культурная площадка

Для каждого музыканта важно найти его неповторимый путь в музыке, чтобы состояться. Юрий Башмет расширяет количество музыкальных фестивалей в регионах России.

В преддверии первого музыкального фестиваля Юрия Башмета в Красноярске состоялась встреча с маэстро, директором Концертного агентства Дмитрием Гринченко и генеральным директором Красноярской краевой филармонии Евгением Стодушным, на которую был приглашен узкий круг журналистов. Наше издание тоже получило приглашение. В ходе беседы за чаем с пирожными нам удалось обсудить много важных тем: возможно ли в Сибири создать выдающийся оркестр? Где больше государство заботится о талантах: в России или заграницей? Насколько важно прививать юным дарованиям традиции академизма?

Стало уже определенным трендом у наших знаменитых классических музыкантов делать свои именные фестивали за Уралом, в Сибири, развивая культуру, делая ее доступной для дальних регионов России. Билеты на такие события раскупаются задолго и быстро. Зачастую люди в глубинке могут за меньшие деньги (стоимость билетов организаторами делается минимальной) увидеть артистов и попасть на те спектакли, на которые москвичи не могут купить билеты годами.

Евгений Стодушный рассказал, что у него давно была идея сделать такой фестиваль для красноярцев и региона, и получил отклик у артистического директора международного Музыкального фестиваля искусств Юрия Башмета, концертное агентство которого проводит ежегодные фестивали в Сочи, Москве, Ярославле, Ростове-на-Дону и Хабаровске. «Без авторитета сильного художественного лидера сложно реализовать идею любого фестиваля», – сказал генеральный директор Красноярской краевой филармонии.

Кроме этого, Евгений задумал большое и важное дело – создать на базе Красноярской филармонии сибирский юношеский  симфонический оркестр, что, несомненно, привлекло внимание маэстро.

В рамках первого фестиваля состоялось семь концертов, два из которых прошли в городах Красноярского края: Норильске и Железногорске. Как всегда, были и мастер-классы, и встречи с Юрием Башметом. Открылся фестиваль 22 мая спектаклем-концертом «Ван Гог. Письма к брату» на музыку Шнитке, Бетховена, Грига, Брамса, Бодрова и Малера с Евгением Мироновым в роли чтеца. Прошел специальный концерт для детей, в котором прозвучали сказка С. Лагерлефа «Путешествие Нильса с дикими гусями» в исполнении Полины Агуреевой с музыкальным сопровождением «Солистов Москвы» под управлением маэстро Башмета. 24 мая на сцену Красноярской филармонии вышла знаменитая скрипачка Е Юн Чой, которая исполнила концерт №5 Моцарта для скрипки с оркестром.

«Главное сегодня, — объяснил Юрий Башмет, — прививать молодому поколению академические навыки исполнительского искусства, оттачивать мастерство и сыгранность юных дарований в оркестре. Невозможно создать уровневый оркестр где-то в отдалении, без определенной среды: именно она растит настоящего музыканта, дает ему ориентиры и воспитывает его исполнительское искусство. Именно поэтому сложно говорить о высоком уровне подготовленности музыкантов в провинции, как бы хорошо они ни играли. Создание культурных кластеров, таких, например, как создают сейчас в Кузбассе, без сильных столичных преподавателей невозможно. А московские или питерские преподаватели не поедут в Сибирь учить, если не будет соответствующей высокой оплаты, условий для организации жизни и быта. Получается замкнутый круг».

Вот и приходится ездить по городам регионов, отсматривать, прослушивать десятки талантливых дарований, чтобы затем в столице пестовать их мастерство. В юношеском оркестре Юрия Башмета находятся исполнители от 14 до 22 лет, которые постоянно живут и занимаются в столице, ведут гастрольную жизнь, а по достижении 22 лет уходят в самостоятельное плавание. 

«Самые сильные региональные школы подготовки музыкантов — это Красноярск, Новосибирск, Иркутск Екатеринбург, Пермь, Казань, Ростов, все зависит от традиций и преподавателя. У нас в 15 городах работают постоянно действующие региональные образовательные центры, куда московские преподаватели по разным инструментам приезжают в течение года по 24 человека на мастер-классы на длительное время, из года в год занимаясь с учениками. Но музыкант должен попасть в конкурентную среду, поэтому лучшие все равно будут попадать в Москву.

