Последний три года для всей планеты оказались непростыми. Но, несмотря ни на какие внешние факторы, сочинский фестиваль собирал на сцене лучших артистов и музыкантов, в зале их восхищенных поклонников. В этом феврале всё было также. Разве что часть зарубежных артистов были вынуждены остаться дома, а зрители находили в спектаклях неожиданные и незапланированные аллюзии на происходящие в мире события.
За 15 лет своего существования фестиваль стал одним из знаковых музыкальных событий не только Сочи, России, но и всего мира. Ведущие музыканты из всех уголков планеты считали за честь оказать на сцене Зимнего театра приморской жемчужины России. Программа всегда была оригинальной и рассчитанной на различную аудиторию: наряду с вечной классикой зрители слышали как академическую музыку современных композиторов, так и джаз, и рок, наслаждались шедеврами балета, драмы и арта. В этом году, кроме того, вспоминали лучшие концерты и постановки, созданные специально по заказу фестиваля ранее. Программа этого года получила название «Мировые премьеры и лучшее за 15 лет».
Традиционно фестиваль открылся спектаклем «Не покидай свою планету» с участием Константина Хабенского, Юрия Башмета и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» 16 февраля на сцене Зимнего театра. Уже на протяжении шести лет этот спектакль, мировая премьера которого состоялась именно в Сочи, является визитной карточкой фестиваля, предваряя его основную программу. Как отмечает маэстро Башмет, этот спектакль не может надоесть, ведь каждый раз, несмотря на одинаковый текст, Константин Хабенский произносит его чуть по-разному, импровизирует. При этом сам спектакль идет с неизменным аншлагом не только в России, но и за рубежом, а в 2017 году среди зрителей «Не покидай свою планету» на X Юбилейном фестивале в Сочи был президент РФ Владимир Владимирович Путин.
Зрителей ждали вечер джаза, вечер балета, Бетховен-марафон, органный марафон и марафон поэзии, Восьмой Международный конкурс молодых композиторов,
Также в Зале камерной и органной музыки прошли отчетные гала-концерты департаментов Международной музыкальной академии, которая в этом году дополнится еще одним новым департаментом – дирижерско-хоровым. В рамках Фестиваля действовала лаборатория видео-арта и Школа молодых журналистов, пишущих о культуре, Школа молодого продюсера (совместный проект с Европейской ассоциацией фестивалей), прошли Фестивальные диалоги (проект Sochi Conversation) и Фотошкола фестиваля. А также по традиции в рамках фестиваля состоялась Международная конференция директоров учреждений культуры России, Европы и Азии.
Незабываемый вечер провела сочинская публика в компании гения постмодернизма, кинорежиссера, сценариста, продюсера, актера, бас-гитариста и композитора, создавшего свой мир музыки и танца на изломе югославской трагедии рубежа веков Эмира Кустурицы и его No Smoking Orchestra. Впервые он посетил фестиваль в 2012 году и уже тогда этот концерт вошел в десятку лучших фестивальных вечеров. За 22 года своего существования группа Кустурицы создала множество прекрасных композиций, и сейчас «идет наш прощальный тур», заявил артист. Со сцены автор «Жизнь как чудо» и «Чёрная кошка, белый кот» исполнял залихватские композиции «Песня про человека, который любит пиво», «Песня про человека, у которого был плохой зуб», песни, посвященые Тито, Монике Беллуччи, Команданте Ч. Когда этот огнеопасный человек вместе со всей своей интернациональной командой вышел в зал, публика сорвалась со своих мест и уже не присела до конца концерта.
