Выставка-исследование о крупнейшем в США показе русской живописи, скульптуры и графики. Спустя почти сто лет вы сможете увидеть, выставленные в музее русского импрессионизма, более 70 знаковых работ из музейных коллекций и частных собраний России и мира, в том числе из Галереи Альбертина в Вене.
В 1924 году на выставке русского искусства в Нью-Йорке было представлено более 1000 работ. Выставка делалась с коммерческой целью и предполагала продажу произведений, поэтому русские художники отправляли за океан свои лучшие творения. Среди покупателей картин были: дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов.
Со временем работы были рассеяны по разным странам. Музей разыскал многие из них в коллекциях: США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Армении, Таджикистана и других государств. На территории России картины оказались разбросаны от Хабаровска до Ростова-на-Дону.
Поиск работ занял у кураторов больше года. Искусствоведам удалось установить судьбу нескольких сотен произведений. Эта выставка является уникальным срезом русского искусства первой четверти XX века.
В экспозицию вошли работы Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и других художников. Картины доставлены из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, коллекций Виктора Шкулёва, Анатолия и Майи Беккерман, Романа Бабичева и других.
Сам факт того, что в 1923 году, когда страна была в разрухе, русские художники смогли организовать такую выставку за границей, чтобы представить молодую советскую республику в Америке – вызывает восхищение их смелостью.
Юон К. Провинциалки. 1920-1922. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Это казалось невероятной идеей показать искусство враждебной коммунистической страны в буржуазной Америке. Почему не в Европе? Потому что Европа была почти в том же экономическом состоянии, как и СССР, ещё не успев оправиться после первой мировой войны. Кроме того, в 1923 году в Америке с успехом проходят гастроли МХАТа, собирая баснословные суммы с продажи билетов. Считается, что Америка — эта страна миллионеров, которые смогут выкупить большое количество русских работ, художники заработают приличные деньги, а организаторы и страна получат свои дивиденды.
На открытии выставки в музее русского импрессионизма искусствовед, профессор Университета Южной Калифорнии Джон Э. Боулт рассказал: «На той выставке было более 1000 картин, но мы из них нашли около 100. Выставка в Америке была странная, напоминала какой-то Парижский салон. В 1924 году в Америке уже было 30 000 русских эмигрантов и эта выставка была рассчитана, в том числе, и на них. Авангард в то время в США не был в моде, и, кроме Гончаровой и Ларионова, не был представлен. На выставке не было работ Рериха, Бенуа. Возможно, что у Грабаря были какие-то проблемы во взаимоотношениях с этими художниками. Он решил показать молодую советскую республику, используя стереотипы и клише, что были приняты на западе: русские бородатые мужики, краснощёкие бабы, природа, зима.»
Организаторами той выставки становятся художники: Игорь Грабарь, Константин Сомов и Сергей Виноградов. Они решают собрать около полутора тысяч полотен, (пятьсот из которых присылают русские художники-эмигранты из Парижа). Чтобы сэкономить на расходах полотна вывозятся без рам. Но вскоре по приезду в Америку организаторы понимают, что рамы здесь очень ценятся. Приходится взять заем в американском банке на 15 000 долларов на покупку рам и, уже затем, выставлять полотна.
Выставка русского искусства открылась в марте 1924 года на одной из самых престижных выставочных площадок Нью-Йорка, в Grand Central Palace, в центре Манхэттена. Ее организовали на двенадцатом этаже здания, чтобы можно было немного сэкономить на освещении, так как сверху были огромные окна. На афише, которую нарисовал Кустодиев, был изображён извозчик, но американцы не могли понять этот персонаж, называя его то городовым, то Дедом Морозом. Содействие в проведении оказали многие видные американские деятели и представители бизнеса, а в попечительский совет вошел издатель Уильям Хёрст.
Несомненно, что именитые художники: Грабарь, Сомов и Виноградов не были профессиональными организаторами, поэтому по завершении выставочного проекта в Америке они остались в убытке. Изначально они обещали художникам брать комиссию всего 10%, но на деле она возросла и составила половину от стоимости проданной картины. По Канаде и Америке выставка путешествовала с сентября 1924 года по весну 1926 года и посетила двадцать городов. Сомов по завершении проекта остался в Америке. В январе 1927 года картины привезли обратно в Москву и передали художникам.
Рылов А.А. Чайки. 1922.Нижегородский государственный художественный музей
Куратор выставки Ольга Юркина: «Русские художники, отобранные организаторами, не пришлись «по вкусу» американцам того времени. Выставка в Нью-Йорке длилась полтора месяца и приносила большие расходы. Несмотря на это, организаторы не расплачивались картинами художников. Работы стоили от 100 до 300 долларов, и организаторы просили художников еще снижать стоимость работ, чтобы продать хоть что-то. Был большой зрительский интерес, но работ покупали мало. Многие художники на деньги, полученные за проданные картины, смогли хоть как-то существовать в России либо эмигрировать за границу. Например, Серебрякова, у которой продали два полотна – смогла уехать во Францию. Пользовался спросом Аполлинарий Васнецов, Кустодиев. Из пяти привезённых работ Архипова было продано четыре. Дороже всех продавался Поленов — более 1 000 долларов платили за каждую картину. Из 13 его работ было продано 11. Две из них вернулись в Россию, но до художника так и не дошли. До сих пор его родственники не знают, где находятся эти полотна.