Тем, как из одаренного ребенка сделать профессионала, как раз и занимаются наши региональные центры: находят детей, корректируют их и затем забирают их в Москву или Питер. Иногда дети «пересиживают», и педагог и среда уже не может ничего дать, и наступает регресс. Это гораздо хуже для музыканта. Когда мы запускали наши региональные центры, губернаторы разных городов нас спрашивали: «Вам нужно здание?» Нет. Нам нужно, чтобы профессиональное образование в области классической музыки развивалось в регионе, и наши центры работают на базе существующих музучилищ или филармоний», — рассказал Дмитрий Гринченко.

— Было бы хорошо сделать биржу выпускников для выбора их в различные оркестры по окончании обучения,  — рассуждаю я в процессе разговора, — по типу известных западных бизнес-школ, куда «на смотрины» съезжаются работодатели ведущих компаний.  
— У нас не стоит такой задачи, — отвечает маэстро. 

— Насколько различается господдержка музыкальных дарований в Европе и у нас в России? Или там это делают только частные фонды?

— Как таковой серьезной поддержки государства юных музыкантов на западе нет. Родители сами вкладывают в их образование, платят большие деньги преподавателям частных школ. Но когда такие музыканты приходят на прослушивание, ты понимаешь, насколько их уровень слабый по сравнению с нашими детьми,  подготовленными в обычных музыкальных школах. Наше государство, безусловно, вкладывает немалые средства в развитие исполнительского искусства и финансирует разные программы, гранты. Есть конкурсы и российские, и международные, где дети принимают участие и затем начинают расти профессионально, строя свою карьеру исполнителя. В этом плане за границей ничего похожего нет.  Вот, кстати, мне не очень понятно, почему на протяжении уже многих лет жюри самого престижного конкурса имени П.И. Чайковского возглавляют менеджеры, а не известные музыканты. То есть, люди, которые не владеют навыком игры на инструменте, но  которые занимаются менеджментом музыкантов. Мне кажется, это не совсем правильно, – рассказал Юрий Башмет.

Стремление маэстро собирать под свое крыло талантливых юных музыкантов, чтобы успеть вырастить не одно поколение настоящих исполнителей в лучших традициях русского исполнительского академического искусства – это основная задача Международного Благотворительного Фонда Юрия Башмета. Поэтому Красноярск станет еще одной площадкой, где эта задача будет реализовываться на базе краевой филармонии. «Для каждого музыканта важно найти его неповторимый путь в музыке, чтобы состояться», — сказал Юрий Башмет в завершении встречи.

Евгения Стрига
Фото: пресс-служба «Русского концертного агентства»


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Школа молодых журналистов, пишущих о культуре

8 мая 2024 года в рамках XVI Международного музыкального фестиваля искусств Юрия Башмета в Ярославле состоится уже Шестая Школа молодых...

Выставки мая: женщины и космос

В Москве проходит много разноплановых художественных событий. ECLECTIC традиционно знакомит с новыми выставками на арт-площадках столицы: галерея ArtStory, Центр Вознесенского,...

Приглашение в театр

ECLECTIC знакомит с тремя очень разными театральными постановками, которые можно увидеть в мае. «Электротеатр Станиславский» представляет премьеру трагифарса «Мюнхгаузен» по...

7 ярких событий мая: чем заняться в праздники

ТОП-7 идей для новых впечатлений в мае

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Школа молодых журналистов, пишущих о культуре

8 мая 2024 года в рамках XVI Международного музыкального фестиваля искусств Юрия Башмета в Ярославле состоится уже Шестая Школа молодых...

Выставки мая: женщины и космос

В Москве проходит много разноплановых художественных событий. ECLECTIC традиционно знакомит с новыми выставками на арт-площадках столицы: галерея ArtStory, Центр Вознесенского,...

Приглашение в театр

ECLECTIC знакомит с тремя очень разными театральными постановками, которые можно увидеть в мае. «Электротеатр Станиславский» представляет премьеру трагифарса «Мюнхгаузен» по...

7 ярких событий мая: чем заняться в праздники

ТОП-7 идей для новых впечатлений в мае

Город сад и новое искусство

В Центре современного искусства М’АРС проходят две футуристические выставки: «Город Сад: Мультивселенные» — о проектировании утопических миров и культуре будущего...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/