мастер

Пингвин или не пингвин?

Актер и продюсер Алексей Гуськов о солнечных идиотах, работе с Бегбедером, и желании снять фильм «Веселые ребята»

Как актера Алексея Гуськова представлять не нужно. Редко можно встретить в нашей стране человека, не знакомого с его яркими экранными образами. «Граница. Таежный роман», «Турецкий гамбит», «Мусорщик» — его фирменный тяжелый взгляд из-под бровей покорил сердце не одной кинозрительницы. Как продюсера его знают меньше. Так получается, что в таком качестве он выступает раз в 3-4 года. Тем более – веский повод поговорить с ним о выходящей 19 ноябре картине «Пингвин нашего времени».

Алексей Гуськов, актер, Пингвин нашего времени, новый фильм, интервью

Почему этот фильм сейчас актуален? Что в нем есть такого, что должно привлечь зрителя?

Современные фильмы последнее время мне более интересны, нежели какие-то исторические и костюмные драмы. При условии того, что киноиндустрия очень четко разделилась на две ветви: развлечение и независимое кино, которое не аттракцион для зрителя, а поднимает какие-то сложные и важные темы.
Мой герой актуален как никогда. Сегодня «мессии» появляются на ровном месте, по 35 в день. Их нам предлагают отовсюду: социальные сети, массмедиа. Используя современные методы воздействия на человека, они могут легко увлечь за собой. Люди за ними пойдут. А результат будет не всегда хорош. Это – проблема.

Вообще, посмотрев картину, я пришел к выводу, что фильм-то о другом, чем кажется вначале. Это так?

Как и в жизни. У Мераба Мамардашвили, замечательного грузинского философа, есть выражение: «Только пройдя путь, ты понимаешь, какой путь ты хотел пройти». В фильме смешано несколько различных жанров и тем. Вся наша современная жизнь – многожанровая. Эта история, хоть и полностью придуманная, но современная. Как у Александра Сергеевича: «Над вымыслом слезами обольюсь». Вымысел гораздо богаче того, что нам предлагает обыденность.

А что вы вообще хотели сказать фильмом?

Нам хотелось сделать некий срез современного мира, показать, как мы его видим. Посмеяться над природой человека. Ведь она остается неизменной. Читайте трагедии и комедии древних греков – со времен Эсхила и Еврипида природа человека одна и та же. А вот пространство, в котором находится сегодняшний человек, изменилось. Для сравнения мы взяли в пример пингвинье сообщество и тут же выяснили, что в природе тоже не все так просто. Исследователь пингвинов Джордж Левик скрыл результаты своих работ! Это был человек, считавший, что природный мир гораздо чище и нравственней человеческого сообщества. Но все оказалось не так просто.
Конечно, главное отличие человека от животного – нравственные чувства, совестливость. А дальше либо они присутствуют, либо нет.

Eclectic разделитель4

О фильме:

Молодая немка Виня одержима идеей найти своего возлюбленного Андрея, который внезапно исчез. В поисках Андрея она приезжает на Крайний Север России. Случайность ли, что на своем пути она встречает таинственного миллионера Всеволода Старыча, одержимого странными и даже опасными идеями?…

подробнее о фильме

Eclectic разделитель4

Современное состояние российской политики, экономики довольно-таки сложное в плане взаимоотношений с европейскими странами. Это как-то отразилось на процессе создания копродукции?

Никаких сложностей не было. Копродукция – это всегда чуть комплекснее чисто национального продукта. Фильм запускается в двух или трех странах, значит, он и к зрителю выйдет в двух или трех странах. А дальше все определяет профессионализм. Главное — найти точки соприкосновения. Проблема коммуникации, конечно, существует. Есть и другая – отличная природа юмора у разных наций. Когда я, как актер, работаю в зарубежных картинах, то все время рассказываю русские анекдоты. Могу сказать, что семь раз из десяти смеется итальянец, пять – француз, один-два раза – англичанин, и ни разу – немец. Простой пример, который говорит о том, что хоть внешне мы и похожи, устроены по-разному. Международные проекты для меня в последнее время – это время открытий.

И какие вы открытия сделали, работая на таких проектах?

В этом проекте, а он уже не первый с этой студией, новым для меня было то, как современную историю снимали молодые люди. И получился взгляд молодых немцев на мою страну, их ощущения от наших просторов, восторг от нашего Севера, русского гостеприимства, способности общаться.

Фильм уже вышел в Германии. И какие отзывы у немецкой аудитории?

Отзывы разные. Есть восторженные, а кто-то считает, что мы немножко запутались в своей истории. Кто-то спрашивает, почему наша героиня едет именно в Россию, а не в Канаду или Норвегию? Но это все вкусовые вещи.

