Музыка

Я вам пою, чего же боле…

В Ярославле завершился второй международный конкурс вокалистов имени Л.В. Собинова. Накануне грядущего 150-летия со дня рождения великого русского оперного певца Леонида Собинова.

В Ярославле завершился второй международный конкурс вокалистов имени Л.В. Собинова. Накануне грядущего 150-летия со дня рождения великого русского оперного певца Леонида Собинова,  Ярославская государственная филармония при поддержке департамента культуры Ярославской области, с 7 по 12 сентября проводила международный конкурс, в котором участвовали вокалисты из 13 стран Европы и Азии. Первый Международный конкурс вокалистов имени Л. В. Собинова в Ярославле прошел в июне 2018 года. В нём приняли участие 120 участников из России и из 13 стран мира.
Ярославль все больше стремится стать музыкальной столицей Золотого Кольца и России. Знаковые международные фестивали и конкурсы проходят в стенах государственной Ярославской филармонии им. Собинова. На протяжении всего года в ее афише много звездных имен и сложных, редко исполняемых  концертных произведений для взыскательной публики. Во многом репертуар определен смелостью и высоким профессионализмом главного дирижёра  Мурада Аннамамедова, заслуженного деятеля искусств РСФСР,  народного артиста России, который уже на протяжении 30 лет руководит академическим Губернаторским симфоническим оркестром Ярославской филармонии и обладает исключительной музыкальной культурой.

Проведение такого важного события и для Ярославля, и для российской культуры — II международного конкурса вокалистов, во многом состоялось, как благодаря слаженной работе всей команды филармонии, так и оркестру, который за неделю до финала форсированно должен был «прочитать» 62 оперных произведения (по два выбранных каждым из 31 отобранного участника). Учитывая то, что оркестр симфонический, а не театральный или оперный – это непростая задача. Сам главный дирижер вышел на замену заболевшему коллеге и возложил на свои плечи этот нелегкий труд. Оркестр репетировал с каждым из участников финала все конкурсные партии и старался максимально помочь снять волнение и представить себя в лучшей форме перед взыскательным международным жюри.

Из 350 участников, подавших заявку и приславших видеозаписи своих вокальных исполнений, до 2 тура конкурса было допущено 31 человек. Очное прослушивание в Ярославле, с приглашенными концертмейстерами, длилось 2 дня, во время которых каждый конкурсант должен был исполнить для жюри по четыре вокальных партии.

В состав международного жюри вошли выдающиеся зарубежные и российские оперные певцы, представители театров и агентств, работающих с вокалистами: наставница молодых певцов в лондонском королевском театре «Ковен Гарден» Нелли Миричою (Великобритания), президент Германо-Российской культурно-образовательной академии Кёльна, профессор, заслуженный артист России Рубен Лисициан (Германия-Россия); директор направления Artist Management оперного агентства «TACT International Art Management» Алекс Григорев (Нидерланды); кастинг-директор оперной труппы Большого театра России Ольга Капанина (по причине болезни не смогла приехать, но отсматривала участников он-лайн). Возглавил жюри солист «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке, профессор вокального искусства в университете Лос-Анджелеса Владимир Чернов (Россия-США-Австрия).

В финал конкурса было отобрано 12 участников — на два человека больше, чем планировалось. «Слишком высок был уровень конкурсантов»,- как отметили все члены жюри. Были среди них и те, кто завоёвывал престижные награды на других международных конкурсах и те, кто участвовал впервые. Возраст конкурсантов был определен до 33 лет.

Для тех, кто не прошел в финал, жюри сделало отдельный подарок в виде своих открытых мастер-классов. Финалисты, сидя в зале, тихо завидовали тем, кто на сцене занимался со звездами и коучами мирового уровня. Владимир Чернов, Нелли Миричою и Рубен Лисициан щедро делились с молодыми талантами своими секретами профессии, стараясь максимально поработать с каждым конкурсантом в отведенные полчаса, указав на особенности звучания, дыхания и работы с анатомией своего голосового «инструмента». Мастер-классы длились более четырех часов.

В финале конкурса на сцене Ярославской филармонии участники должны были исполнить по 2 произведения из русского и зарубежного классического оперного репертуара. Среди них явно превалировало мужское большинство теноров и баритонов. Финалисты были из разных уголков России и стран ближнего зарубежья: Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Армения.

