Цирковой спорт известен высоким уровнем риска. Артисты часто шокируют зрителей выступлениями без страховки, от которых перехватывает дыхание и потеют ладони. Смертельно опасные номера на публике продолжают срывать овации, одни рекорды порождают другие, все более близкие к критической точке. За всем этим стоит невероятная самодисциплина, неугасимый соревновательный дух и невозмутимый взгляд за грань человеческих возможностей. Данное интервью Eclectic – как раз история титулованного спортсмена, к которому все перечисленное относится в равной мере.
Валентин, расскажи, как состоялось твое «погружение» в профессиональную среду спортивной акробатики?
В моем родном городе Ростове-на-Дону родители отдали меня в секцию по гимнастике. А через два года, когда мне было 8 лет, нас с братом заметил заслуженный тренер России Владимир Петрович Сухарев. К тому времени он уже воспитал нескольких чемпионов мира по спортивной акробатике. Он посмотрел наши запястья и сказал, что у нас «кости птичьи». Так мы попали к нему на персональные бесплатные тренировки.
Когда мне было 14 лет, на соревнованиях меня заметил тренер сборной России по спортивной акробатике Владимир Робертович Гургенидзе и пригласил тренироваться в Москву. Он взял меня «верхним» в командный состав из 4 человек, и в течение 6 лет я был в сборной России. База сборной находится в Подмосковье под Кубинкой. Там созданы условия, чтобы ничего не отвлекало от тренировок. Мы там и жили, и тренировались, и оканчивали школу.
Есть ли «железные» ограничения по росту и весу для спортсменов акробатов?
В акробатике выступают командой, по двое, трое, четверо, в отличие от гимнастики, где индивидуальные выступления. В гимнастике все ребята, которые добиваются крупных успехов, достаточно низкие. А в акробатике высокий и сильный парень может быть «нижним», чтобы выдерживать на себе троих людей. Этот вид спорта близок к цирку. Члены команды условно делятся на «нижних» и «верхних». Крупные взрослые ребята держат более легких. Разница в возрасте межу «нижними» и «верхними» может достигать 10 лет. Я всегда был «верхним», т.е. я исполнял стойки в балансе, меня подбрасывали и т.п.
С кем в сборной России было сложнее всего конкурировать?
Акробатика – не олимпийский спорт. Здесь главные соревнования – это чемпионаты Европы и мира, которые проводятся раз в 2 года, и Всемирные игры, которые проводятся раз в 4 года. В 2013, 2015 и 2017 годах мы выигрывали чемпионаты Европы. На чемпионате мира в Америке в 2012 году и во Франции в 2014 году я был первым в команде, а наша сборная оба раза становилась первой в общем результате. На Всемирных играх в Колумбии в 2013 году мы заняли второе место, проиграв китайцам.
В акробатике лидирует Россия. Но нам сложнее всего соперничать с китайскими спортсменами, их техника бывает настолько высокого уровня, что ее просто не понимаешь. Многие русские тренеры работают в мировых клубах со времен СССР. Американцы здесь не очень сильны. Более высокая конкуренция с некоторыми европейскими странами: с Англией, Бельгией, Португалией и Германией.
Что ты можешь сказать о жизни за границей?
Мы объездили все континенты за исключением Австралии. Я бывал во многих городах мира, но Москва все равно остается моим любимым городом. Здесь есть всё.
Из всех стран, где я бывал, мне больше всего понравилась Германия – зеленая, очень аккуратная страна, – организованность во всем. В США мне понравился Лос-Анджелес, там есть и горы, и море. Этот город как «продвинутый» Сочи, только везде пахнет травой.
Я убежден, что можно хорошо жить и за границей. Просто, чтобы жить наполненным смыслом, у тебя должно быть дело, ремесло.
Как ты получил звание «Заслуженного мастера спорта России»?
У «верхних» в акробатике карьера рано начинается и рано заканчивается. В 12 лет я стал кандидатом в мастера спорта, в 14 – мастером спорта. В 15 уже был чемпионом мира среди взрослой категории, начал получать зарплату, снимать жилье, и тогда же получил звание мастера спорта международного класса. Наконец, на основании более 150 квалификационных баллов, набранных на чемпионатах Европы и мира, в 17 лет мне присвоили заслуженного мастера спорта – это высшее спортивное звание в России. А в 20 лет я уже завершил свою карьеру в профессиональном спорте.
Как акробатам годами удается сохранять форму и соответствовать строгим параметрам?
В профессиональной акробатике от «верхних» спортсменов требуется держать вес и соответствовать определенному росту, иначе будет сложно и опасно. Ценится в первую очередь легкость и сила сухожилий. Все это достигается диетой и ежедневными изнуряющими многочасовыми тренировками, так как большие нагрузки являются сдерживающим фактором для развития роста. К примеру, в 19 лет у меня был рост всего 165 см и вес 50 кг. Закончив карьеру, я начал впитывать все как губка: через год набрал 10 кг и вырос на 10 см в возрасте, в котором, казалось бы, уже не растут. Затем я поступил в университет на госуправление с военной кафедрой и получил диплом бакалавра МГИМО. Параллельно я продолжал тренироваться в зале акробатики при университете.
После завершения профессиональной карьеры ты начал заниматься эквилибристикой. Твоя деятельность сейчас имеет больше отношения к искусству или к спорту как таковому?
