культурная площадка

Юбилейный фестиваль в неюбилейное время

В этом году Зимний международный фестиваль искусств в Сочи артистический директор Юрий Башмет был не только юбилейный, пятнадцатый, но и в очередной раз доказал, что искусство спасает всегда.

Последний три года для всей планеты оказались непростыми. Но, несмотря ни на какие внешние факторы, сочинский фестиваль собирал на сцене лучших артистов и музыкантов, в зале их восхищенных поклонников. В этом феврале всё было также. Разве что часть зарубежных артистов были вынуждены остаться дома, а зрители находили в спектаклях неожиданные и незапланированные аллюзии на происходящие в мире события.

За 15 лет своего существования фестиваль стал одним из знаковых музыкальных событий не только Сочи, России, но и всего мира. Ведущие музыканты из всех уголков планеты считали за честь оказать на сцене Зимнего театра приморской жемчужины России. Программа всегда была оригинальной и рассчитанной на различную аудиторию: наряду с вечной классикой зрители слышали как академическую музыку современных композиторов, так и джаз, и рок, наслаждались шедеврами балета, драмы и арта. В этом году, кроме того, вспоминали лучшие концерты и постановки, созданные специально по заказу фестиваля ранее. Программа этого года получила название «Мировые премьеры и лучшее за 15 лет».

Традиционно фестиваль открылся спектаклем «Не покидай свою планету» с участием Константина Хабенского, Юрия Башмета и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» 16 февраля на сцене Зимнего театра. Уже на протяжении шести лет этот спектакль, мировая премьера которого состоялась именно в Сочи, является визитной карточкой фестиваля, предваряя его основную программу. Как отмечает маэстро Башмет, этот спектакль не может надоесть, ведь каждый раз, несмотря на одинаковый текст, Константин Хабенский произносит его чуть по-разному, импровизирует. При этом сам спектакль идет с неизменным аншлагом не только в России, но и за рубежом, а в 2017 году среди зрителей «Не покидай свою планету» на X Юбилейном фестивале в Сочи был президент РФ Владимир Владимирович Путин.

Зрителей ждали вечер джаза, вечер балета, Бетховен-марафон, органный марафон и марафон поэзии, Восьмой Международный конкурс молодых композиторов,

Также в Зале камерной и органной музыки прошли отчетные гала-концерты департаментов Международной музыкальной академии, которая в этом году дополнится еще одним новым департаментом – дирижерско-хоровым. В рамках Фестиваля действовала лаборатория видео-арта и Школа молодых журналистов, пишущих о культуре, Школа молодого продюсера (совместный проект с Европейской ассоциацией фестивалей), прошли Фестивальные диалоги (проект Sochi Conversation) и Фотошкола фестиваля. А также по традиции в рамках фестиваля состоялась Международная конференция директоров учреждений культуры России, Европы и Азии.

Незабываемый вечер провела сочинская публика в компании гения постмодернизма, кинорежиссера, сценариста, продюсера, актера, бас-гитариста и композитора, создавшего свой мир музыки и танца на изломе югославской трагедии рубежа веков Эмира Кустурицы и его No Smoking Orchestra. Впервые он посетил фестиваль в 2012 году и уже тогда этот концерт вошел в десятку лучших фестивальных вечеров. За 22 года своего существования группа Кустурицы создала множество прекрасных композиций, и сейчас «идет наш прощальный тур», заявил  артист. Со сцены автор «Жизнь как чудо» и «Чёрная кошка, белый кот» исполнял залихватские композиции «Песня про человека, который любит пиво», «Песня про человека, у которого был плохой зуб», песни, посвященые Тито, Монике Беллуччи, Команданте Ч. Когда этот огнеопасный человек вместе со всей своей интернациональной командой вышел в зал, публика сорвалась со своих мест и уже не присела до конца концерта.

 