Финал длился почти 4 часа, и после долгого и непростого обсуждения жюри вынесло свое решение. Гран-при не присуждать. Слишком равны были участники в своих голосовых и артистических возможностях. Лауреатами конкурса стали: 3 премию поделили Ершов Александр (баритон, Ярославль) и Садухасов Дамир (тенор, Казахстан); второй премии удостоились Лисиин Максим (баритон, Москва) и Чеблыков Дмитрий (баритон, Москва). Жюри отметило его артистизм и высокое исполнительское мастерство конкурсных  произведений: П. Чайковского речитатив и баллада Томского из оперы «Пиковая дама» и Ж. Бизе куплеты торреодора из оперы «Кармен» специальным призом Большого театра. Его выступление в конкурсной программе, пожалуй, было самым ярким и сорвавшим множество оваций и криков «браво».

Чеблыков Дмитрий (баритон, Москва)

Лауреатом первой премии стала единственная девушка среди отобранных жюри победителей, Цыганкова Софья (сопрано, Москва), которая исполнила В. Беллини речитатив и романс Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки» и арию Марфы из оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. Жюри и главный дирижер ЯГСО отметили ее музыкальную культуру исполнения и точность в передаче образа.
Первую премию также получил Токмаков Дмитрий (тенор, Беларусь), который исполнил на конкурсе плач Федерико из оперы  «Арлезианка» Ф.Чилеа и арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», П. Чайковского, и был отмечен жюри «За лучшее исполнение арии из репертуара Л.В. Собинова».

Токмаков Дмитрий (тенор, Беларусь)

Специальный приз «Надежда» вручили самому молодому участнику финала — Хайдарову Жасурбеку (бас, Узбекистан).
Приз «За лучшее исполнение русской арии иностранным участником» — получила Егиазарян Элен.
Специальным призом от главного дирижёра Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра М. Аннамамедова были отмечены шестеро финалистов.

Мне провидчески удалось угадать победительницу (тогда еще просто финалистку), и в перерыве, пока жюри совещалось, я взяла у нее небольшое интервью в гримерке. Она понравилась мне на сцене и точной передачей образа, и музыкальностью, и утонченными манерами, интеллигентностью исполнения и высокой певческой культурой и чистотой. 

Цыганкова Софья (сопрано, Москва)

Евгения Стрига: Софья, скажите, сложно ли было дойти до финала?

Софья Цыганкова: Наверное психологически, да. Но я не думала о сложностях, а думала о тех произведениях, которые надо будет спеть с оркестром, в случае, если пройду в третий тур. Сложно было в исполнении подряд разнохарактерных произведений и в умении концентрироваться на образе и переключаться на другой. Вообще, я получила большое удовольствие от участия в таком конкурсе и очень рада.

ЕС: Какие возможности Ярославская филармония вам предоставляла для подготовки к конкурсу?

СЦ: Были классы, инструменты, возможность репетировать с концертмейстером и с оркестром. Все необходимые условия были созданы.

ЕС: Вам понравилось участвовать в конкурсе?

СЦ: У меня не было особых ожиданий. Я приехала и мне все понравилось. Возможность поучаствовать в таком конкурсе после пандемии и такой серьезный состав жюри, и я подумала, что это хороший шанс для меня, подала заявку и прошла.

ЕС: А до этого участвовали в конкурсах?

СЦ: В конкурске Галины Писаренко в Нижнем Новгороде в 2019г, когда была совсе юной участвовала в конкурсе Елены Образцовой.

ЕС: Вы довольны собой, своими результатами в конкурсе?

СЦ: Я получила большое удовольствие от выступления на сцене филармонии с таким замечательным оркестром и маэстро. Исполнилась моя мечта спеть эти произведения со сцены на публику. В этом году я окончила Гнесинку и сейчас в магистратуре на  1 курсе. Хотела бы петь в театре, заниматься пением, мне это по душе.

ЕС: Вас не расстроит результат, если вы не попадете в тройку лауреатов?

СЦ: Абсолютно нет, я уже чувствую себя прекрасно и полюбила Ярославль за то время, что нахожусь здесь. Это такой опыт. Мне очень понравились мастер-классы , которые проводило жюри для тех, кто не попал в финал. У каждого своя методика. Я все записывала.

ЕС: Считаете ли вы, что конкурс это ступенька к следующим победам?

СЦ: Конечно, это такое испытание на прочность и в плане психики, и в плане умения мобилизовать все свои силы и работать с репертуаром, показать себя и выступать на сцене с такими прекрасными коллегами.

