мастер

В нашем деле, остановка – смерть

Всемирно известный эквилибрист Валентин Четверкин о силовой акробатике, цирковом искусстве, выступлениях без страховки и мировых рекордах

Цирковой спорт известен высоким уровнем риска. Артисты часто шокируют зрителей выступлениями без страховки, от которых перехватывает дыхание и потеют ладони. Смертельно опасные номера на публике продолжают срывать овации, одни рекорды порождают другие, все более близкие к критической точке. За всем этим стоит невероятная самодисциплина, неугасимый соревновательный дух и невозмутимый взгляд за грань человеческих возможностей. Данное интервью Eclectic – как раз история титулованного спортсмена, к которому все перечисленное относится в равной мере.

Валентин, расскажи, как состоялось твое «погружение» в профессиональную среду спортивной акробатики?

В моем родном городе Ростове-на-Дону родители отдали меня в секцию по гимнастике. А через два года, когда мне было 8 лет, нас с братом заметил заслуженный тренер России Владимир Петрович Сухарев. К тому времени он уже воспитал нескольких чемпионов мира по спортивной акробатике. Он посмотрел наши запястья и сказал, что у нас «кости птичьи». Так мы попали к нему на персональные бесплатные тренировки.  

Когда мне было 14 лет, на соревнованиях меня заметил тренер сборной России по спортивной акробатике Владимир Робертович Гургенидзе и пригласил тренироваться в Москву. Он взял меня «верхним» в командный состав из 4 человек, и в течение 6 лет я был в сборной России. База сборной находится в Подмосковье под Кубинкой. Там созданы условия, чтобы ничего не отвлекало от тренировок. Мы там и жили, и тренировались, и оканчивали школу.

Есть ли «железные» ограничения по росту и весу для спортсменов акробатов?

В акробатике выступают командой, по двое, трое, четверо, в отличие от гимнастики, где индивидуальные выступления. В гимнастике все ребята, которые добиваются крупных успехов, достаточно низкие. А в акробатике высокий и сильный парень может быть «нижним», чтобы выдерживать на себе троих людей. Этот вид спорта близок к цирку. Члены команды условно делятся на «нижних» и «верхних». Крупные взрослые ребята держат более легких. Разница в возрасте межу «нижними» и «верхними» может достигать 10 лет. Я всегда был «верхним», т.е. я исполнял стойки в балансе, меня подбрасывали и т.п.

С кем в сборной России было сложнее всего конкурировать?

Акробатика – не олимпийский спорт. Здесь главные соревнования – это чемпионаты Европы и мира, которые проводятся раз в 2 года, и Всемирные игры, которые проводятся раз в 4 года. В 2013, 2015 и 2017 годах мы выигрывали чемпионаты Европы. На чемпионате мира в Америке в 2012 году и во Франции в 2014 году я был первым в команде, а наша сборная оба раза становилась первой в общем результате. На Всемирных играх в Колумбии в 2013 году мы заняли второе место, проиграв китайцам.

В акробатике лидирует Россия. Но нам сложнее всего соперничать с китайскими спортсменами, их техника бывает настолько высокого уровня, что ее просто не понимаешь. Многие русские тренеры работают в мировых клубах со времен СССР. Американцы здесь не очень сильны. Более высокая конкуренция с некоторыми европейскими странами: с Англией, Бельгией, Португалией и Германией.

Что ты можешь сказать о жизни за границей?

Мы объездили все континенты за исключением Австралии. Я бывал во многих городах мира, но Москва все равно остается моим любимым городом. Здесь есть всё.

Из всех стран, где я бывал, мне больше всего понравилась Германия – зеленая, очень аккуратная страна, – организованность во всем. В США мне понравился Лос-Анджелес, там есть и горы, и море. Этот город как «продвинутый» Сочи, только везде пахнет травой.

Я убежден, что можно хорошо жить и за границей. Просто, чтобы жить наполненным смыслом, у тебя должно быть дело, ремесло.

Как ты получил звание «Заслуженного мастера спорта России»?

