персона

Актер - космос

Он выдержал не одну проверку на прочность. Его чуть не отчислили со второго курса ГИТИСа – в мастерской Марка Захарова, по собственному признанию ее выпускника, он был «хуже всех», но все-таки стал актером легендарного МХТ имени Чехова. Шлейф ролей в кино «легких» жанров не помешал ему сняться у Алексея Балабанова, Никиты Михалкова, Павла Лунгина, Веры Сторожевой.

«Комедийный» актер Дмитрий Дюжев удивил нас, когда после череды криминальных образов сыграл монаха из маленького северного монастыря в фильме «Остров». Он снова заговорил о боли уже как режиссер в своей первой получасовой короткометражке «БРАТиЯ», радикально зарифмовав собачьи бои с драками двух братьев. Однако внешняя жестокость в их отношениях – не что иное, как маскировка боли, а если копнуть глубже – за этим стоит любовь.

Новая актерская работа Дмитрия Дюжева – главная роль в спектакле «Нашла коса на камень» по пьесам А. Н. Островского. Это первая премьера в репертуаре «новорожденного» Московского губернского театра под руководством Сергея Безрукова. В этой постановке Дюжев был одним из приглашенных «со стороны», но он сумел настолько органично вписаться, что стал «рыбой этого океана».

Дмитрий Дюжев рассказал Eclectic о героях нашего времени, о своем опыте и восприятии боли и о том, какие собаки грызутся у него в голове.


В своем короткометражном фильме «БРАТиЯ» вы дали ответ на вопрос, как проверяется любовь: готовностью сесть за брата в тюрьму…

Да, действительно, любовь всегда там, где есть готовность жертвовать. Любовь так или иначе призывает нас к тому, чтобы мы в себе обязательно что-то меняли ради любимых. Можно ли изменить человека? Островский в «Бешеных деньгах», как и Шекспир в «Укрощении строптивой», говорят о том, что это возможно.

В чем тогда стойкость – измениться или остаться верным себе?

По-разному. В любом случае здесь дело не в том, чтобы подстроить под себя другого, сделать его удобным для себя. Желание измениться должно исходить от самого человека. Его отправной точкой служит момент, когда ты понимаешь, что тебе самому некомфортно жить таким, какой ты есть. Это сложно, я бы даже сказал – за тем, как человеку измениться, стоит небесный промысел. В спектакле «Нашла коса на камень» Савва Васильков и Лидия Чебоксарова – личности двух абсолютно разных психотипов, трудно представить в большей степени не подходящих друг другу людей. Они не должны были сойтись ни по каким параметрам. Я играю персонажа весьма стойкого к любым препятствиям на своем пути, убежденного в том, что из любой ситуации он должен выйти достойно, и как бы его там ни поливали грязью, его это не изменит. Его возлюбленная – из тех женщин, что с детства считаются красивыми, у кого чуть ли не каждый день появляются новые ухажеры и носят им портфели, делают за них уроки, дают списывать на контрольных… Такой избалованной девушке ничего в жизни не нужно делать, нет потребности ставить и достигать цели, защищать диссертации, чтобы кем-то стать, девушка и так счастлива: всю жизнь она принимает подарки, выслушивает комплименты и объяснения в любви, получает предложения о замужестве. Так и нашла коса на камень: психотип Чебоксаровой и диаметрально противоположный психотип Василькова. В финале Лидия готова к внутренним переменам ради человека, которого полюбила.

Дмитрий, а что, по-вашему, в жизни стоит бешеных денег?

Знаете, глупостью будет сказать, что ничего, и глупостью будет сказать, что всё. Однако из этих двух глупостей я, наверное, выберу вторую. Для кого-то бешеных денег стоит улыбка девушки, как в известной драматургической ситуации: мужчина идет на все, лишь бы эта девушка ему улыбнулась, а потом он всю жизнь будет вспоминать ее улыбку… Есть вещи, не сопоставимые ни с чем материальным, когда ты готов отдать все, что у тебя есть, залезть в немыслимые долги, чтобы спасти жизнь близкого человека. А можно спустить круглую сумму на какой-нибудь пустяк – и это действительно будет того стоить для человека, который счастлив уже самим фактом, что может себе это позволить, ведь он достиг материального благополучия своими способностями и трудом.

Вы как человек, безусловно состоявшийся в профессии, ходите на пробы, кастинги?

