное появление в доме инспектора Гула (Владимир Майзингер), расследующего, по его словам, самоубийство некой Евы Смит, становится айсбергом, пустившим на дно трансатлантический пароход, катализатором и динамитом сюжета. Он спокоен, выдержан и хладнокровен. Не реагирует на колкости и унижения в свой адрес. Маски будут сорваны, герои запутаются в темных закоулках своей души. Именно за этими несовременными обстоятельствами раскрываются «несовременные» ценности, которые необходимо возродить в себе и в наше время фастфуда и быстрой информации.
Собственно сюжет пьесы многим известен: целых два фильма на его основе в 1954 и 1979 годах выходили на экраны нашей страны. Играли в них артисты, которых сейчас мы называем величайшими – Владимир Зельдин, Елена Проклова, Ивар Калныньш, Ирина Купченко. Многие, наверняка, вспомнят и трехсерийный телефильм «Опасный поворот», невероятно популярный в 80-90-х годах, снятый по другой пьесе Пристли. Все его действие также разворачивается в одной комнате и в диалогах персонажей. На сцене театра имени Пушкина нам также предстоит внимательно следить за развитием персонажей и их общением, наслаждаться игрой актеров, размышляя о том, что же таится в каждом из нас за витриной «приличного человека».
Кто же такой инспектор Гул? Был ли он на самом деле? Правда ли кто-то погиб, и одна ли та же девушка имела отношение ко всем членам семейства Берлингов? Эти вопросы остаются в сознании зрителей. Версия Олега Пышненко и Евгения Писарева, худрука театра, выступившего руководителем этой постановки, оставляет мистическую загадку.
«Инспектор пришел» – это о том, что каждый из нас должен впустить инспектора – свою совесть, в свою душу. Каждый, рано или поздно, откроет ему дверь и предстанет перед ним как на ладони. Его четкие и не дающие ускользать от ответственности вопросы должны привести тебя к покаянию сердца и души. Каждый день мы встречаемся со многими людьми, узнаем их судьбы, участвуем в них или проходим мимо. «Мы в ответе друг за друга» – говорит инспектор. Спектакль – драма, размышление, трагедия. Актеры очень четко выстраивают психологическую грань переживаний каждого героя. Ты чувствуешь их напряжение. Инспектор нить за нитью создает полотно жизни каждого героя в предложенных обстоятельствах и смотрит на реакцию. Кто-то осознает свою вину, принимает ее и раскаивается. Кто-то бежит от себя, пытаясь прикрыть свое бесстыдство благими намерениями и чувством долга. А кто-то почивает на лаврах равнодушия. Долг или милосердие? Как поступить, когда тебе приходиться решать чью-то судьбу – по букве закона, по своей оценке ситуации и человека или по милосердию и человеколюбию? Что есть правда и как ее отличить от истины и заблуждений ума?
Спектакль на острие дня. Несмотря на то, что пьеса была поставлена в России впервые в 1945 г., она не потеряла своей актуальности. Милосердие – вот то, что каждому необходимо возродить в себе. Забытое и утраченное качество, так необходимое в жизни, чтобы сражаясь яростно за «свое» не утратить человечность и ранимость души, чтобы не убить ближнего в прямом или переносном смысле, чтобы прислушаться к его такой же ранимой душе. И не зря в финале спектакля, как набат колокола звучит долго и протяжно, глубинно и пронзительно дверной звонок. В дверь каждого. Откройте, к вам пришел инспектор….
Александр Стрига, Евгения Стрига
Фото: Владимир Майоров/teatrpushkin.ru
Метка Евгений Писарев, Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, Олег Пышненко, Премьера, спектакль
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Печерский. Театр» отправился в Беларусь
Российские актеры рассказали о красоте Беларуси, отзывчивости зрителя и скорых гастролях в Мозыре.
-
Театр начинается с любви
«Ложные признания» - премьера в московском театре имени Пушкина режиссера Евгения Писарева получилась трогательной и очень стильной.
-
Звезды сошлись: Федор Шаляпин и Юджин О’Нил встретились в Москве
С первой и до последней минуты спектакля мы понимаем, что перед нами разворачиваются драмы двух гениев, которые могли бы соединиться в творчестве, но, увы, звезды не сошлись .
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.