Фильм снимался там же где знаменитый теперь «Левиафан», и насколько я понимаю, российская действительность в «Пингвинах» отражена тоже не в восторженных красках. Не боитесь негатива, как получила картина Андрея Звягинцева?

Не могу с вами согласиться. Мы построили декорации ресторана, гостиницы. Когда после завершения съемок мы показывали картину на Кольском, то были отзывы: «Боже мой, какая красота, не видел такого отеля! Где же он находится?». Приходилось объяснять, что мы построили декорации специально для кино. Мы рассказывали выдуманную историю и понятно, что речь идет о художественном произведении.

Сам процесс съемок: что было в нем уникального и необычного?

Мой опыт, начиная с первой зимней картины «Мусорщик» показывает, что все такие картины — красивые. Но и невероятно сложные в производстве. Однажды мы выехали на съемки по дороге в Териберку. А ее заметает буквально за 1,5-2 часа. И каравану из 20 машин пришлось развернуться через 15-20 минут. Потому что дороги буквально уже не было видно. В картине, вы увидите оранжевые вешечки по обоим сторонам дороги, в метель только по ним понимаешь, где ты едешь. А так это — пустыня. Белое на белом.
Другая очевидная сложность – человек должен быть готов к зиме. Когда мы снимали айсберг на льду, и было много планов на озере Имандра, нам пришлось двух участников немецкой группы отправить домой. Одного с отмороженными пальцами, другого с отмороженными ушами. Как мы не убеждали их одеваться теплее, они не послушали.
Сам процесс работы был сложен: на Имандре от базы на место съемок ездили на снегоходах, 15 минут туда и столько же обратно. Группу сопровождал поезд из 15 снегоходов. Дальше его надо было прятать, потому что кругом белая равнина. И ты можешь снимать только 270 градусов, а потом все надо перемещать. Намучались невероятно. Но результат, я думаю, того стоит. Визуально это удивительно красиво. При этом в картине нет ни одного компьютерного плана. Все снято в реальном времени. Картинка, особенно на большом экране кинотеатра, невероятная. Стоит упомянуть оператора Бенедикта Нойенфельса, потрясающе красиво снявшего пейзажи Кольского полуострова.


Быть пингвином, значит жертвовать собой ради других

Цитата из фильма

 

 

Алексей Гуськов, актер, Пингвин нашего времени, новый фильм, интервью

Герой фильма, Старыч, делил всех людей на пингвинов и не пингвинов, кем считаете себя вы?

Звучит немного сумасшедшее, да. Для Старыча если человек не пингвин, то он вроде как и не интересен. Поразмышляв, я понял, что это не форма забавного безумия. Сколько раз в день мы говорим «черное-белое», а не используем все оттенки цветов? Мы навешиваем человеку ярлык и живем с ним. Я подумал, что мой герой построил себе такую модель мира. Он человек богатый и властный. Его слово – есть закон, точка, после которой обсуждений не бывает. И такой характер показался мне интересным.
В фильме вообще каждый персонаж заряжен какой-то идеей: найти любимого, снять фильм, обратить на себя внимание, любыми способами выиграть олимпийскую медаль. Все, кроме Егора — героя Юрия Колокольникова. Он просто хотел заработать денег. И это единственный персонаж, оставшийся в результате у разбитого корыта. Вот такая еще мысль в фильме: без идеи не так-то и интересно проживать эту жизнь.

Старыч говорил еще, что пингвины готовы жертвовать собой. Вы готовы жертвовать чем-то ради своей идеи?

Провокационный у вас вопрос! Поступаться я готов многим. Комфортом, деньгами. Господь дает человеку какие-то таланты и возможности. Очень трудно понять, что же в тебе главное по его мнению. Но если ты угадал это хотя бы на 30-40%, нет ничего более интересного, чем развивать их. И в моей жизни было много примеров, когда я поступался чем-то ради этого.

Например, ваши переходы из театр в театр?

Да, это в поисках, как говорила Фаина Георгиевна Раневская, чистого искусства. Театр – это такой механизм когда артист – один из обоймы в 70 патронов таких же актеров. И вот он выстрелил, и нужно ждать пока снова до тебя дойдет затвор. Причина в моей неуемности, наверное. Но я уже давно работаю в театре имени Вахтангова. Чем и счастлив. Встреча с личностью гораздо интереснее сиюминутного результата. Ради нее стоит ждать.

Вы имеете в виду Риминаса Туминаса?

Именно. Я помню, когда после ряда театров, я пришел на собрание труппы Вахтанговского, услышал, его речь о том, что мы в этом году будем пробовать вспомнить наши корни, поговорим о наших детях, попытаемся попросить Господа, чтобы он улыбнулся нам. Я подумал, что хочу побыть в ауре этого человека. Это не было принятые тогда заявления о том, что «трудные времена и будем торговать, чем можем». Такая позиция скорее для супермаркета. Мне, воспитанному в старых традициях, это было не очень интересно.

