Проведение такого важного события и для Ярославля, и для российской культуры — II международного конкурса вокалистов, во многом состоялось, как благодаря слаженной работе всей команды филармонии, так и оркестру, который за неделю до финала форсированно должен был «прочитать» 62 оперных произведения (по два выбранных каждым из 31 отобранного участника). Учитывая то, что оркестр симфонический, а не театральный или оперный – это непростая задача. Сам главный дирижер вышел на замену заболевшему коллеге и возложил на свои плечи этот нелегкий труд. Оркестр репетировал с каждым из участников финала все конкурсные партии и старался максимально помочь снять волнение и представить себя в лучшей форме перед взыскательным международным жюри.
Из 350 участников, подавших заявку и приславших видеозаписи своих вокальных исполнений, до 2 тура конкурса было допущено 31 человек. Очное прослушивание в Ярославле, с приглашенными концертмейстерами, длилось 2 дня, во время которых каждый конкурсант должен был исполнить для жюри по четыре вокальных партии.
В состав международного жюри вошли выдающиеся зарубежные и российские оперные певцы, представители театров и агентств, работающих с вокалистами: наставница молодых певцов в лондонском королевском театре «Ковен Гарден» Нелли Миричою (Великобритания), президент Германо-Российской культурно-образовательной академии Кёльна, профессор, заслуженный артист России Рубен Лисициан (Германия-Россия); директор направления Artist Management оперного агентства «TACT International Art Management» Алекс Григорев (Нидерланды); кастинг-директор оперной труппы Большого театра России Ольга Капанина (по причине болезни не смогла приехать, но отсматривала участников он-лайн). Возглавил жюри солист «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке, профессор вокального искусства в университете Лос-Анджелеса Владимир Чернов (Россия-США-Австрия).
В финал конкурса было отобрано 12 участников — на два человека больше, чем планировалось. «Слишком высок был уровень конкурсантов»,- как отметили все члены жюри. Были среди них и те, кто завоёвывал престижные награды на других международных конкурсах и те, кто участвовал впервые. Возраст конкурсантов был определен до 33 лет.
Для тех, кто не прошел в финал, жюри сделало отдельный подарок в виде своих открытых мастер-классов. Финалисты, сидя в зале, тихо завидовали тем, кто на сцене занимался со звездами и коучами мирового уровня. Владимир Чернов, Нелли Миричою и Рубен Лисициан щедро делились с молодыми талантами своими секретами профессии, стараясь максимально поработать с каждым конкурсантом в отведенные полчаса, указав на особенности звучания, дыхания и работы с анатомией своего голосового «инструмента». Мастер-классы длились более четырех часов.
В финале конкурса на сцене Ярославской филармонии участники должны были исполнить по 2 произведения из русского и зарубежного классического оперного репертуара. Среди них явно превалировало мужское большинство теноров и баритонов. Финалисты были из разных уголков России и стран ближнего зарубежья: Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Армения.
Финал длился почти 4 часа, и после долгого и непростого обсуждения жюри вынесло свое решение. Гран-при не присуждать. Слишком равны были участники в своих голосовых и артистических возможностях. Лауреатами конкурса стали: 3 премию поделили Ершов Александр (баритон, Ярославль) и Садухасов Дамир (тенор, Казахстан); второй премии удостоились Лисиин Максим (баритон, Москва) и Чеблыков Дмитрий (баритон, Москва). Жюри отметило его артистизм и высокое исполнительское мастерство конкурсных произведений: П. Чайковского речитатив и баллада Томского из оперы «Пиковая дама» и Ж. Бизе куплеты торреодора из оперы «Кармен» специальным призом Большого театра. Его выступление в конкурсной программе, пожалуй, было самым ярким и сорвавшим множество оваций и криков «браво».
Чеблыков Дмитрий (баритон, Москва)
Лауреатом первой премии стала единственная девушка среди отобранных жюри победителей, Цыганкова Софья (сопрано, Москва), которая исполнила В. Беллини речитатив и романс Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки» и арию Марфы из оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. Жюри и главный дирижер ЯГСО отметили ее музыкальную культуру исполнения и точность в передаче образа.
Первую премию также получил Токмаков Дмитрий (тенор, Беларусь), который исполнил на конкурсе плач Федерико из оперы «Арлезианка» Ф.Чилеа и арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», П. Чайковского, и был отмечен жюри «За лучшее исполнение арии из репертуара Л.В. Собинова».
Токмаков Дмитрий (тенор, Беларусь)
Специальный приз «Надежда» вручили самому молодому участнику финала — Хайдарову Жасурбеку (бас, Узбекистан).
Приз «За лучшее исполнение русской арии иностранным участником» — получила Егиазарян Элен.
Специальным призом от главного дирижёра Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра М. Аннамамедова были отмечены шестеро финалистов.
Мне провидчески удалось угадать победительницу (тогда еще просто финалистку), и в перерыве, пока жюри совещалось, я взяла у нее небольшое интервью в гримерке. Она понравилась мне на сцене и точной передачей образа, и музыкальностью, и утонченными манерами, интеллигентностью исполнения и высокой певческой культурой и чистотой.