ЕС: Чувствовали ли вы конкуренцию между собой?

СЦ: Нет. Все были сосредоточены на работе с репертуаром. И все доброжелательны. Важно правильно выбрать конкурс, потом репертуар для программы, рассчитать свои силы  и тогда от участия ты получишь удовольствие.

ЕС: Приятно было с вами пообщаться и желаю вам успехов! 

После вручения дипломов, я вновь подошла к Софье, уже как к одной из победителей и задала вопрос.

ЕС: Софья, как вы чувствуете себя теперь уже в роли победительницы?

СЦ: Мне очень хорошо, я рада здесь находиться вместе с коллегами. Я, честно, не ожидала, абсолютно.
ЕС: ну теперь то уж точно станете делать карьеру оперной певицы?

СЦ: Да-да, уверена.

ЕС: Поздравляю вас и спасибо за ваш труд и  то удовольствие , которое вы доставили нам своим пением сегодня.

Конкурс завершился, и финалисты, и те, кто не дошел до 3 тура, получили возможность быть увиденными и услышанными жюри, получили советы по мастерству и приглашения в театры и агентства.

Россия сегодня имеет хорошую школу для обучения оперному искусству, и наши молодые таланты покоряют известные иностранные театры, составляя большую конкуренцию качеством и количеством. Во всех труппах мира работают российские оперные певцы. Чем больше у нас будет таких международных вокальных конкурсов, тем больше возможностей смогут открывать для себя участники, тем выше будет музыкальная исполнительская культура и уровень профессионализма певцов. Следующий вокальный конкурс им Л.В. Собинова состоится через два года. Будем ждать новых удивительных открытий.


P. S. В следующих материалах о конкурсе вы сможете прочитать интервью членов жюри на темы конкуренции на оперных подмостках, об академизме и «отсебятине» в исполнении известных произведений, о том, какими качествами должен обладать певец сегодня, чтобы состояться в профессии и что мешает «нашим» больше присутствовать на сценах мировых оперных театров.


Евгения Стрига
Фото автора и пресс-службы конкурса


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Зарядись «Классикой энерджи»!

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет 27 января в Доме музыки концерт «Классика энерджи». Прозвучат бессмертные шедевры классической музыки всех...

«Холодный фронт» в галерее АртСтори

Галерея ARTSTORY представляет 27 января новый выставочный проект — «Владимир Мигачев. Холодный фронт». В экспозиции представлены новые работы, созданные в...

Внук Бельмондо ищет причины, чтобы жить

20 января 2022 года кинопрокатная компания Russian World Vision выпускает в прокат фильм «9 причин, чтобы жить» режиссера Кристофа Барратье....

«Татьянин день» в Доме музыки

22 января в Московском международном Доме музыки Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет концерт «Татьянин день». Прозвучат самые красивые песни...

Международный день памяти жертв Холокоста

В Еврейском музее и центре толерантности состоялась официальная церемония, посвященная Международному дню памяти жертв Холокоста

Метафорум в Костомукше: увидеть смыслы

Креативное сообщество Костомукши, власть и бизнес обсудили стратегию развития творческих индустрий на Метафоруме «Креативные города».

Восьмой метафорум прошел в Волгоградской области

Национальный  форум завершил свою работу в Волгограде и Волжском. На двух площадках форума креативное сообщество городов, власть, бизнес, активные жители...

Метафорум в Ярославской области

Перспективы развития и возможности поддержки креативных индустрий обсудили на Метафоруме «Креативные города» в Ярославской области.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Зарядись «Классикой энерджи»!

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет 27 января в Доме музыки концерт «Классика энерджи». Прозвучат бессмертные шедевры классической музыки всех...

«Холодный фронт» в галерее АртСтори

Галерея ARTSTORY представляет 27 января новый выставочный проект — «Владимир Мигачев. Холодный фронт». В экспозиции представлены новые работы, созданные в...

Внук Бельмондо ищет причины, чтобы жить

20 января 2022 года кинопрокатная компания Russian World Vision выпускает в прокат фильм «9 причин, чтобы жить» режиссера Кристофа Барратье....

«Татьянин день» в Доме музыки

22 января в Московском международном Доме музыки Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет концерт «Татьянин день». Прозвучат самые красивые песни...

«Сатирикон» представит спектакль из одной буквы

21, 22, 31 января 2022 года «Сатирикон» представляет спектакль «Р», сочинение на темы пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» в постановке Юрия...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/