Вы очень долгое время не давали интервью, и даже говорили, что сказать вам больше нечего, сейчас вам есть что сказать? Или общаетесь с прессой, потому что необходимо продвигать картину?

Я не изменил свою точку зрения. Наше произведение – это и есть наше высказывание. Все зависит от издания. Не хочу никого обижать, но есть ряд СМИ, которые я и сам не читаю, и говорить с ними не хочу. У вас интересные вопросы.

В одном из интервью вы сказали, что продюсерство – самое страшное, что есть в вашей жизни. Что-то в этом плане изменилось с 90-х годов?

Подтверждаю! Ничего не изменилось. Это самая крайняя ответственность в создании произведения. Иногда говоришь со знакомым оператором, спрашиваешь, почему тот участвовал в работе над каким-то безобразием. Он тебе отвечает: «Но изображение-то – класс!». А продюсер отвечает за все. От сюжета, до кастинга, изображения и рекламной кампании. Поэтому, с одной стороны, это действительно, самое страшное, но и самое интересное в жизни.

За что можно любить современную Россию?

Я за многое люблю свою страну. Нигде ни в одной стране, а я много где работал, нет более открытого человеческого общения. Говорю это с полной ответственностью. Может быть это даже иногда навязчиво, а кто-то может назвать это отсутствием культуры. Не думаю. Мне кажется это выработанная веками наша национальная черта. Я снимался в Ставропольском крае. Идет кадр, камера, оцепление, и тут подъезжает человек, проходит на площадку, чтобы сфотографироваться с тобой. Или заходит в дверь и не стучит. Потом читаю Толстого «Казаки» и понимаю, что все это – оттуда. Это еще от прадедушки.
Нет, меня это не умиляет. Но мне так легче. Мне это тепло и близко.

Что бы вы ответили иностранцу, который спросил бы у вас – почему стоит жить в нашей стране?

Иностранцы вообще делятся на две категории: те, которые приезжают сюда, влюбляются в это описанное мной «варварство», в эту невероятную энергию, в это мощнейшее целеполагание при полном отсутствии здравого смысла, как писала Улицкая. Либо приезжают, и мгновенно это не принимают. Становятся ярыми русофобами. В нашу неподдельную искренность – надо влюбиться.

Вы считаете себя патриотом?

Мне многое нравится в нашей стране. Но тот, тому, кому нравится все – шпион. Я патриот, которого не надо учить патриотизму. Я из тех, кто, несмотря на то, что уже плохо видит, не дай Бог что случись, возьмет винтовку и пойдет защищать страну. Но также я буду говорить о том, что надо что-то делать с тем устройством огромной страны, которое существует сейчас. Я не счастливый солнечный идиот и вижу огромное количество вещей, которые я не принимаю и не разделяю. Но общество само отрегулирует себя. Я не верю в неразумность нашего народа.

Как здравомыслящий патриот, как думаете, что должна делать часть общества, тоже являющаяся таковыми?

Не сдаваться. Сопротивляться. Я артист, люблю повторять чужие тексты, потому приведу цитату из Григория Кановича «Слезы и молитвы дураков»: «Больное время больные души. Надо лечить время? Время не надо лечить, надо лечить себя, тогда исправится время». Я стою на этой позиции.

Чего вы ждете от ближайшего будущего, чего боитесь?

Я собственно боюсь только за здоровье своих близких. А дальше все зависит от меня. Не могу сказать, что у меня дикое количество планов, но я постоянно что-то делаю. Все лето провел в Европе. Снялся у Роберто Андо с Тони Сервилло, Даниэлем Отоем. Это был первый опыт с большими европейскими звездами. И снялся у хулигана, интеллектуала и аристократа Фредерика Бегбедера в экранизации его романа «Идеал». Получил огромное количество положительных эмоций. У этого человека заряженность на высказывание подобна термоядерному взрыву. От этого строится все: сценарий, продукция, места съемок. Какая-то фантастически запредельная свобода. Работа с ним — просто глоток свежего воздуха. Это первый иностранец, с которым я говорил о корнях сатиры, Вольтере, Гоголе и Салтыкове-Щедрине.

В среднем как продюсер вы выпускаете фильм раз в три-четыре года, есть идеи о следующей работе?

Идей много. Но нет сценариев. Да и продюсерство мое, оно такое… семейное. Очень хочется сделать что-то похожее на «Волга-Волга» или «Веселые ребята». Вневременное, жанровое. С посылом, что страна огромная, потенциал в людях невероятный. Посмотреть на себя с улыбкой и грустью, и дать нам всем мечту. Вот куда я замахнулся.

Беседовал Александр Стрига
Фото: Владимир Мухаметчин

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/