Русский эквивалент мировоззренческого вопроса «The Beatles или The Rolling Stones?» звучит так: «Толстой или Достоевский?». Владимир Набоков однозначно выбирал Льва Толстого. В книге «Лекции по русской литературе» он даже привел свою иерархию русских писателей конца XIX: первый – Толстой, второй – Гоголь, третий – Чехов, четвертый – Тургенев. На своих «живых» лекциях профессор часто просил студентов плотно задернуть шторы, а потом включал одну лампу и говорил: «Это Пушкин», затем зажигал вторую: «Это Гоголь», и третью: «Это Чехов». После чего Набоков раздвигал шторы и восклицал: «А это – Толстой!».
Отказ от Нобелевской премии
В 78 лет Лев Толстой отказался от Нобелевской премии, на которую он был выдвинут Российской академией наук в 1906 году. Лев Николаевич отправил письмо финскому писателю Арвиду Ярнефельту с просьбой обратиться к своим шведским коллегам и «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии». Свой отказ он мотивировал тем, что не знает, как распорядиться денежным призом – «как и всякие деньги, могут приносить только зло».
Антицерковник
Лев Толстой критиковал русскую православную церковь, вменяя ей в вину, что она ставит свои интересы выше, чем нравственные иделы. За крамольные идеи великого русского писателя отлучили от церкви – постановлением под названием «Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года, № 557, с посланием верным чадам Православной Грекороссийской Церкви о графе Льве Толстом». В 2001 году директор музея-заповедника «Ясная Поляна» Владимир Толстой обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой пересмотреть отлучение великого писателя и получил отказ.
Последний путь
Как известно, в 80 лет Лев Николаевич покинул свое родовое имение в Ясной Поляне и пошел в монастырь, но до него так и не добрался, встретив смерть на постоялом дворе на железнодорожной станции Астапово. Об последнем пути графа Толстого драматург Ион Друцэ написал пьесу «Возвращение на круги своя» на основе достоверного биографического материала, в том числе дневников писателя.
Философские трактаты
Кроме художественных произведений, Лев Толстой оставил после себя ряд философских трудов («О цели философии», «Философские замечания на речи Ж.-Ж. Руссо», «Критика догматического богословия», «Исповедь», «Путь истины», «Так что нам делать?».
О ценности жизни
«Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь – зло, то мы говорим это только в сравнении с другой, воображаемой, лучшей жизнью, но ведь мы никакой другой лучшей жизни не знаем и не можем знать, и потому жизнь, какая бы она ни была, есть высшее доступное нам благо».
«Ценность жизни обратно пропорциональна квадрату расстояния до смерти».
Об искусстве
«Сказать, что произведение искусства хорошо, но непонятно, все равно, что сказать про какую-нибудь пищу, что она очень хороша, но люди не могу есть ее… извращенное искусство может быть непонятно людям, но хорошее искусство понятно всем»
«Истинная наука и истинное искусство всегда существовали и будут существовать подобно всем другим видам человеческой деятельности, и бесполезно оспаривать или доказывать их необходимость»
О декадентах
«Ведь это опять искусство для искусства. Опять узкие носки и панталоны после широких, но с оттенком нового времени»
О Шекспире
«Помню то удивленье, которое я испытал при первом чтении Шекспира. Я ожидал получить большое эстетическое наслаждение. Но, прочтя одно за другим считающиеся лучшими его произведения: «Короля Лира», «Ромео и Юлию», «Гамлета», «Макбета», я не только не испытал наслаждения, но почувствовал неотразимое отвращение, скуку и недоумение о том, я ли безумен, находя ничтожными и прямо дурными произведения, которые считаются верхом совершенства всем образованным миром, или безумно то значение, которое приписывается этим образованным миром произведениям Шекспира».
Об общении
«Слово – дело великое. Великое дело потому, что она есть могущественнейшее средство единения людей».
О счастье
«Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, т.е. жизнь под открытым небом .при свежем воздухе, общении с землей, растениями, животными…»
О власти
«Если люди доведут правление до того, что все люди будут участвовать в управлении, то не будет и управления – люди будут каждый управлять сам собой»
О братстве народов
«Кто бы вы ни были – француз, русский, поляк, англичанин, ирландец, немец, чех –поймите, что все ваши настоящие человеческие интересы, какие бы они ни были – земледельческие, промышленные, торговые, художественные или ученые, все интересы эти так же, как и удовольствия и радости, ни в чем не противоречат интересам других народов и государств, и что вы связаны взаимным содействием, обменом услуг, радостью широкого братского общения, обмена не только товаров, но мыслей и чувств с людьми других народов».
«Поймите, что вопросы о том, кому удалось захватить Вей Хай-вей, Порт-Артур или Кубу, — вашему правительству или другому, для вас не только безразличны, но всякий такой захват, сделанный вашим правительством, вредит вам потому, что неизбежно влечет за собой всякого рода воздействия на вас вашего правительства, чтобы заставить вас участвовать в грабежах и насилиях, нужных для захватов и удержания захваченного. Поймите, что ваша жизнь нисколько не может улучшиться оттого, что Эльзас будет немецкий или французский, а Ирландия и Польша свободны или порабощены; чьи бы они ни были, вы можете жить где хотите».
О работе
«Когда наступит новый, разумный, более разумный склад общественной жизни, люди будут удивляться тому, что принуждение работать считалось злом, а праздность – благом. Тогда, если бы тогда было наказание, лишение работы было бы наказанием».
О свободе
«И всегда, чем более в каком бы то ни было действии мы видим свободу, тем менее необходимости, и чем более необходимости, тем менее свободы»
О вегетарианстве
Отношение великого писателя к бытовым нуждам дало повод множеству анекдотов.
В дневнике 2 июня 1884 года Лев Николаевич сделал запись: «Второй день начал не есть мясо». В 1908 году Толстой поделился своим многолетним вегетарианским опытом с журналом Good Health: «Прекратив питание мясом около 25 лет тому назад, не чувствовал никакого ослабления при прекращении мясного питания и никогда не чувствовал ни малейшего лишения, ни желания съесть мясное».
Софья Андреевна Толстая об аскетичных принципах жизни своего супруга: «Мне часто его жалко: ему как будто хочется иногда и музыки, и развлечения, а блуза и принципы мешают идти в концерт, в театр или еще куда».
Марина Довгер
Метка книги
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Александра Ирбе: Я не хочу вымученных книг
Про магию снов, отвращение к литературной братии, толерантности и не только в интервью с одной из интереснейших поэтесс современности – Сашей Ирбе.
-
Между хорошим читателем и хорошим писателем
Крисс Меррилл - современный американский поэт, журналист, переводчик, бывший военный корреспондент о мире на краю гибели и Бродском
-
Ах Астахова: сердце, которое не бывает пустым
Стихи Ирины – лишь страницы ее поэтического дневника. Поэтому мы говорили о любви, верности, свободе, саморазвитии, стихах, ритмах, музыке и немного о Бродском. Обо всем, что волнует и саму Ирину, и большинство из нас
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.