Как всегда, прошли запланированные мировые премьеры. Одна из них хоровая опера «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском». Композитор Александр Чайковский, драматург Михаил Дурненков и музыкальный руководитель Юрий Башмет создали многоплановое, эпическое полотно о Ярославе Мудром и периоде объединения Руси. В роли Ярослава Мудрого — прекрасный Андрей Мерзликин. Несколько хоров: Камерный хор Московской консерватории, Камерный хор «Нижний Новгород», Государственная хоровая капелла Республики Абхазия, Мужская военная капелла, Народный хор РАМ имени Гнесиных, создали такой плотный и эпичный звук, что зрителей просто вдавило в кресла. Два контртенора Владимир Магомадов и Олег Рябец добавили музыкальным краскам неземных оттенков, а танцоры пластического театра Алишера Хасанова «Мим-оркестр» разыграли пластическую часть постановки. Слова героя, раскрывались в сердцах зрителей, погруженных в новую реальность 24 февраля, так, как и не подозревали, скорее всего, создатели спектакля. Как мы понимаем, готовился он гораздо раньше даты премьеры.  «Я ваш князь, других у вас нет», — говорил герой Андрея Мерзликина. «Да разве так бывает, чтоб людям было открыто больше, чем мне, их князю!», — восклицал он. «Надо не огнём жечь а словом!», — предупреждал после. «Милость государя надёжнее меча скрепляет государства», — предупреждал своих подданных. «Станет Русь тогда государством, а не пчёл лесных разрозненным роем!», — пророчествовал в итоге.

Композитор-минималист Валерий Воронов написал музыку для постановки-переосмысления Ибсена. Музыкально-драматический спектакль «Ибсен. Recycle» сопровождал Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Одновременно на сцене появились два героя: популярный Пер Гюнт и малоизвестный Бранд. Спектакль — интерпретация двух пьес Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и «Бранд». Любопытно, что Ибсен писал обе пьесы параллельно, и принято считать, что это альтернативные трактовки самоопределения личности. По сюжету драматурга Егора Зайцева в постановке режиссера Павла Сафронова, главный герой, перед казнью, которая ему грозит за убийство 17 человек, должен пройти специальную процедуру: под воздействием специального вещества заново пересмотреть свою жизнь и сделать вывод, был ли он прав. Вспомнить свои отношения с женой, матерью, любовницей, понять стоило ли все совершенное им потери их. В ролях — Илья Шакунов, Анна Банщикова, Ольга Ломоносова, Анастасия Мишина. Пройдя длинный путь сквозь сны, воспоминания и кошмары, герой внезапно понимает, что главное — любовь, он упустил. И вот тогда вопрос «Оправдывает ли цель средства?» открывается ему с другой стороны. И вовсе не с той, с которой он, религиозный фанатик, смотрел на него всю свою жизнь.

В гала-концерте закрытия фестиваля на одной сцене с маэстро Башметом и Всероссийским юношеским оркестром выступили солисты, которых маэстро знает с младых ногтей: участники того самого всероссийского юношеского симфонического оркестра. Антон Тхай солировал на виолончели, Снежана Пащенко на скрипке, Александр Рублев на трубе, а сам маэстро Башмет — на своем великом альте. В гала-концерте закрытия состоялась российская премьера — концерт для шести контрабасов с оркестром Оскара Бьянки. Солировавшие молодые контрабасисты сорвали бурю восхищенных аплодисментов.  Закрылся же XV Зимний международный фестиваль искусств в Сочи «Ленинградской» симфонией Дмитрия Шостаковича в исполнении Всероссийского юношеского симфонического оркестра, которым дирижировал сам Башмет. Знаковое произведение в знаковое время. 

Александр Стрига
Фото: Александр Стрига

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

VI Зимний международный фестиваль искусств в Москве

Одно из главных культурных событий зимы вновь возвращается в Москву: с 10 января по 09 февраля 2025 года на шести...

Все неизвестно и неожиданно

Посвященная 125-летию со дня рождения художника-авангардиста, лидера Общества художников-станковистов (ОСТ), выставка заняла основные выставочные залы музея, которые преобразились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений.

Театр «Модерн» — притча о людях-автомобилях

17 декабря и 7 января на сцене театра «Модерн» состоятся показы спектакля «Кладбище понтов» – режиссер Юрий Грымов посвятил постановку...

«Тартюф». Премьера в Театре Наций

Мольеровский Тартюф станет перевернутым князем Мышкиным в новом спектакле Театра Наций

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

VI Зимний международный фестиваль искусств в Москве

Одно из главных культурных событий зимы вновь возвращается в Москву: с 10 января по 09 февраля 2025 года на шести...

Все неизвестно и неожиданно

Посвященная 125-летию со дня рождения художника-авангардиста, лидера Общества художников-станковистов (ОСТ), выставка заняла основные выставочные залы музея, которые преобразились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений.

Театр «Модерн» — притча о людях-автомобилях

17 декабря и 7 января на сцене театра «Модерн» состоятся показы спектакля «Кладбище понтов» – режиссер Юрий Грымов посвятил постановку...

«Тартюф». Премьера в Театре Наций

Мольеровский Тартюф станет перевернутым князем Мышкиным в новом спектакле Театра Наций

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/