призвание

Улыбаться и ждать чуда

Живопись, графика, деревянная скульптура – игрушки для взрослых детей Дмирия Ершова – не оставляют равнодушными. Мальчики и девочки любых возрастов улыбаются, глядя на его работы

От соприкосновения с творчеством Дмитрия Ершова остается радостное ощущение. Его живопись, графика, деревянная скульптура – игрушки для взрослых детей – не оставляют равнодушными. Мальчики и девочки любых возрастов улыбаются, глядя на его работы.
Дмитрий Ершов на фоне своей картины «Лев», из цикла «Знаки»

Дмитрий Ершов на фоне своей картины «Лев», из цикла «Знаки»

Почему это искусство так трогает? Может быть, художник умеет читать наши души? Или он знает немного больше о нас, чем мы сами о себе?
По раскаленному киноварью небу мимо малинового морозного солнца спешат рубиновые снегири, привычно не обращая внимания на жаровый самовар, который чьи-то заботливые руки бережно проносят над тихим поволжским провинциальным городом. На деревянные дома и деревья из крана самовара льется вовсе не кипяток – из него сыплются частые кристаллы льда, они падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. Февраль. Идет снег. Это Водолей – одиннадцатый знак Зодиака. Так уж звезды встали! Обычное дело. Зима. Сонный городок, его дома, со всеми жителями, его деревья и заборы надежно укрыты белым покрывалом до марта. Под снегом им тепло и уютно.


Почему наивное искусство, Дмитрий?

Это еще от ВГИКа идет, от мультипликации. Потому что именно этот вуз, в отличие от других вузов, дает возможность направления свободного плаванья в разных стилях. По крайней мере, давал, когда я в нем учился.
Что касается «наива», то эта стилистика наиболее близкая мне по языку. По концентрированности, по метафоричности она – как сгущенное молоко. Потому что тут можно взять и сжать или свободно распорядиться объемами, размерами, не быть скованным теми рамками реальности, в которых мы живем. Конечно, пришлось себя в какой-то степени ломать.

Все-таки профессиональное образование есть профессиональное образование. То, как учили долгое время сначала в художественном училище, потом в институте, определенным образом все равно настраивает на определенный взгляд.
Картина «Водолей», из цикла «Знаки»

Картина «Водолей», из цикла «Знаки»

В каком училище вы учились?
В Нижегородском, тогда еще Горьковском. У нас были преподаватели, которые в своем творчестве использовали традиции народной культуры. Мы ездили на пленэры в Городец, Хохлому, знакомились с промыслами. Мы не делали росписей, но рисовали пейзажи, людей, которые там работают, и видели, как все происходит поэтапно. Это было очень интересно.

В ваших работах заметна народная тематика, провинциальная романтика. Она вам близка?
Наверное, да, близка. Все-таки я родился и вырос в Нижнем Новгороде. Стилистика этого города повлияла. Правда, его сейчас страшным образом сносят и ломают. Все деревянные постройки нижегородские, которых было очень много, начали за ветхостью не восстанавливать, а сносить. Деревянные дома, к сожалению, исчезают, и вместе с ними традиционная нижегородская характерная «глухая резьба».

Она отражена в ваших картинах?

Скульптура «Букашечка»

Скульптура «Букашечка»

У меня она не отражена. У меня она где-то там внутри меня живет, в моей памяти. Я помню, когда учился в училище, ходил по этому старому Сормово, смотрел на эти дома с какими-то русалками, львами и грифонами. Сейчас от них почти ничего не осталось.
Например, один карниз я в свое время подобрал, иначе его бы сломали.
Вот так дома сносятся. Никто ничего не собирается сохранять. Кто подсуетился, кто успел, тот и взял. А те, кто сносит, порой не понимают ценности того, что уничтожают.

Как к вашим работам относится зритель?
Сейчас не могу сказать. Так получилось, что у меня произошло некоторое выпадение из живописи, потому что я занимался другим делом – ритм жизни иногда меняется.

