Тема дистанционного обучения затронула этой весной все население планеты. Актуальность проблемы вызвала резонанс в правительственных кругах. Несмотря на то, что органы управления образованием уверяют, что обучение останется традиционно офлайновым, многие прогнозируют к 2024 году существенное увеличение программ дистанционного образования.
В течение последнего десятилетия использование электронных технических средств в учебном процессе стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило ситуацию с образованием во многих странах мира. Дистанционное обучение – одно из самых свободных и доступных методов обучения, реализуемых практически в любом месте и при любых условиях. Информационные технологии позволяют сделать визуальную информацию наглядной, интересной, постоянно обновляемой, построить процесс образования с учетом интерактивного взаимодействия учащихся и преподавателей, самостоятельной работы с обучающей системой и учебными материалами.
Возможностей для осуществления дистанционного обучения достаточно много:
- программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
- печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по предметам курса;
- электронные и печатные учебные практические пособия с тестами для самоконтроля и оценивания;
- основные (базовые) аудио- или видеолекции по изучаемой дисциплине;
- удаленные практические занятия в форме вебинаров и конференций;
- электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы.
Преимущества дистанционной формы обучения очевидны:
- возможность обучения в любой точке мира, не выходя из дома, а также без отрыва от основной работы, и даже в отпуске.
- Стоимость дистанционного обучения значительно ниже, чем очной формы.
- Гибкий график, индивидуальные сроки и темп обучения.
- Оперативный контакт между учеником и преподавателем, без затруднений по выбору времени и месту для личной встречи.
- возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель может оперативно реагировать на предложения студента, применять индивидуальную методику обучения, предлагать углубленные, персонально ориентированные блоки учебных материалов.
- привлечение к образовательному процессу ведущих специалистов вне зависимости от территориальной удаленности.
- Доступность электронных учебных материалов.
- Самостоятельно выбираемая студентом обстановка при прохождении тестов и сдачи зачетов и экзаменов, способствует снижению напряжения и тревожности, как и отсутствие фактора субъективного личного впечатления преподавателя.
- Высокая доля самостоятельности развивает творческие способности, реализует потребность придумывать и создавать.
- Использование в обучении самых современных учебных средств и технологий требует развития навыков взаимодействия с новейшими техническими средствами в динамичной информационной среде.
- Дистанционное образование позволяет проходить обучение людям с физическими недостатками, имеющим своеобразные индивидуальные черты и неординарные особенности.
- Платформы дистанционного образования дают возможность хранения, оперативной передачи, редактирования, доступа к данным и обработки информации различного объема и вида.
- Реализуется автоматизированный учет и ведение личных дел учащихся, вместо архивов печатных материалов.
Обратите внимание, что все перечисленные достоинства актуальны для высшего, профессионального, дополнительного образования, при незначительной важности практических навыков или в качестве информационной поддержки.
Недостатки дистанционного образования в основном связаны с ограничением важнейшей стороны жизни человека — личного общения.
Принципиальные недостатки дистанционного обучения особенно заметны в средних учебных заведениях:
- Отсутствие личного контакта с преподавателем и одноклассниками в важный возрастной период социализации через общение со сверстниками.
- Ограниченность обратной связи, поддержки преподавателя и одноклассников снижает уровень ответственности и собранности, что ведет к потенциальной утрате обучающимся интереса к учебе. Возможные трудности с оперативным получением ответа на вопрос, требуют от ученика самостоятельности в изучении темы, поиске информации и помощи. Кроме того, учителю труднее выявить проблему дистанционно. Пробел в одном, недопонимание в другом, пропущенные подробности в третьем, низкая инициатива, отсутствие помощи — и возникает систематическое снижение качества усвоения материала и успеваемости по предмету.
- Обучение преимущественно в письменной форме. С одной стороны, это повышает грамотность и культуру языка, с другой стороны, когда отсутствует эмоции, то и не развиваются коммуникативные навыки, которые требуются во всех областях жизни. Отсутствие навыков общения с незнакомыми людьми, выстраивания коммуникаций с авторитетными лицами, взаимодействия в разновозрастном коллективе снижает способность к дальнейшей адаптации в обществе.
