Несмотря на все геополитические и эпидемиологические сложности в начале мая в Ярославле традиционно прошел Международный музыкальный фестиваль артистическим директором которого является Юрий Башмет. Уже в тринадцатый раз было много удивительных событий, интересных концертов, интригующих встреч.
Юрий Башмет, Сергей Гармаш, Евгений Миронов, Андрей Мерзликин, артисты из других стран: Швейцарии, Хорватии, Франции, Бельгии – то, к чему за тринадцать лет привыкли ярославцы, снова вернулись на сцены области. Не обошлось без ковидных накладок: бельгийский барочный оркестр Les Muffatti, остался на карантине, но его блестяще заменили российские музыканты и контратенора Клинта ван дер Линде публика услышала, и справедливо восторгалась. А вот концерт Трио Кудси Эргюнера из Турции по понятным причинам пришлось отменить. Тем не менее, как сообщают местные СМИ, за девять дней XIII Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета его слушателями и зрителями в Ярославской области стали более 4 000 человек.
Во-первых, радостно, что на этом фестивале с самого его начала находился его вдохновитель – маэстро Башмет. В прошлом году Юрий Абрамович слег с ковидом, как раз перед началом фестиваля, и смог приехать лишь на концерт закрытия. Нынешний он называет удачным. «”13” – для меня счастливое число, — рассказал маэстро Башмет. — В 1976 году по дороге в город Мюнхен для участия в конкурсе у меня сильно поднялась температура. В кгород, я приехал абсолютно больным. В поезде мой профессор и сопровождающий из Госконцерта лечили меня народными средствами: сначала коньяк, потом, когда он не помог, какими-то таблетками. В итоге я совершенно не помню, как я оказался в гостинице. И не смог участвовать в жеребьевке. За меня тянул номер другой советский участник. Выпал тринадцатый номер. С которым я и получил первую премию. То есть тринадцать – для меня очень удачное число».
«Конечно же, регион рад тому, что фестиваль удалось провести, несмотря на ограничения. Программа его не сокращена, и даже выезды в другие города проходят как и планировалось. Об этом мы договорились заранее. Это была наша позиция – фестиваль «живет» не только в столице, Ярославле, он прорастает по всей нашей земле. Фестиваль в этом году был и в Рыбинске, и Гаврилов Яме, и Красных Ткачах… Фестиваль охватывает разные площадки: и большие, и малые. Мы вместе с маэстро считаем, что ценители музыки живут везде, и они должны иметь возможность встретиться с прекрасным.
Программа фестиваля очень насыщенная. Не только музыкальная, но и деловая. Второй год действует созданный нашими совместными усилиями центр Башмета. Хотя он располагается в музыкальном училище, но на самом деле – на территории всего региона.
Ребята счастливы: к нам приезжают музыканты настолько высокого уровня, что на их концерты не попадешь. Не то чтобы на их занятия. Но они приезжают к нам, и работают с нашими ребятами. И это невероятная удача», – рассказала Марина Васильева, директор департамента культуры Ярославской области.
Фестиваль ежегодно расширяется: появляются новые проекты и «ответвления». «У нас очень насыщенная образовательная программа. Что в этом году происходит на Brass-академии – мы к этому были совершенно не готовы! Количество музыкантов из разных частей нашей страны изъявили острое желание приехать и получить мастер-класс у духовиков по медным инструментам. Это превысило все возможности и фестиваля и Ярославля в целом. Мы уже несколько дней говорим: «Мы не знаем, как вы доберетесь, и где вы будете жить, но на мастер-классе мы вас ждем». За годы существования этой академии спрос на нее возрос многократно, и мы надеемся, что и Академия барочной музыки дорастет до этого», — поделился планами Дмитрий Гринченко, директор «Русского концертного агентства». Кроме того, уже в третий раз в рамках фестиваля прошла Школа молодых журналистов, освещающих события культурной жизни и академического искусства в региональных СМИ, на которой известные журналисты делились секретами мастерства со своими молодыми коллегами.
В этом году, помимо набившей оскомину пандемии, дополнительные сложности организаторам доставило и развитие внутреннего туризма. Большие майские праздники и маленькие возможности выезда за границу, чуть не привели к катастрофе! «Такого никогда не было. Мы живем в 8 гостиницах, мы никуда не влезаем, мы собираем все номера, которые вдруг появляются в Ярославле. Все номера, которые есть в Ярославле и в ближайших поселениях в 30-ти километрах от Ярославля мы выкашиваем как косой» — сетовал Дмитрий Гринченко.
