афиша

Все кантаты Баха с Романом Насоновым

Центральное событие Международного фестиваля «Адвент» — рождественский концерт 22 декабря, в котором прозвучат две кантаты И. С. Баха, написанные на второй день Рождества. К этому празднику музыканты всегда готовились особым образом, и Бах сочинил для него одни из самых светлых, радостных и торжественных кантат, где использовал роскошный по тем временам состав оркестра с флейтами, гобоями, трубами и литаврами. Рождественские кантаты Баха — музыка, воплотившая собой дух Рождества.

Духовная музыка Иоганна Себастьяна Баха всегда особенно ценилась в России. В советское время именно она для многих людей, отрезанных идеологией от церкви, становилась путеводной звездой. Но и сегодня духовные сочинения Баха продолжают играть большую роль в жизни верующих людей. Величие фигуры Баха и его музыки не раз подчеркивал митрополит Илларион, который говорит о надконфессиональном характере творений Баха.

«Слушая музыку Баха и православные, и католики, и лютеране могут почувствовать в нем своего единоверца. Каждому эта музыка доступна, нужны лишь внимание, любовь и наше желание эту музыку воспринять», — считает архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в России Дитрих Брауэр. Кроме того, кантаты Баха являются одной из самых важных и смыслообразующих частей наследия Баха. Синтез музыки и текста открывает путь к познанию баховской вселенной, но не только. «Если человек хочет действительно прогрузиться в исконные смыслы христианской религии, кантаты Баха скажут ему очень много. Современному человеку просто надо это изучать и узнавать», – убежден игумен Петр (Мещеринов). 

Концерт продолжает грандиозный проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Проект уникален. Ансамбль Collegium Musicum предпринимает редкий даже для современной западной концертной практики эксперимент: все духовные кантаты Баха прозвучат на исторических инструментах в одном пространстве, в рамках одного цикла концертов с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Третий сезон проекта посвящен парным кантатам: слушатели получат возможность сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора.

Кантата №40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes» («Для сего и явился Сын Божий») — первая рождественская кантата, написанная Бахом в Лейпциге. Она впервые прозвучала 26 декабря 1723 года в двух главных церквях города, Св. Фомы и Св. Николая. Бах явно хотел произвести впечатление и ввел в ансамбль две валторны: с их помощью новый лейпцигский кантор создал эффектную музыкальную фреску, повествующую о том, как Сын Божий явился и победил дьявола — в триумфальном звучании духовых возникает образ Христа-победителя. В основе Кантаты №121 «Christum wir sollen loben schon» («Христа восславим ныне») лежит гимн Мартина Лютера. Впервые эта кантаты была исполнена 26 декабря 1724 года, и, вероятно, одних прихожан удивила своей старомодностью, а у других вызвала ностальгию со старым временам. Вдохновленный старинной мелодией, Бах выбирает архаичный стиль письма, но украшает ансамбль выразительными тембрами корнета, трех тромбонов и гобоя д’амур.

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе: кантаты на 2-й день Рождества Христова
Кантата №40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes» («Для сего и явился Сын Божий»)
Кантата №121 «Christum wir sollen loben schon» («Христа восславим ныне»)

22 декабря,  воскресенье, 19:00  Рождественский концерт!
VI Международный фестиваль духовной музыки «Адвент»
Все кантаты Баха с Романом Насоновым
титулярный органист Папской базилики св. Михаила в Мадриде

Даниэль Сальвадор, орган (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

Место проведения: Кафедральный собор Святых Петра и Павла
Адрес: Старосадский пер., 7/10, Москва

Билеты на сайте фестиваля

 

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/