В общей сложности в Америке было продано более 90 работ на сумму более 50 000 долларов».
Каталог выставки делался самим Грабарем, который как умел, перевел названия работ на английский язык. Иногда, не зная перевода слова, он переводил то, что было изображено на холсте. Сейчас, чтобы воссоздать, сравнить, идентифицировать картины, которые были представлены на той выставке, необходимо проделать большую исследовательскую работу. Результатом такой работы стал выставочный проект «Гипотезы» на третьем этаже музея русского импрессионизма с работами Виктора и Аполлинария Васнецовых, Станислава Жуковского, Бориса Кустодиева и других художников, участие которых в заокеанской эпопее остается под вопросом.
Обе экспозиции позволяют представить, как могла выглядеть выставка в Нью-Йорке в 1924 году. Помимо живописных полотен выставлены графические работы, предметы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации и архивные фотографии.
Подготовку к масштабной экспозиции начали весной 2020 года в разгар пандемии. Информацию собирали по крупицам. Искали во всех библиотеках мира хоть какие-то заметки, сведения о выставке, которая прошла 100 лет назад в Америке. В процессе подготовки к выставке изучалось много архивов: Philadelphia museum of art, Metropolitan museum, архив Сергея Судейкина в Вашингтоне, архивы Бакста, Фешина. В России – это архивы Третьяковки, Русского музея, РГАЛИ, русского фонда культуры. Если указать всех кто помогал осуществиться этой выставке, то только список названий американских институций, людей, организаций, которые смогли дать хоть какую-то информацию 100-летней давности, будет напечатан на трех страницах А4 формата.
Подтвердить участие того или иного полотна в американской выставке помогли сотни архивных документов, каталогов аукционных торгов, консультации с музейными хранителями, а также переговоры с коллекционерами и сотрудниками аукционных домов.
Среди таких открытий «Старый балет» Константина Сомова из частного собрания, обнаруженный на одном из американских аукционов. Изучение этикеток на оборотах картин и каталожных номеров позволило подтвердить участие в выставке работ «Августовский вечер» Константина Юона, «Чайки» Аркадия Рылова, «После Куликовской битвы» Валентина Серова и еще ряда произведений.
Значительную роль в подготовке проекта «Другие берега…» сыграли газеты и журналы двадцатых годов прошлого века. Порой именно рецензии и отзывы в прессе помогали искусствоведам подтвердить произведение. Так было, например, с картинами «Жёлтое лицо» Кузьмы Петрова-Водкина и «Вечер на Чёрном море» Григория Бобровского.
Директор музея Юлия Петрова: «В настоящее время нет культурного музейного обмена между Россией и Америкой, Украиной и Россией, невозможно договориться привести картины из частных собраний или галерей, находящихся на территории этих стран. Некоторые работы мы нашли, но привезти их не представляется возможным. Информация о них опубликована в расширенном каталоге вместе с архивными фотографиями и аналитическими материалами. Так, например, огромное полотно Кустодиева было подарено Россией японскому императору в день вступления на престол и она находится в личном собрании семьи, вывезти её невозможно. Частные коллекционеры тоже неохотно отдают картины для выставок».
В новой выставке музея русского импрессионизма две работы из собрания галереи Альбертина в Вене: «Офицерский парикмахер» Михаила Ларионова и «Виолончель» Василия Шухаева. Их приезд в Россию стал возможен благодаря специальному партнеру выставки — фармацевтической компании, которая в год своего двадцатилетия поддерживает серию мероприятий для повышения доступности искусства.
Искусствовед Джон Э. Боулт подготовил статью для каталога выставки, финансирование которого (3000 экз.) взяли на себя меценаты Алексей и Екатерина Толоконниковы. Семья занимается коллекционированием работ художественного объединения, возникшего в 1907г «Голубая роза».
Алексей Толоконников: «Николай Рябушинский — родной брат моей бабушки. Он поддерживал творчество «Голубой розы» и я продолжаю собирать картины этих художников. Мне интересно этим заниматься. Коллекция пока нигде не выставлялась».
Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также инклюзивными мероприятиями. Куратор выставки — Ольга Юркина, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма. В рабочую группу также вошли директор музея Юлия Петрова, главный хранитель Наталья Свиридова, сотрудники выставочного отдела Дарья Урядова, Елена Ахмерова и Анна Скляревская.
Выставка продлится до 16 января.
Евгения Стрига
Фото автора и пресс-службы музея русского импрессионизма
Метка выставка, Музей русского импрессионизма
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Голая Валька» Роберта Фалька
Он являлся «модным» художником времен оттепели, и иметь его работы в своей частной коллекции было очень престижно. Фальк оставил завещание, чтобы все картины после смерти находились в России.
-
Мать и ребенок. Как в дикие времена
Героини выставки «Счастливая и свободная» предстали перед фотокамерами, чтобы в последний раз сказать: «Я была жертвой насилия, а теперь я – счастливая и свободная».
-
«Я – Айвазовский»: Невыносимая легкость восприятия
Курортный сезон подошел к концу, а вы все еще хотите на море? У нас отличная новость! Никогда билет на море не стоил так дешево!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.