На кастинги уже не хожу – это первое знакомство с актером, а меня уже все-таки знают и зовут сразу на пробы. И в этом нет ничего бьющего по самооценке, мне самому интересно «пробоваться». Хотя, конечно, бывает, утверждают на роль без проб. Но для меня самого неприемлемо в первый раз прийти на съемочную площадку и тут же с ходу пытаться что-то играть. Это халтура. Поэтому иногда сам напрашиваюсь на пробы, поскольку мне важно познакомиться с режиссером, может, что-то порепетировать, пообсуждать с ним, напитаться его воображением, его представлением этой роли, видением самой истории для того, чтобы стать «рыбой его океана» и дальше плыть самостоятельно.

Вы можете сыграть все?

Как актер я завишу от режиссера. Если режиссер сможет поставить все, то и я у него сыграю все. А вот могу ли я поставить все как режиссер? Этого пока не знаю – наверное, это зависит от задач.

Какие темы в искусстве вам интересны?

Каждому художнику интересно то, о чем он сам думает, то, что он сам пережил, либо то, с чем он знаком, что ему близко. Каждый режиссер снимает то, что его будоражит. После показа моей короткометражки «БРАТиЯ» на «Кинотавре» вышла статья с заголовком «Какие собаки грызутся в голове Дюжева». По-моему, хорошая метафора творческого процесса. Действительно, в моей голове эти самые «собаки» грызлись-грызлись, не давали ни на секунду присесть – и я это сделал, снял фильм на тему, которая мне близка и интересна. Такова суть режиссерской профессии: когда делаешь то, чего не можешь не делать.

Д. Дюжев в роли Саввы Василькова на сцене Московского областного дома искусств «Кузьминки»

«Как только человеку дают высказаться, он говорит о боли». Это ваша мысль из одного интервью. На ваш взгляд, кто сильнее – человек или его боль?

Прежде всего, не думаю, что боль отделима от человека – она не может быть самостоятельной, это сильное личное переживание, часть твоего внутреннего мира. Каждый художник так или иначе говорит о своей боли, и даже если в смешной форме – все равно всегда о боли. Боль – это рождение, взросление, самосознание… Более того, философски можно истолковать боль как питание для самовыражения художника. Даже счастье – оно либо граничащее с болью, либо возникшее из какой-то болевой ситуации.

Возможно, не давая себе в том отчета, мы чувствуем и живем на сравнении чего-то с чем-то. Если бы нам не с чем было сравнивать, мы жили бы спокойнее и счастливее – как, например, «счастливо» жили в СССР, не имея другого опыта и не зная, что происходит за «железным занавесом». И только побывавшие за границей делали для себя открытие, что можно жить по-другому. Сравнение нас убивает – и в то же время дает нам возможности для настоящей жизни. Об этом говорил Стив Джобс: «Вы родились в мире, созданном другими людьми, и думаете, что все так и должно быть. Нет. Люди, придумавшие все это, были не намного умнее вас. Так почему вы не можете сделать в этом мире что-то лучше?»

Получается, герои нашего времени – люди активные, действующие, меняющие себя и окружающий мир?

Да, это те, кто понимает, что все зависит только от нас самих. Савва Васильков в этом плане персонаж актуальный, герой нашего времени. При создании этого образа мы ориентировались на настоящего человека: Сергей Безруков, к счастью, нашел живой прототип и прислал мне ссылку, дальше мы начали копаться в Интернете, искать его видео, контакты и так далее. Этот человек – бизнесмен из уральской глубинки, занимается сельским хозяйством. В то время как все трубят, что сельское хозяйство у нас хиреет, что люди не хотят работать, он зовет к себе в гости, чтобы показать – это неправда. Пусть он немножко простоват, провинциален и разговаривает слегка нескладно, с «оканьем», но он на своем опыте доказал, что село не загибается и что работа на земле приносит прибыль. А почему не приносить, если есть плодородные почвы и руки растут из правильного места?.. И он может делать это в гораздо большем масштабе, на всю страну, дайте только ему такие возможности! И тогда все, кто ворует, замолчат. Так что спектакль «Нашла коса на камень» для сегодняшнего дня актуален, равно как современен и его герой – тот, кто из простых людей, не по блату, не из высшего общества, всего добивается сам и наглядно показывает, что можно и нужно жить честно. Такие люди не перестают меня удивлять.

 

Беседовала Марина Довгер
Фотографии: Алексей Лерер

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/