Как и откуда к вам приходят сюжеты?
Сюжеты приходят из собственной жизни. Я не пишу от ума, не пишу от слова, то есть, когда решаешь, что надо писать вот это, потому что это полезно для того-то и ожидаемо тем-то. Я пишу от тех образов, которые живут во мне. И как человек, родившийся, выросший и живущий в России, я, естественно, отображаю образы, взятые из окружающей меня жизни. В 19 лет, сразу после окончания училища в 83 году, я уехал из Нижнего Новгорода и поступил в институт, откуда со второго курса попал на три года в армию на северный флот в Мурманск. Служилось там радостно и приятно, но вот как художник я потерял форму и уже не смог выйти на тот уровень, с которого ушел на втором курсе института, хотя и в армии что только ни оформил: клуб, музей. Часть моя была старая, еще с довоенных времен существующая, краснознаменная. Клуб, который я расписал 25 лет назад, до сих пор стоит в том же виде. Значит, я не зря работал. Армия, как человеку, пошла мне на пользу, а как художнику – во вред. Творческих людей нельзя туда брать, по моему мнению. Большую пользу художники или музыканты ей не принесут, а вот она им вред принести может. Это как спортсмену перестать бегать – через некоторое время он уже не сможет достичь своей былой формы. Кроме того, как я считаю, армия разрушает общую культуру нашего народа.

Вы рисуете себя?

Да, но без портретного сходства. Я делаю автопортреты, изображаю некоего человека, то, что увидел, либо то, что как-то «легло», приснилось. Я рисую, скорее, впечатления жизни.

Вы изображаете идеальный мир?
Я бы так не сказал: это не идеальный мир мечты, а мир идеальных взаимоотношений. Прежде всего, мир любви.
Вот вспомнился Кустодиев, который рисовал идеализированный мир России. Мы думаем, что так оно и было, но на самом деле так не было. Мир Кустодиева – абсолютно вымышленный. Художник просто брал элементы того мира, в котором жил, и устраивал его в каком-то идеальном порядке. При этом его красота и пейзажи – это реальность, но все остальное – его внутренняя атмосфера. Такой у него взгляд на мир был, и ему было хорошо с самим собой и с этим миром. И вот то свое «хорошо», что в нем было, он и отражал. Видимо, и я стараюсь свое «мне хорошо» отразить в работах.

Когда у вас есть настроение работать, это потребность?
Да, это потребность. Потому что были годы, когда я не писал. По разным причинам. Бывает, попадаешь под влияние ложной фразы:«если можешь не писать – не пиши».
Ну, да… не можешь писать – не пиши. Но потом это входит в некую привычку, когда вроде уже и хочется писать, а уже некий ритм жизненный нарушен, и кажется – ничего, перетерпится, пройдет. А потом, все это накапливается, накапливается, накапливается, и такие вещи лучше не «перетерпевать».

Картина «Близнецы», из цикла «Знаки»

Картина «Близнецы», из цикла «Знаки»

У вас есть дети?
Да, четверо сыновей. Старшему двадцать три года, младшему – девять. Но пишу я не для детей, а для себя – выговориться хочется.
К примеру, цикл работ «Знаки». Была у меня такая идея, и я ее воплотил. Сначала она выглядела как «Знаки Зодиака, русское прочтение», но во время работы я понял, что называть так не имеет смысла, потому что это не русское прочтение, а вненациональное. Так мне увиделось, но называть свой взгляд именно «Русским прочтением» я не дерзаю.
Я вижу Льва на роскошном диване с цветочной ветвью вместо хвоста, отдыхающего под сочным раскидистым деревом. Ни точно таких диванов, ни львов в природе не существует. Но этому льву на картине явно уютно. И зритель, который им любуется, ощущает знойную, густую, ароматную тяжесть августовского дня. Это будит воспоминания и одновременно внушает надежду, что где-то впереди ждет нас изобильное лето, стоит только радостно пережить зимние месяцы вместе со Стрельцом, Козерогом и Самоваром.

А в какой технике вы работаете?