Как всегда, прошли запланированные мировые премьеры. Одна из них хоровая опера «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском». Композитор Александр Чайковский, драматург Михаил Дурненков и музыкальный руководитель Юрий Башмет создали многоплановое, эпическое полотно о Ярославе Мудром и периоде объединения Руси. В роли Ярослава Мудрого — прекрасный Андрей Мерзликин. Несколько хоров: Камерный хор Московской консерватории, Камерный хор «Нижний Новгород», Государственная хоровая капелла Республики Абхазия, Мужская военная капелла, Народный хор РАМ имени Гнесиных, создали такой плотный и эпичный звук, что зрителей просто вдавило в кресла. Два контртенора Владимир Магомадов и Олег Рябец добавили музыкальным краскам неземных оттенков, а танцоры пластического театра Алишера Хасанова «Мим-оркестр» разыграли пластическую часть постановки. Слова героя, раскрывались в сердцах зрителей, погруженных в новую реальность 24 февраля, так, как и не подозревали, скорее всего, создатели спектакля. Как мы понимаем, готовился он гораздо раньше даты премьеры. «Я ваш князь, других у вас нет», — говорил герой Андрея Мерзликина. «Да разве так бывает, чтоб людям было открыто больше, чем мне, их князю!», — восклицал он. «Надо не огнём жечь а словом!», — предупреждал после. «Милость государя надёжнее меча скрепляет государства», — предупреждал своих подданных. «Станет Русь тогда государством, а не пчёл лесных разрозненным роем!», — пророчествовал в итоге.
Композитор-минималист Валерий Воронов написал музыку для постановки-переосмысления Ибсена. Музыкально-драматический спектакль «Ибсен. Recycle» сопровождал Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Одновременно на сцене появились два героя: популярный Пер Гюнт и малоизвестный Бранд. Спектакль — интерпретация двух пьес Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и «Бранд». Любопытно, что Ибсен писал обе пьесы параллельно, и принято считать, что это альтернативные трактовки самоопределения личности. По сюжету драматурга Егора Зайцева в постановке режиссера Павла Сафронова, главный герой, перед казнью, которая ему грозит за убийство 17 человек, должен пройти специальную процедуру: под воздействием специального вещества заново пересмотреть свою жизнь и сделать вывод, был ли он прав. Вспомнить свои отношения с женой, матерью, любовницей, понять стоило ли все совершенное им потери их. В ролях — Илья Шакунов, Анна Банщикова, Ольга Ломоносова, Анастасия Мишина. Пройдя длинный путь сквозь сны, воспоминания и кошмары, герой внезапно понимает, что главное — любовь, он упустил. И вот тогда вопрос «Оправдывает ли цель средства?» открывается ему с другой стороны. И вовсе не с той, с которой он, религиозный фанатик, смотрел на него всю свою жизнь.
В гала-концерте закрытия фестиваля на одной сцене с маэстро Башметом и Всероссийским юношеским оркестром выступили солисты, которых маэстро знает с младых ногтей: участники того самого всероссийского юношеского симфонического оркестра. Антон Тхай солировал на виолончели, Снежана Пащенко на скрипке, Александр Рублев на трубе, а сам маэстро Башмет — на своем великом альте. В гала-концерте закрытия состоялась российская премьера — концерт для шести контрабасов с оркестром Оскара Бьянки. Солировавшие молодые контрабасисты сорвали бурю восхищенных аплодисментов. Закрылся же XV Зимний международный фестиваль искусств в Сочи «Ленинградской» симфонией Дмитрия Шостаковича в исполнении Всероссийского юношеского симфонического оркестра, которым дирижировал сам Башмет. Знаковое произведение в знаковое время.
Александр Стрига
Фото: Александр Стрига
Метка Сочи, фестиваль, Эмир Кустурица, Юрий Башмет
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Манифест русской культуры
VIII международный фестиваль искусств П.И. Чайковского в Клину в этом году стал поистине манифестом русской культуры. Все концерты , проходившие на разных площадках, несли собой код патриотизма и были актуальны, как никогда ранее.
-
Я вам пою, чего же боле…
В Ярославле завершился второй международный конкурс вокалистов имени Л.В. Собинова. Накануне грядущего 150-летия со дня рождения великого русского оперного певца Леонида Собинова.
-
Два русских гения: в слове и музыке
На XII Ежегодном международном музыкальном фестивале под артистическим руководством маэстро Юрия Башмета показали спецпроект «Ч+Ч» к юбилеям П.И. Чайковского и А.П. Чехова. Текст читали актеры Сергей Гармаш и Дарья Белоусова в сопровождении камерного ансамбля «Солисты Москвы».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.