Выставка

«Голая Валька» Роберта Фалька

Он являлся «модным» художником времен оттепели, и иметь его работы в своей частной коллекции было очень престижно. Фальк оставил завещание, чтобы все картины после смерти находились в России.

В Третьяковской галерее открылась долгожданная выставка Роберта Фалька. Представлено около 200 живописных и графических работ из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций. Это первая масштабная выставка знакового мастера ХХ века. Он являлся «модным» художником времен оттепели, и иметь его работы в своей частной коллекции было очень престижно. Фальк оставил завещание, чтобы все картины после смерти находились в России.  И когда знаменитый  Антониони приехал в мастерскую к жене художника, чтобы выбрать и купить одну из работ, она решительно ему отказала, сославшись на исполнение завещания мужа. Тогда Антониони попросил разрешения оставить автограф на подрамнике понравившегося ему пейзажа «Крым. Коктебель».

Р. Фальк. Солнце. Крым. Козы. 1916. Фрагмент . Государственная Третьяковская галерея

Его творчество нельзя определить каким-то одним  течением или направлением в живописи, хотя Фальк был лидером объединения русского авангарда «Бубновый валет». От ранних импрессионистических работ 1905–1909 годов до произведений 1950-х он  пережил и периоды признания, и неприятия официальным художественным сообществом. Но стал по-настоящему культовой фигурой в московской художественной среде. Мастерская Фалька в знаменитом доме Перцова на Пречистенской набережной была своего рода Меккой для художников, ищущих новые формы и смыслы в искусстве. Он писал и в традициях французской художественной школы и в стиле русского авангарда. В течение жизни Роберта Фалька его произведения не были представлены в экспозициях музеев страны. После смерти художника, вдова, А.В. Щекина-Кротова, передала многие его работы музеям бывшего СССР. Благодаря этому их можно найти в разных городских музеях по всей стране.

Большая ретроспектива художника должна была состояться весной прошлого года, но по понятным причинам была отложена. Зато, за это время, галерея смогла привезти работы Фалька из Армении. Находящиеся в двух разных частных собраниях работы: «Лиза в розовом» и «Автопортрет на фоне крыш», встречаются на выставке и образуют подобие парного портрета, схожие по цвету и манере исполнения. Они написаны в год свадьбы Фалька и его первой жены, художницы Елизаветы Потехиной.

Роберта Рафаилович Фальк (1886–1958) получил профессиональное художественное образование. С 1904 по 1905 год он учился в Классах рисования и живописи К.Ф. Юона и И.О. Дудина, в частной студии И.И. Машкова.  С  1905 по 1912 год — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где особое влияние на него оказали В.А. Серов и К.А. Коровин.

Как и большинство мастеров русского авангарда, Фальк начинал с импрессионизма. И ранние его работы и парижское десятилетие (1928–1937), напоминают палитрой работы Огюста Ренуара. Выставку «Бубнового валета» в 1910-м можно считать первой авангардной экспозицией в России. Примитивизм, определивший характер показов объединения, проявился в работах художника 1910–1912 годов («Пристань. Серый день». 1911; «Пейзаж с парусником». 1912; «Девушки-поденщицы». 1912; «Пейзаж со свиньями». 1912). На пейзаже «Солнце. Крым. Козы» (1916) зритель пытается найти этих самых коз, но их там нет, потому что Козы – это название местности.

Самое драматичное и монументальное полотно позднего кубистического периода Фалька — «Красная мебель» (1920).

1922 год стал переломным в творчестве Фалька. Он обратился к наследию старых мастеров: Рембрандту, Тициану, Веласкесу, Вермееру, Курбе. С 1928 по 1937 год во время длительной творческой командировки во Франции Фальк побывал в Берлине, Бретани, на Корсике, в Арле и Эксе, но больше всего работал в Париже. Для него всегда было важно понятие родина, и он представлялся за границей не эмигрантом, а советским гражданином, что очень сужало круг его общения и изолировало от общества. В этот период он вновь вернулся к импрессионизму. И на выставке можно увидеть чудесные мосты и пейзажи Франции в манере Клода Моне.

В послевоенные годы больше всего пейзажей написано в северном Подмосковье: Хотькове, Загорске, Абрамцеве. Как и Сезанн, Фальк любил «светло-серую погоду», идеальную для его концепции пейзажа, погруженного в атмосферу («Пейзаж с бузиной». 1954).