Цыганкова Софья (сопрано, Москва)
Евгения Стрига: Софья, скажите, сложно ли было дойти до финала?
Софья Цыганкова: Наверное психологически, да. Но я не думала о сложностях, а думала о тех произведениях, которые надо будет спеть с оркестром, в случае, если пройду в третий тур. Сложно было в исполнении подряд разнохарактерных произведений и в умении концентрироваться на образе и переключаться на другой. Вообще, я получила большое удовольствие от участия в таком конкурсе и очень рада.
ЕС: Какие возможности Ярославская филармония вам предоставляла для подготовки к конкурсу?
СЦ: Были классы, инструменты, возможность репетировать с концертмейстером и с оркестром. Все необходимые условия были созданы.
ЕС: Вам понравилось участвовать в конкурсе?
СЦ: У меня не было особых ожиданий. Я приехала и мне все понравилось. Возможность поучаствовать в таком конкурсе после пандемии и такой серьезный состав жюри, и я подумала, что это хороший шанс для меня, подала заявку и прошла.
ЕС: А до этого участвовали в конкурсах?
СЦ: В конкурске Галины Писаренко в Нижнем Новгороде в 2019г, когда была совсе юной участвовала в конкурсе Елены Образцовой.
ЕС: Вы довольны собой, своими результатами в конкурсе?
СЦ: Я получила большое удовольствие от выступления на сцене филармонии с таким замечательным оркестром и маэстро. Исполнилась моя мечта спеть эти произведения со сцены на публику. В этом году я окончила Гнесинку и сейчас в магистратуре на 1 курсе. Хотела бы петь в театре, заниматься пением, мне это по душе.
ЕС: Вас не расстроит результат, если вы не попадете в тройку лауреатов?
СЦ: Абсолютно нет, я уже чувствую себя прекрасно и полюбила Ярославль за то время, что нахожусь здесь. Это такой опыт. Мне очень понравились мастер-классы , которые проводило жюри для тех, кто не попал в финал. У каждого своя методика. Я все записывала.
ЕС: Считаете ли вы, что конкурс это ступенька к следующим победам?
СЦ: Конечно, это такое испытание на прочность и в плане психики, и в плане умения мобилизовать все свои силы и работать с репертуаром, показать себя и выступать на сцене с такими прекрасными коллегами.
ЕС: Чувствовали ли вы конкуренцию между собой?
СЦ: Нет. Все были сосредоточены на работе с репертуаром. И все доброжелательны. Важно правильно выбрать конкурс, потом репертуар для программы, рассчитать свои силы и тогда от участия ты получишь удовольствие.
ЕС: Приятно было с вами пообщаться и желаю вам успехов!
После вручения дипломов, я вновь подошла к Софье, уже как к одной из победителей и задала вопрос.
ЕС: Софья, как вы чувствуете себя теперь уже в роли победительницы?
СЦ: Мне очень хорошо, я рада здесь находиться вместе с коллегами. Я, честно, не ожидала, абсолютно.
ЕС: ну теперь то уж точно станете делать карьеру оперной певицы?
СЦ: Да-да, уверена.
ЕС: Поздравляю вас и спасибо за ваш труд и то удовольствие , которое вы доставили нам своим пением сегодня.
Конкурс завершился, и финалисты, и те, кто не дошел до 3 тура, получили возможность быть увиденными и услышанными жюри, получили советы по мастерству и приглашения в театры и агентства.
Россия сегодня имеет хорошую школу для обучения оперному искусству, и наши молодые таланты покоряют известные иностранные театры, составляя большую конкуренцию качеством и количеством. Во всех труппах мира работают российские оперные певцы. Чем больше у нас будет таких международных вокальных конкурсов, тем больше возможностей смогут открывать для себя участники, тем выше будет музыкальная исполнительская культура и уровень профессионализма певцов. Следующий вокальный конкурс им Л.В. Собинова состоится через два года. Будем ждать новых удивительных открытий.
P. S. В следующих материалах о конкурсе вы сможете прочитать интервью членов жюри на темы конкуренции на оперных подмостках, об академизме и «отсебятине» в исполнении известных произведений, о том, какими качествами должен обладать певец сегодня, чтобы состояться в профессии и что мешает «нашим» больше присутствовать на сценах мировых оперных театров.
Евгения Стрига
Фото автора и пресс-службы конкурса
Метка конкурс, музыка, Ярославль
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Сакура Сад
В первый жаркий весенний день, постановкой японского режиссера Мотои Миура «Вишневый сад» в усадьбе Мелихово торжественно открылся и распахнул свои...
-
История успеха Маргариты Коковиной в рамках проекта IDI FASHION
Маргарита является основательницей бренда Florany Marg, эко-активисткой, финалистом II Всероссийского конкурса IDI FASHION и преподавателем дизайна и иллюстрации детского технопарка «Косыгин Парк».
-
Юбилейный фестиваль в неюбилейное время
В этом году Зимний международный фестиваль искусств в Сочи артистический директор Юрий Башмет был не только юбилейный, пятнадцатый, но и в очередной раз доказал, что искусство спасает всегда.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.