Внутренний туризм – невероятная вещь! Не менее сильная, чем программа самого фестиваля. Зрители смогли увидеть пронзительный моноспектакь, впервые представленный в Сочи в феврале этого года, «Шекспир. Шостакович. Гамлет» с Евгением Мироновым в режиссуре Марины Брусникиной. Как отмечает Евгений Миронов, для него это уже третье обращение к «Гамлету», однако именно в сочетании с музыкой Шостаковича хорошо известные истины обретают новые смыслы. «На репетиции я с удивлением отмечал, как Юрий Абрамович замечает какие-то тонкие-тонкие вещи, которые я своим ухом не слышу. Я брал это на вооружение, для своего исполнения. Мы находимся в соавторстве с маэстро Башметом и, надеюсь, с Шекспиром и Шостаковичем.
Мне было интересно попробовать это произведение в новом формате. Я обращаюсь к нему уже в третий раз. Впервые это было с Петером Штайном, великим немецким режиссером, потом с Робером Лепажем, канадцем, и сейчас для меня это полноценное погружение. У меня есть возможность не отвлекаться на сценическое действо, на партнеров, а только текст, зрительный зал и Шостакович. С годами мне все ближе становится позиция Гамлета. Когда я репетировал эту роль впервые, мне казалось, что мой личный темперамент не совпадает с героем. Мне казалось, что я отомщу гораздо быстрее. Но, поскольку, Гамлет – это еще и философские размышления, то с годами эта роль становится мне все ближе и ближе» — рассказал Евгений Миронов.
Другой премьерой был музыкально-драматический спектакль «Корабль влюбленных»: трепетная фантазия на темы знаменитых историй любви с Андреем Мерзликиным, Григорием Сиятвиндой, Ольгой Ломоносовой и Наедеждой Лумповой в ролях. Режиссер спектакля – Павел Сафонов. За дирижерский пульт оркестра «Новая Россия» встал маэстро Башмет.
Мировой премьерой на сцене Ярославской филармонии стала масштабная опера-оратория современного классика Александра Чайковского «Хроники Александр Невский», написанная по заказу фестиваля к 800-летию со дня рождения Александра Невского.
«Это самое дорогое, что мы делаем в этом году. Эмоционально, я имею в виду. Примерно года назад, мы поняли, что Невский неразрывно связан с ярославской землей. После этого стали изучать – чем же он собственно так велик. Мы все знаем о ледовом побоище, но ничего не знаем о его жизни в целом. Именно поэтому была создана эта опера-оратория, где была бы отражена вся жизнь этого легендарного человека от момента рождения до переноса его мощей в Санкт-Петербург. Это очень необычная история, которая поможет не абстрактно помнить каких-то исторических личностей, а действительно знать, кто и почему остался в истории, и чем он был важен для нашей страны» — пояснил Дмитрий Гринченко.
С «живой легендой», заведующим кафедрой композиции Московской консерватории, художественным руководителем Московской филармонии Александром Чайковским дружит много лет и сам маэстро Башмет. Композитор сочинил для музыканта и курируемых им фестивалей не одно произведение. «Последние премьеры показывают, что он очень глубоко погрузился в историю нашей страны: были постановки «Князь Игорь», «Борис и Глеб», и вот теперь окончание трилогии — «Александр Невский». Жизнь Невского закручена на таком молодом задоре, ведь ему было не так много лет, когда были его основные победы. Это ярко, лирично.» — поделился своими мыслями Юрий Абрамович.
Завершился фестиваль большим концертом в программе которого монументальный «Реквием» современного композитора Кузьмы Бодрова на стихи Роберта Рождественского. В роли чтеца выступил Сергей Гармаш, за дирижерским пультом хоровой капеллы «Ярославия» и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» — Юрий Башмет.
Александр Стрига
Фото: Пресс-служба «Русского концертного агентства»
Метка Евгений Миронов, фестиваль, Юрий Башмет, Ярославль
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Сакура Сад
В первый жаркий весенний день, постановкой японского режиссера Мотои Миура «Вишневый сад» в усадьбе Мелихово торжественно открылся и распахнул свои...
-
Вся красота Италии в твоих глазах
«Небанальное барокко», «В лучших традициях концертных программ Вивальди и оркестровой музыки», «Инструментальное и вокальное кружево» — это лишь малая часть тех отзывов, что звучало от зрителей в тот вечер.
-
Под славным именем маэстро Юрия Башмета
Фестиваль прошел на высоком уровне, и его посетило более двух тысяч зрителей.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.