У «верхних» в акробатике карьера рано начинается и рано заканчивается. В 12 лет я стал кандидатом в мастера спорта, в 14 – мастером спорта. В 15 уже был чемпионом мира среди взрослой категории, начал получать зарплату, снимать жилье, и тогда же получил звание мастера спорта международного класса. Наконец, на основании более 150 квалификационных баллов, набранных на чемпионатах Европы и мира, в 17 лет мне присвоили заслуженного мастера спорта – это высшее спортивное звание в России. А в 20 лет я уже завершил свою карьеру в профессиональном спорте.

Как акробатам годами удается сохранять форму и соответствовать строгим параметрам?

В профессиональной акробатике от «верхних» спортсменов требуется держать вес и соответствовать определенному росту, иначе будет сложно и опасно. Ценится в первую очередь легкость и сила сухожилий. Все это достигается диетой и ежедневными изнуряющими многочасовыми тренировками, так как большие нагрузки являются сдерживающим фактором для развития роста. К примеру, в 19 лет у меня был рост всего 165 см и вес 50 кг. Закончив карьеру, я начал впитывать все как губка: через год набрал 10 кг и вырос на 10 см в возрасте, в котором, казалось бы, уже не растут. Затем я поступил в университет на госуправление с военной кафедрой и получил диплом бакалавра МГИМО. Параллельно я продолжал тренироваться в зале акробатики при университете.

После завершения профессиональной карьеры ты начал заниматься эквилибристикой. Твоя деятельность сейчас имеет больше отношения к искусству или к спорту как таковому?

В профессиональной акробатике есть два жанра выступлений: баланс и вольтиж. В балансе спортсмены делают построения в различные акробатические пирамиды, совершают силовые выходы в стойку на одной руке и т.д. Вольтиж – это прыжковое направление, когда «верхних» подбрасывают, и они крутятся, вертятся, делают сальто. А эквилибр – это цирковое искусство, имеющее большое сходство с балансовыми упражнениями.

В профессиональном спорте ты тренируешься, чтобы прийти в пиковую форму и выступить на соревнованиях. В цирковом искусстве жизнь более равномерная. На высоком уровне можно выступать до 50-летнего возраста. Цирковым акробатам также нужно сохранять легкость, растяжку, вести здоровый образ жизни, много двигаться, ежедневно тренироваться, всегда быть готовым к выступлениям. Чтобы держать вес, силовые упражнения приходится комбинировать: я сильно не качаюсь железом, у меня достаточно легкие ноги, а корпус преобладает. За счет этого легко исполнять балансы и перевернутые позиции.

Как бы ты охарактеризовал тот род деятельности, которым ты занимаешься сейчас?

Сейчас я бы назвал себя «бродячий артист» (смеется). Акробат, эквилибрист – нестабильная профессия. После ковида выступлений стало меньше. Спад произошел во всей мировой индустрии. Поначалу о поездках за рубеж даже речи не было. С осени 2020 года в неполных залах начались представления в театрах. Весной я выступал в мюзикле «Принцесса цирка» в Театре Мюзикла на Пушкинской площади, где исполнял без страховки опасный трюк со стульями в роли Мистера Икс. Летом этого года границы открыли, и я летал на цирковые гастроли в Испанию.

В серьезном занятии любым искусством цель очень абстрактная, ее нельзя точно оценить, просчитать и определить. Важную роль играет вдохновение – идея, автором которой не столько являешься ты сам, сколько она необъяснимым образом к тебе приходит. Откуда ты берешь силы и вдохновение, находясь в «свободном плавании»?

Какие-то вдохновляющие идеи ко мне приходят крайне редко, но, если они случаются, я все-таки стараюсь довести их до конца. У каждого свой путь в жизни. В нашем деле, остановка – смерть. В профессиональном спорте у меня выработалось стремление к достижениям. Нужно уметь находить чекпоинты, ставить цели, повышать уровень, но и переключаться. Для меня отдых – спорт с другими эмоциями: горные лыжи, скейтборд, гонки с препятствиями и скалолазание.

Мои проекты в эквилибристике – это не столько про заработок, сколько про самоопределение и самореализацию, раскрытие потенциалов и возможностей своего тела. Спорт – больше про дисциплину и упорство, где можно все спланировать и разложить по полочкам. Я соотношу риски с целями, не теряю чувство контроля. Несмотря на то, что акробатика – адреналиновый вид спорта, я отношусь к вещам просто и логично.

