Центральное событие Международного фестиваля «Адвент» — рождественский концерт 22 декабря, в котором прозвучат две кантаты И. С. Баха, написанные на второй день Рождества. К этому празднику музыканты всегда готовились особым образом, и Бах сочинил для него одни из самых светлых, радостных и торжественных кантат, где использовал роскошный по тем временам состав оркестра с флейтами, гобоями, трубами и литаврами. Рождественские кантаты Баха — музыка, воплотившая собой дух Рождества.
Духовная музыка Иоганна Себастьяна Баха всегда особенно ценилась в России. В советское время именно она для многих людей, отрезанных идеологией от церкви, становилась путеводной звездой. Но и сегодня духовные сочинения Баха продолжают играть большую роль в жизни верующих людей. Величие фигуры Баха и его музыки не раз подчеркивал митрополит Илларион, который говорит о надконфессиональном характере творений Баха.
«Слушая музыку Баха и православные, и католики, и лютеране могут почувствовать в нем своего единоверца. Каждому эта музыка доступна, нужны лишь внимание, любовь и наше желание эту музыку воспринять», — считает архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в России Дитрих Брауэр. Кроме того, кантаты Баха являются одной из самых важных и смыслообразующих частей наследия Баха. Синтез музыки и текста открывает путь к познанию баховской вселенной, но не только. «Если человек хочет действительно прогрузиться в исконные смыслы христианской религии, кантаты Баха скажут ему очень много. Современному человеку просто надо это изучать и узнавать», – убежден игумен Петр (Мещеринов).
Концерт продолжает грандиозный проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Проект уникален. Ансамбль Collegium Musicum предпринимает редкий даже для современной западной концертной практики эксперимент: все духовные кантаты Баха прозвучат на исторических инструментах в одном пространстве, в рамках одного цикла концертов с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Третий сезон проекта посвящен парным кантатам: слушатели получат возможность сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора.
Кантата №40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes» («Для сего и явился Сын Божий») — первая рождественская кантата, написанная Бахом в Лейпциге. Она впервые прозвучала 26 декабря 1723 года в двух главных церквях города, Св. Фомы и Св. Николая. Бах явно хотел произвести впечатление и ввел в ансамбль две валторны: с их помощью новый лейпцигский кантор создал эффектную музыкальную фреску, повествующую о том, как Сын Божий явился и победил дьявола — в триумфальном звучании духовых возникает образ Христа-победителя. В основе Кантаты №121 «Christum wir sollen loben schon» («Христа восславим ныне») лежит гимн Мартина Лютера. Впервые эта кантаты была исполнена 26 декабря 1724 года, и, вероятно, одних прихожан удивила своей старомодностью, а у других вызвала ностальгию со старым временам. Вдохновленный старинной мелодией, Бах выбирает архаичный стиль письма, но украшает ансамбль выразительными тембрами корнета, трех тромбонов и гобоя д’амур.
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.
Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.
Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.
В программе: кантаты на 2-й день Рождества Христова
Кантата №40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes» («Для сего и явился Сын Божий»)
Кантата №121 «Christum wir sollen loben schon» («Христа восславим ныне»)
22 декабря, воскресенье, 19:00 Рождественский концерт!
VI Международный фестиваль духовной музыки «Адвент»
Все кантаты Баха с Романом Насоновым
титулярный органист Папской базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор, орган (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко
Место проведения: Кафедральный собор Святых Петра и Павла
Адрес: Старосадский пер., 7/10, Москва
Билеты на сайте фестиваля
Метка фестиваль
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Территория. Иркутск» пройдет в июне
Фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск» пройдёт в Иркутске с 5 по 11 июня 2025 года. Это совместный проект Фонда развития культуры и современного...
-
Театр «МОСТ»: от мелодрамы до стендапа
В марте и апреле Театр «МОСТ» анонсирует подборку театральных историй в разных жанрах, вызывающих у зрителей особенный отклик, «эмоциональные мурашки»....
-
Выставка «Траектории ощущений»
Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.