- В среднем специальном учебном заведении дистанционное образование не может дать учащемуся практические навыки работы по выбранной специальности.
- Для реализации обучения необходим стабильный доступ к интернету и источникам информации. Особенно во время сдачи тестов, когда результат зависит не только от знаний, но и качества связи.
- Недостаточная компьютерная грамотность. Для того, чтобы полноценно получить все необходимые знания, учащийся должен быть технически подкован и разбираться в использовании онлайн-программ для того, чтобы принимать участие в онлайн-лекциях и пользоваться всеми необходимыми материалами для обучения.
- Проблема с идентификацией учащегося. Преподавателям сложно проследить, самостоятельно ли ученик выполняет все работы, сдает тесты или нет.
- Существенным минусом является обучение не в специально организованном классе, а в домашних условиях, рядом с кроватью, холодильником, телевизором. Размытие четко обозначенных границ времени и места обучения, невозможность непосредственного контакта с учителем приводит к трудностям соблюдения режима, повышает требования к самоорганизации учащегося, либо дополнительного участия других взрослых для контроля.
Все это представляют серьезные трудности для младших школьников и их родителей.
- Самое сложное в дистанционном обучении, это необходимость наличия у ученика жесткой самодисциплины и сильной мотивации. В дистанционном образовании очень важно самостоятельно настраиваться на учебу, многим людям это тяжело сделать без посторонней помощи, тем более детям. Учащийся должен иметь хорошую силу воли и самоконтроль, чтобы вовремя выполнять все задания.
Действительно, дистанционное обучение может оказаться недостаточно эффективным для людей с низкой самоорганизацией. В силу своей специфики, дистанционное обучение требует от учащегося ряда необходимых индивидуально-психологических качеств: ответственности, более высокого уровня самодисциплины, самостоятельности, высокой организованности, владение навыками тайм-менеджмента и т.д., которые в процессе обучения развиваются у мотивированных и целеустремленных учеников.
А как помочь тем детям, кто не обладает всеми этими качествами? Большая роль в этом отводится родителям – режим, правила, условия, границы, совместная деятельность, поддержка, похвала за усилия и даже малейшие результаты. Все это становится для ребенка ресурсом, необходимым для дальнейших усилий и формирования силы воли.
Одновременно родителям потребуется сохранять достаточную дистанцию, выражать уверенность в том, что ребенок сам способен справится и снова хвалить за успех и приобретенные навыки.
Для подростков, которые так стремятся подчеркнуть свою взрослость, ко всем предыдущим приемам воспитания, необходимо добавить передачу ребенку ответственности и контроля над учебным процессом и его результатом. Родителям важно выражать свои чувства и переживания, демонстрировать интерес к происходящим событиям, а также уважение доверия и права ребенка на собственное мнение и принятие его вместо контроля и наказаний. По-настоящему ценным будет способность родителей подчеркивать успехи, усилия и достижения ребенка, быть доступными и неосуждающими при обсуждении разных проблем. Выбор собственного пути и сепарация – трудная задача не только для повзрослевших детей, но и для их родителей.
Анита Дмитриева — магистр психологии,
семейный психотерапевт, клинический психолог,
член EABCT и АКПП
Фото: Image by Jan Vašek from Pixabay
Метка Анита Дмитриева, образование, онлайн, Психология
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Пластические хирурги: доктор Преображенский VC Данила Кузин
Один из ведущих пластических хирургов России Данила Кузин обсудил с онлайн-журналом Eclectic сериал, основанный на реальных событиях 1966 года.
-
Бумеранг, или опасная игра Армена Джигарханяна
Страсти вокруг личной драмы всенародного любимца, кумира Армена Джигарханяна продолжаются.
-
«Гуманитарные ценности – это фейк»
Виталий Милонов готов присмотреть за нажитым веками багажом европейцев
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.