Я работаю маслом. Пробовал писать акрилом, но это не мой материал. Он холодный, неприятный на ощупь. Хотя и сохнет быстро и со всех сторон удобный. Когда мне было лет 9, я по телевизору увидел фильм «Василий Суриков», увидел, как он пишет. И все! Сказал: «Мама, я хочу краски!» Благо моя мама была внимательна ко мне и никогда не отказывала в важных вещах. Мы пошли в магазин и купили масляные краски, и я стал сразу рисовать ими. А уже потом была акварель, гуашь и все остальное. То есть начинал я с масла и больше всех люблю именно его, для меня его запах – запах детства!

А иконы вам приходилось писать?
После института я два года помогал своему другу восстанавливать храм в Вологодской области. И по хозяйству храмовому помогал, и в воскресной школе преподавал детям. И писал иконы для иконостаса, но меня хватило на два года, потому что я не деревенский житель. Деревню я люблю, но как дачник. Я родился в городе, вырос на асфальте и люблю город, без него, без его шума не могу. Люблю Москву, люблю большие города, мегаполисы. И очень грустно видеть, как наши города разрушаются, как прекрасная архитектура XIX века безжалостно сносится. Именно провинциальная архитектура – весь деревянный Нижний Новгород, который я любил, который был мне очень близок, – от него почти ничего не осталось.

У героев ваших работ есть прототипы?
Кто сегодня запал в душу, тот и герой. Сегодня один вдохновляет, завтра – другой. А «сквозного» героя у меня нет. Разве петухи, птицы, цветы и дома к ним относятся.

Ваши картины такие радостные, и реакция зрителей на них такая же.
Я, в принципе, человек достаточно радостный и стараюсь этой радостью с людьми делиться. Я смеюсь по ночам во сне. Часто.

А почему и над чем, помните?
Я просыпаюсь от собственного смеха и помню, что снилось что-то очень смешное. А когда начинаю анализировать то, над чем смеялся, понимаю, что вроде бы ничего смешного в этом сне и не было. Видимо, уровень юмора и реальности в снах совершенно другой, чем в жизни.

А может, сны и есть основа ваших сказочных сюжетов?
Иногда во сне я вижу сюжеты картин.  Я стараюсь раскачать грань яви и сна. Потому что многие вещи, которые в жизни кажутся логичными, нам особо не нужны. Это связь реальности и подсознания, связь нашего внутреннего чувства, которое в нас живет и которое мы сами от себя порою прячем. Это, наверное, связь с самим собою, с тем, кого зачастую мы стараемся далеко и глубоко задвинуть. Чтобы он нам не мешал либо не пугал, потому что это и есть детские страхи внутри. Ребенок, когда постепенно взрослеет, хочет быть взрослым дядей или тетей, он играет взрослую роль, а самого себя – ребенка – он порою задвигает, самое сокровенное и настоящее изживает из себя, к сожалению. А делать этого не надо, потому что иначе просто нет радости никакой в жизни. Если мы ребенка в себе задвинули, полноценно радоваться уже никогда не будем и счастливыми тоже не будем.

Ваше творчество – это реализация ребенка, который в вас?
Конечно.

Какие у вас творческие планы? Будете продолжать выставочную деятельность?

Да, буду продолжать участвовать в выставках. У меня была творческая пауза, а теперь я снова вхожу во вкус. Писать хочу, люблю и понимаю, что для меня это необходимо.
В будущих работах, которые уже живут во мне, зреют и рвутся наружу, будет связь культур, связь разных народов. Более эклектичные вещи – тема моих будущих работ, которые, надеюсь, состоятся и напишутся, даст Бог.

Работа из частной коллекции

Работа из частной коллекции


Православный священник и художник – это две ипостаси Дмитрия Ершова, которые независимо существуют в этом удивительном и очень светлом человеке, чьи работы вызывают радостную улыбку зрителя.

 

Беседовала Александра Гончарова
Редакция благодарит Галерею G8 за организацию интервью и фотосъемки во время экспозиции выставки «Дмитрий Ершов. Продолжение».

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/