В профессиональной акробатике есть два жанра выступлений: баланс и вольтиж. В балансе спортсмены делают построения в различные акробатические пирамиды, совершают силовые выходы в стойку на одной руке и т.д. Вольтиж – это прыжковое направление, когда «верхних» подбрасывают, и они крутятся, вертятся, делают сальто. А эквилибр – это цирковое искусство, имеющее большое сходство с балансовыми упражнениями.
В профессиональном спорте ты тренируешься, чтобы прийти в пиковую форму и выступить на соревнованиях. В цирковом искусстве жизнь более равномерная. На высоком уровне можно выступать до 50-летнего возраста. Цирковым акробатам также нужно сохранять легкость, растяжку, вести здоровый образ жизни, много двигаться, ежедневно тренироваться, всегда быть готовым к выступлениям. Чтобы держать вес, силовые упражнения приходится комбинировать: я сильно не качаюсь железом, у меня достаточно легкие ноги, а корпус преобладает. За счет этого легко исполнять балансы и перевернутые позиции.
Как бы ты охарактеризовал тот род деятельности, которым ты занимаешься сейчас?
Сейчас я бы назвал себя «бродячий артист» (смеется). Акробат, эквилибрист – нестабильная профессия. После ковида выступлений стало меньше. Спад произошел во всей мировой индустрии. Поначалу о поездках за рубеж даже речи не было. С осени 2020 года в неполных залах начались представления в театрах. Весной я выступал в мюзикле «Принцесса цирка» в Театре Мюзикла на Пушкинской площади, где исполнял без страховки опасный трюк со стульями в роли Мистера Икс. Летом этого года границы открыли, и я летал на цирковые гастроли в Испанию.
В серьезном занятии любым искусством цель очень абстрактная, ее нельзя точно оценить, просчитать и определить. Важную роль играет вдохновение – идея, автором которой не столько являешься ты сам, сколько она необъяснимым образом к тебе приходит. Откуда ты берешь силы и вдохновение, находясь в «свободном плавании»?
Какие-то вдохновляющие идеи ко мне приходят крайне редко, но, если они случаются, я все-таки стараюсь довести их до конца. У каждого свой путь в жизни. В нашем деле, остановка – смерть. В профессиональном спорте у меня выработалось стремление к достижениям. Нужно уметь находить чекпоинты, ставить цели, повышать уровень, но и переключаться. Для меня отдых – спорт с другими эмоциями: горные лыжи, скейтборд, гонки с препятствиями и скалолазание.
Мои проекты в эквилибристике – это не столько про заработок, сколько про самоопределение и самореализацию, раскрытие потенциалов и возможностей своего тела. Спорт – больше про дисциплину и упорство, где можно все спланировать и разложить по полочкам. Я соотношу риски с целями, не теряю чувство контроля. Несмотря на то, что акробатика – адреналиновый вид спорта, я отношусь к вещам просто и логично.
Расскажи о твоих проектах на Первом канале.
В 2017 году мы выступали с Даниилом Калуцких в проекте «Я могу», где устанавливали рекорд России с двойным шпагатом. В 2018 году я участвовал в финале шоу «Русский ниндзя» по прохождению полосы препятствий. В этом году в шоу талантов «Я почти знаменит» я вошел в тройку финалистов. Мне помогла команда профессионалов. Для финального выступления мы сделали очень красивое видео с танцующими тенями, выполненными балетной группой. Поэтому я не могу сказать, что выступление в финале принадлежит только мне.
Конечно, подобно тому, как в акробатике твоим основанием были «нижние» спортсмены – взрослые мужчины, которые прошли долгий путь и принесли большие жертвы, а ты, еще будучи подростком, отталкивался от их плеч, так и в любой деятельности, нужно сначала изучить весь бэкграунд, опереться на опыт профессионалов, и тогда он «вытолкнет» тебя наверх, и ты сможешь увидеть горизонт и открыть что-то новое.
Согласен. Порой, чем больше ты узнаешь, тем тебе больше кажется, что ты ничего не знаешь. Я к этому все больше прихожу. И от этого со временем все сложнее и депрессивнее. То, что раньше заряжало, казалось новым, крутым, оказывается уже неинтересным, прежде всего, для тебя самого. И ты становишься более требовательным, стараешься все время повысить уровень исполнения. Наверное, в этом и есть суть творчества.
Беседовал Михаил Козлов
Фото из архива героя
Метка Валентин Четверкин, Интервью
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Создавая арт-объекты
Путь легендарного клипмейкера: Ирина Миронова рассказала о съемках и профессиональном успехе.
-
Юрий Грымов: «В театре сейчас больше свободы…»
Мы поговорили с художественным руководителем самого быстроразвивающегося московского театра «Модерн» об изменениях, новых спектаклях, ощущении современности на сцене, о том, стоит ли режиссерам учиться по книгам и о смерти маркетинга.
-
В этой жизни я мог стать только художником
Он был портовым грузчиком, ходил на яхте, прошел под парусом Баренцево и Белое море. 31 января ему исполнилось 65 лет, а в галерее ArtStory открылась его персональная выставка. Дмитрий Иконников рассказал Eclectic о творчестве, любимых художниках и поэтах, черной полосе в жизни.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.