Р. Фальк. «Красная мебель» 1920.Государственная Третьяковская галерея

Одна из картин Фалька «Обнаженная в кресле», выполненная в кубистической манере, на выставке 1962 года, посвященной 30-летию МОСХа, вызвала негодование у Хрущева, посетившего экспозицию. Его разгромная речь, на которой он высказался по поводу «Голой Вальки», (не уловив или не разглядев фамилию автора) навсегда сделала картину «известной» именно под этим словосочетанием. Фальк всегда придерживался своего внутреннего видения, не стремился попасть в какие-то течения или писать то, что будет востребовано. Его внутренняя независимость и выносливость, неавангардный тип его натуры осложняли творчество и жизнь. Один из мрачных натюрмортов «Картошка», который передавал всю скромность и аскетизм жизни художника, напоминает схожий по названию и палитре красок натюрморт Ван Гога. Увидев эту картину, все на той же выставке в Манеже, Хрущев возмутился тому, что она дискредитирует Советское государство, в котором кроме картошки есть что поесть и нарисовать.

В последние годы он много работал над натюрмортами и портретами, тщательно выписывал и возвращался к деталям, прорабатывая каждый мазок, доводя до совершенство оттенки. Его «Женщина в белой шали», на которой он изобразил свою вторую жену, потребовала 200 часов позирования. На картине нет ни одного белого мазка, но она сияет мягким светом. Завершает путь художника мудрый и трагический «Автопортрет в красной феске» (1957). Позднее творчество Фалька — это лиричность и мудрость, мягкость и сдержанность, отражают высочайшее качество живописной культуры мастера. Ретроспектива Фалька в Третьяковской галерее ставит его творчество в один ряд с самыми великими именами русских художников.

Выставка продлится до 23 мая 2021.

Евгения Стрига
Изображения предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Only You – признание в любви

3 марта Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Московском международном Дом музыки концерт Only You, который пройдет в рамках...

Афиша выставок Москвы в феврале-марте

ECLECTIC продолжает знакомить с разнообразными выставочными проектами на московских арт-площадках. Продолжение следует.   «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына...

Театральные премьеры февраля в Москве

Eclectic знакомит с некоторыми ближайшими театральными премьерами в московских театрах: Театр Наций, Театр Вахтангова, Школа современной пьесы, Театр Пушкина, Театр...

«Нарисованная жизнь» продолжается

Музей русского импрессионизма продлил выставку «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь», которая была представлена в сентябре 2020 года. Во вновь открытых залах...

Бронзовый дебют B-Tuning в чемпионате России по зимнему треку

Следующий боевой выезд B-Tuning состоится 23 февраля - команда выступит в трековых гонках на Центральном московском ипподроме. 

На перевал Дятлова. Документально

Документальный фильм о мотоэкспедиции по перевалу Дятлова набирает обороты в YouTube.

Со «звездами» на дружеской ноге, но с верой в себя

Астролог Тамара Глоба считает, что в наступившем году наша страна выходит на новый путь, а осенью не будет никаких препятствий для передвижений по миру.

Нейромонах Феофан открыл 2021 год релизом прямо в новогоднюю ночь

Нейромонах Феофан сделал новогодний подарок всем своим слушателям и ночью с 31 декабря на 1 января выпустил новый трек «На заре».
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Only You – признание в любви

3 марта Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Московском международном Дом музыки концерт Only You, который пройдет в рамках...

Афиша выставок Москвы в феврале-марте

ECLECTIC продолжает знакомить с разнообразными выставочными проектами на московских арт-площадках. Продолжение следует.   «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына...

Театральные премьеры февраля в Москве

Eclectic знакомит с некоторыми ближайшими театральными премьерами в московских театрах: Театр Наций, Театр Вахтангова, Школа современной пьесы, Театр Пушкина, Театр...

«Нарисованная жизнь» продолжается

Музей русского импрессионизма продлил выставку «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь», которая была представлена в сентябре 2020 года. Во вновь открытых залах...

Афиша выставок Москвы в феврале

Выставки снова распахнули свои двери. ECLECTIC сделал первый обзор пяти ближайших выставок, представляющих работы как художников русского зарубежья начала ХХ...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/