Расскажи о твоих проектах на Первом канале.

В 2017 году мы выступали с Даниилом Калуцких в проекте «Я могу», где устанавливали рекорд России с двойным шпагатом. В 2018 году я участвовал в финале шоу «Русский ниндзя» по прохождению полосы препятствий. В этом году в шоу талантов «Я почти знаменит» я вошел в тройку финалистов. Мне помогла команда профессионалов. Для финального выступления мы сделали очень красивое видео с танцующими тенями, выполненными балетной группой. Поэтому я не могу сказать, что выступление в финале принадлежит только мне.

Конечно, подобно тому, как в акробатике твоим основанием были «нижние» спортсмены – взрослые мужчины, которые прошли долгий путь и принесли большие жертвы, а ты, еще будучи подростком, отталкивался от их плеч, так и в любой деятельности, нужно сначала изучить весь бэкграунд, опереться на опыт профессионалов, и тогда он «вытолкнет» тебя наверх, и ты сможешь увидеть горизонт и открыть что-то новое.

Согласен. Порой, чем больше ты узнаешь, тем тебе больше кажется, что ты ничего не знаешь. Я к этому все больше прихожу. И от этого со временем все сложнее и депрессивнее. То, что раньше заряжало, казалось новым, крутым, оказывается уже неинтересным, прежде всего, для тебя самого. И ты становишься более требовательным, стараешься все время повысить уровень исполнения. Наверное, в этом и есть суть творчества.

Беседовал Михаил Козлов
Фото из архива героя


Поделиться:

Еще на эту тему

Добавить комментарий

афиша
новости

Антиутопия «Саша, привет!»

24 и 25 сентября на малой сцене Театра Наций пройдут премьерные показы спектакля Марата Гацалова «Саша, привет!» по одноименному роману...

Московские театры открыли сезон

В сентябре театры распахнули свои двери и приглашают зрителей отправиться в путешествие в волшебный мир театрального искусства. Какие премьеры подготовили...

Концерт «Лучший город земли»

10 сентября в День города оркестр «Русская Филармония» выступит в самом большом в Москве открытом амфитеатре. Прозвучат известные произведения о...

Еврейский музей: провожаем лето с Echo и «Интуристом»

4 сентября Еврейский музей и центр толерантности приглашает на День New Israeli Sound. Гости музея смогут проникнуться израильской культурой благодаря...

Проклятие Супермена

На престижном американском фестивале LA Shorts состоится премьера фильма «ДУЭЛЬ» российского режиссера Влада Козлова («Имморталист», «Немая жизнь»). Фестиваль проходит с 21...

Алексей Франдетти — новый главный режиссер «Ленкома»

По сообщению РИА Новости главным режиссером московского театра «Ленком» назначен Алексей Франдетти, режиссер, актер, художник, трехкратный лауреат национальной театральной премии...

С ночи до утра я танцую словно пьяная!

Новый трек Anna Dimi «Папайя» — вскружит головы и взорвет танцполы!

Владимир Яглыч в новой кинокомедии «Приплыли!»

«Приплыли!» - яркая авантюрная комедия, выполненная по всем законам жанра.
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Антиутопия «Саша, привет!»

24 и 25 сентября на малой сцене Театра Наций пройдут премьерные показы спектакля Марата Гацалова «Саша, привет!» по одноименному роману...

Московские театры открыли сезон

В сентябре театры распахнули свои двери и приглашают зрителей отправиться в путешествие в волшебный мир театрального искусства. Какие премьеры подготовили...

Концерт «Лучший город земли»

10 сентября в День города оркестр «Русская Филармония» выступит в самом большом в Москве открытом амфитеатре. Прозвучат известные произведения о...

Еврейский музей: провожаем лето с Echo и «Интуристом»

4 сентября Еврейский музей и центр толерантности приглашает на День New Israeli Sound. Гости музея смогут проникнуться израильской культурой благодаря...

Спектакль «Полная иллюминация»

6 и 7 сентября на сцене Государственного музея Владимира Высоцкого театр «Шалом» представляет первую премьеру сезона – спектакль «Полная иллюминация»...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/